Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Ирина Зимина,

В июле этого года московский метрополитен закупил 20 поездов, оснащенных системой автопилота. Когда Беларусь перенимет опыт ближайшего соседа? По словам директора минского метрополитена Ростислава Юрени, на третьей линии столичной “подземки” вполне могут быть запущены поезда с автоведением.

Беспилотные поезда - это поезда, которые управляются не человеком-машинистом, а компьютером. Внедрение такого транспорта началось в конце прошлого века, и сегодня автоматизированное метро успешно функционирует уже в нескольких десятках городов мира - в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америках.
 
Первые ласточки и их среда обитания
 
Первая полностью автоматизированная линия "подземки" была открыта в Париже - это произошло 15 октября 1998 г. Поначалу ветка №14 пустовала, и пустовала по довольно нелепой причине: люди просто боялись ездить в поезде без машиниста. Тогда руководство метрополитена прибегло к небольшой хитрости: посадило в кабину каждого состава человека в униформе. Псевдоводитель ничем на самом деле не управлял, но само его наличие действовало на пассажиров успокаивающе - дело тут же наладилось. Сегодня линия №14 никого не пугает, мало того, места в первом вагоне у лобового стекла - а в современном беспилотном поезде кабина машиниста отсутствует - чрезвычайно популярны у жителей и гостей Парижа.
  
Беспилотный поезд 14-й парижской ветки, фото: Wikipedia.org
 
В настоящее время прокатиться на автоматизированном поезде можно в Копенгагене, Барселоне, Тулузе, Лилле, Лозанне, Нюрнберге, Детройте, Майами, Лас-Вегасе, Маниле, Сингапуре, Алжире, Токио, Сеуле, Дубае и некоторых других городах.
 
Самая большая в мире система беспилотного метро располагается в Ванкувере (Канада). Общая протяжность трех линий SkyTrain составляет 68,7 км.

В прошлом году активно заговорили о беспилотном метро в Москве. Предполагалось, что к 2015 году автоматизированные поезда пустят на строящейся в данный момент Солнцевской линии и на Третьем пересадочном контуре. А в июле нынешнего года стало известно, что московский метрополитен закупил 20 поездов, оснащенных автопилотом, и планирует приобрести еще 80 подобных составов. Когда именно они будут запущены в эксплуатацию, к сожалению, не сообщается.
 
География беспилотного метро продолжает расширяться - скоро новые поезда, не нуждающиеся в машинистах, появятся в Милане и Риме, в Тайбэе и Нью-Йорке, в Фессалониках и Сан-Паулу.
  
Вагон метро в Дубаи, фото: Wikipedia.org

Как это работает?
 
На данный момент системы беспилотного железнодорожного транспорта подразделяются по степени автоматизации на 3 группы.
 
I. Поезда курсируют без участия человека, за открытие-закрытие дверей на станциях и реагирование в непредвиденных ситуациях отвечает электроника. Пример - метрополитен Копенгагена.
 
II. Поезда курсируют без участия человека, но в каждом составе постоянно находится работник метрополитена, обязанности которого - открытие-закрытие дверей на станциях, проверка билетов, а также принятие решений в кризисных ситуациях. Пример - Доклендское легкое метро в Лондоне.
 
III. Поезда курсируют без участия человека, но в голове каждого состава имеется кабина, откуда машинист контролирует открытие-закрытие дверей на станциях и берет на себя управление поездом в кризисных ситуациях. Пример - линия Виктории лондонского метро.
 
Разберемся, как работает беспилотный поезд на примере Копенгагенского метрополитена. Водителя-человека заменила здесь комплексная система АТС (от англ. Automatic Train Control). Она состоит из трех подсистем: ATO (от англ. Automatic Train Operation), ATP (от англ. Automatic Train Protection) и ATS (от англ. Automatic Train Supervisory). ATO - это автопилот, который ведет поезд по указанному расписанию, останавливает его на станциях и открывает-закрывает двери вагонов. ATP отвечает за выбор и поддержание скорости состава, расстояние между поездами, распознавание препятствий на пути, и т.д. ATS контролирует работоспособность всех элементов системы, включая рельсы, а также постоянно отслеживает местонахождение всех поездов метрополитена и передает получившуюся схему в режиме реального времени в Центр управления и технического обслуживания.
 
Поезд Копенгагенского метрополитена, фото: Wikipedia.org
 
Помимо непосредственно движения поездов, автоматизированные системы в метрополитене Копенгагена отвечают за энергоснабжение, вентилирование, видеонаблюдение, охранную сигнализацию и т.д.

Центр управления и технического обслуживания находится на станции Вестамагер и представляет собой комплекс сооружений: ангар для незадействованных в данный момент поездов, депо и здание с центральной компьютерной системой. В диспетчерской Центра постоянно дежурят 4 оператора - два из них наблюдают за работой ATC, один - за пассажиропотоком, и еще один контролирует функционирование дополнительных систем, таких как энергоснабжение, вентиляция и т.п.
 
