Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Марк Цукерберг а также социологи из ведущих университетов уверены, что анализ персональной информации скоро совершит революцию в мире маркетинга.

H&F рассказывает о специальностях, которые изменятся и станут востребованными в будущем. Одна из таких специальностей - социолог, умеющий анализировать и интерпретировать данные из интернета.

Каждый день пользователи Facebook ставят 2,7 млрд лайков, рассказывая о своих предпочтениях и реагируя на события. Кроме этого, юзеры периодически совершенствуют профили, добавляя информацию о своем возрасте, любимых фильмах и книгах, перемещениях по миру и так далее. Эти данные анализирует специальный отдел Facebook из 12 сотрудников с социологическим и психологическим образованием. Марк Цукерберг, как и социологи из ведущих университетов, уверен, что анализ персональной информации скоро совершит революцию в мире маркетинга. Создавать алгоритм этого анализа, проводить его и интерпретировать результаты - работа социолога будущего.

Кстати, аналитики уже подсказали Цукербергу несколько важных возможностей. Например, появление в правом верхнем углу ваших знакомых, которые еще не добавлены в друзья, - их рук дело. То же самое с таргетингом рекламы в зависимости от пола и последних кликов.

В России профессиональные социологи до сих пор предпочитают старую проверенную методику исследования - интервью, потому что не слишком верят в возможности интернета. Максимум, что могут предложить российские компании, - работать с таргетингом рекламы или создавать борды - маленькие социальные сети, в которых обсуждается конкретный продукт, работающие по принципу фокус-группы.

"В интернет-тестировании главная проблема - отсутствие репрезентативности, - поясняет Иван Климов из Высшей школы экономики. - Отобранные для исследования люди должны представлять все слои общества, а в цифровой среде мы так сделать пока не можем из-за низкого проникновения интернета". Однако Климов подчеркивает, что телефонные опросы по-настоящему репрезентативными в России стали только год назад: "Чтобы отражать реальную картину, телефонный опрос должен проводиться по двум номерам - мобильному и домашнему. И только в 2011 году уровень проникновения сотовой связи нам это позволил".

"К 2020 году в мире будет 25 млрд пользователей Сети и единиц техники, способной выходить в интернет", - такой прогноз недавно выдал известный инвестор Юрий Мильнер. Это значит, что социологи получат огромное количество информации, помогающей понять, что и почему думают люди по тому или иному поводу.

В России некоторые компании сделали шаг в сторону анализа подобных данных. "Яндекс" нанимает социологов в отдел исследований и аналитики. Правда, пока их деятельность носит прикладной характер. Например, ориентируясь на запросы пользователей в своем поисковике, отдел производит такие выводы: "У мужчин сильнее интерес к вокзалам, такси и автосервисам, а у женщин - к фитнес-центрам, больницам и государственным организациям".

Впрочем, интернет - не единственная среда, где продолжит развиваться социология. К примеру, запрос на ситуационный анализ деятельности компании, ставший популярным к концу нулевых, не перестает расти. "В основе этого метода - понимание того, что человеческие реакции часто зависят не от психотипа и индивидуальных склонностей, а от того, в какой ситуации человек оказался", - рассказывает Климов. Консалтинговые компании, занимающиеся оценкой персонала, нанимают социологов, которые приходят и опрашивают сотрудников по методике, которая в каждом случае разрабатывается индивидуально. На основе полученной информации составляется план повышения личной эффективности каждого работника и подразделения. 
Нужные услуги в нужный момент