Кабина управления поездом, совместимая с АТО, фото: Wikipedia.org
 
Быть или не быть?

Преимуществ у беспилотного метро - масса. Во-первых, это полное исключение "человеческой ошибки", в частности аварий, связанных с усталостью, невнимательностью машиниста и т.п. Во-вторых, возможность оперативно изменять количество поездов на линиях - диспетчеры контрольного центра в любую минуту могут ввести в систему дополнительные составы или вывести из нее ненужные. В-третьих, автоматика может работать 24 часа в сутки и не нуждается в отпусках или больничных.


Вагон автоматизированной 9-й линии Барселонского метрополитена, фото: Wikipedia.org
 
Разумеется, безопасности беспилотного метро уделили самое пристальное внимание. Так, все ключевые электронные системы поездов с автоведением избыточны и имеют двойное обеспечение: в случае выхода из строя того или иного компонента управление берет на себя дублирующий. Например, поезд может продолжать движение по маршруту, даже если половина его двигателей неисправна. Разумеется, информация о ЧП тут же передается в контрольный центр, и состав максимально быстро выводится из рабочей зоны.

Все беспилотные поезда снабжены электронной системой экстренной остановки, которая срабатывает в случае обнаружения на путях препятствий: людей или предметов. Кроме того, в целях безопасности многие станции беспилотного метро оборудованы платформенными дверями - автоматическими воротами в закрывающей тоннель стене, которые раздвигаются в нужный момент точно напротив дверей пришедшего поезда. Перед закрытием таких дверей подается звуковой и световой сигнал, а если пассажир все же замешкался, чувствительные к давлению края створок не позволят дверям захлопнуться.
 
Платформенные двери парижского метро, фото: Wikipedia.org
 
Тем не менее, при всех достоинствах автоматизированного метро противников у него хватает. И, пожалуй, главный их аргумент - психологический дискомфорт. Почему-то людям страшно доверить свою жизнь высокотехнологичным точным системам, но не страшно - человеку, подверженному стрессам, эмоциям, усталости и болезням. Парадокс… Кроме того, профсоюзы имеют к новинке претензии за уменьшение количества рабочих мест, а гики видят в беспилотных поездах предвестников восстания машин.
 
А у нас?
 
Что касается Беларуси, то, по словам директора минского метрополитена Ростислава Станиславовича Юрени, на третьей линии столичной "подземки" вполне могут быть запущены поезда с автоведением. Напомним, что ввод в эксплуатацию линии, соединяющей микрорайоны Зеленый Луг и Курасовщина, запланирован на 2017 г.
 
"Мы оборудуем новые станции платформенными дверями, а это по умолчанию предполагает наличие автоматизированных поездов. Правда, есть мнение, что повторится "парижская история": люди будут опасаться пользоваться транспортом без человека-водителя. - добавляет Юреня. - Поэтому, я думаю, в кабине каждого состава, по крайней мере на первых порах, будет постоянно присутствовать машинист с функцией наблюдателя".

Перспектива установки платформенных дверей на станциях минского метрополитена обсуждается уже давно. Главное их назначение - предотвратить случаи попадания людей на железнодорожное полотно. Для столицы случаи самоубийства, совершенные таким образом, стали уже наболевшей темой. Система платформенных дверей же сможет помешать попасть под колеса подвижного состава даже случайно.



Но реализация данного амбициозного проекта состоится еще нескоро. В ближайшее время пассажиры столичной подземки смогут прокатиться в вагонах с кондиционерами. Это будут вагоны 760-й серии, оснащенные системами внутреннего кондиционирования, стеклопакетами, электронным приводом и асинхронными тяговыми двигателями. Ожидается, что они поступят в распоряжение метрополитена в следующем году. Сейчас же в вагонах метро вентиляция осуществляется посредством воздухозаборников и форточек.

Кроме того, скоро в них появятся камеры видеонаблюдения - ими планируется оборудовать 36 вагонов. Также не исключено, что в следующем году на некоторых станциях установят "умные" эскалаторы, которые будут автоматически останавливать движущуюся ленту, если на ней нет пассажиров.

А вот насчет перспектив установки Wi-Fi в минском метро ничего неизвестно. Хотя по данным социологических исследований, проводимых в странах Евросоюза - именно беспроводного интернета в первую очередь ждет европейская молодежь от своих подземок. Почему-то их этот вопрос волнует куда больше, чем проблемы безопасности или наличие/отсутствие машиниста во главе поезда.

ОПРОС

Будете ли вы ездить беспилотными поездами метро?

3%
5%
16%
63%
12%
1 383 голоса
Нужные услуги в нужный момент