Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Олег Галкин,

Какие IT-события 2012 г. были наиболее запоминающимися для белорусов? Насколько подорожали услуги связи в этом году? Как выросла и как изменилась аудитория Байнета? Как поменялись вкусы и предпочтения его посетителей? Сколько в Беларуси было продано планшетов, ноутбуков и мобильных телефонов? Читайте об этом в материале IT.TUT.BY, посвященном итогам года в цифровой сфере.

IT-событие года

Выход акций аутсорсинговой компании Epam Systems на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) однозначно воспринимается ка событие №1 для отечественной IT-сферы. Epam стала первой компанией с белорусскими корнями, которой удалось разместиться на столь влиятельной инвестиционной площадке.



Первоначально ее акции были выставлены по цене в $12 за штуку. С момента первого размещения стоимость ценных бумаг выросла к весне почти на 100%. На пике популярности они оценивались в $23,61. Правда, со временем акции слегка подешевели, и на данный момент их стоимость составляет $18,94. Но в целом выход компании на биржу аналитики все равно считают очень успешным.



Несмотря на значимость этого события для страны, эксперты отмечают, что оно практически никак не отразилось на имидже Беларуси.

"Никто, по сути, не подхватил этот факт, что белоруский флаг развивался (перед Нью-Йоркской биржей - прим. Авт.), - прокомментировал ситуацию в эфире TUT.BY генеральный директор ассоциации "Инфопарк" Владимир Басько. - На всех уровнях: и на государственном, и на уровне бизнеса, который мог бы этим воспользоваться, чтобы улучшить свое положение на внешних рынках. <…> Наверное, можно же было как-то его использовать, обыграть, для того, чтобы имидж нашей страны стал выше".

Подорожания года

Повышение цен на услуги связи в 2012 году было, пожалуй, самым, заметным и ощутимым IT-событием для большинства белорусов. Стоимость тарифов подняли все поставщики данных услуг: провайдеры, мобильные операторы и т. д. После случившейся в 2011 г. почти трехкратной девальвации национальной валюты и 108,7%-ной инфляции это было вполне ожидаемым шагом: ведь за использование частотных ресурсов и аренду фиксированных каналов связи они расплачиваются по тарифам, привязанным к курсу иностранной валюты. Следовательно, выручка операторов связи уменьшилась, и ее нужно было как-то компенсировать. Проблема лишь в том, что отнюдь не все белорусы могут похвастаться такой же привязанной к валюте зарплатой.

Вызванная валютным кризисом первая волна подорожаний прошла осенью-зимой прошлого года. В 2012 она повторилась. Большинство провайдеров повысило свои тарифы в среднем на 10-20%. Щедрее всех оказался byfly, повышение цен у которого составило не более 10%.

Что касается крупнейших сотовых операторов, то они поднимали цены то на одни, то на другие услуги в течение всего года. Но глобально можно выделить две крупнейшие “волны” подорожаний у Life:) и по три – у МТС и velcom, когда поднимались цены на услуги голосовой связи. Мобильный интернет пострадал меньше, поскольку операторы старались компенсировать подорожание интернет-пакетов добавлением в них большего количества трафика. Стоимость их поднялась в среднем на 20%.

А вот подсчитать однозначно, насколько подорожала голосовая связь, не так уж и просто. Дело в том, что на разных тарифных планах разные услуги подорожали неравномерно. Кроме того, необходимо учитывать, что механическое сравнение цен на абонентскую плату, внутренние и межсетевые звонки, отправку и SMS мало что скажет о реальном изменени стоимости звонков. Кроме того, многие тарифные планы включают в себя энное количество “бесплатных” мегабайт и минут, которые одни пользователи не упевают потреблять, а другим их явно мало.

Особенно это касается Life:), на котором внутрисетевые звонки и вовсе бесплатные. Кроме того, со введением ряда новых тарифов осенью, множество старых ушли в архив. Поэтому буду излагать только факты.

Так, на тарифе СУПЕР life:) стоимость звонков на номера других операторов повысилась с начала года с 169 до 229 рублей (+30%), а на НАШ life:) – cо 199 до 270 рублей (+35%).

“Бюджетный” тариф velcom “На связи” требовал в начале года абонентскую плату в размере 4.800 рублей, сейчас она составляет 7.000 рублей (+45%). Внутрисетевые звонки в дневное время на нем подорожали с 215 до 295 рублей (+39%), а межсетевые: с 620 до 849 (+37%).

Абонентская плата на велкомовских “Кедах” поднялась с 26.900 до 38.900 рублей (+45%).

Абонентская плата на тарифном плане Р300 от МТС поднялась с 30.000 до 40.000 рублей (+33%).

Обязательная ежемесячная плата на ТП “Отличном” от МТС – выросла с 14.900 до 26.900 рублей (+80%).



Как видим, разброс роста цен на отдельные услуги у мобильных операторов в 2012 г. составил от 30 до 80%. Впрочем, на этом хорошие новости не заканчиваются. Напоминаем, что в связи с отменой льготы на НДС почти на все услуги связи для физических лиц, с 1 января 2013 года связь вновь “потяжелеет” на 20%. Подорожание коснется таких услуг, как доступ в интернет, мобильная связь и даже услуги по регистрации доменных имен.

На полмиллиона больше

Руководитель проекта Gemius Belarus Михаил Дорошевич в эфире TUT.BY озвучил данные статистики пользователей Байнета за ноябрь. Согласно им, к 1 декабря 2012 г. в Беларуси насчитывалось 4,538 млн пользователей глобальной сети, а проникновение интернета в стране составило 56%. В ноябре 2011 года эти цифры составляли 4,063 млн и 50% соответственно.

Таким образом, за 2012 год Байнет за год подрос на 12% или – на полмиллиона людей.

Это очень хороший показатель. Несмотря на то, что в прошлом году интернет-аудитория выросла на 20%. Нужно понимать, что с каждым годом каждый процент уровня проникновения будет даваться все тяжелее”, - прокомментировал Михаил Дорошевич.



Так, в 2012 г. интернет-аудитория в Беларуси с марта до конца лета практически не росла, и лишь с сентября ее количество опять начало увеличиваться.

По данным Gemius, женщины сейчас составляют 51% пользователей белорусского сегмента Сети, мужчины - 49%. Чаще всего интернетом у нас пользуются люди в возрасте от 25 до 34 лет – их в Байнете насчитывается 30%.
Социальный состава аудитории Байнета на сегодняшний момент таков: 39% составляют специалисты с высшим образованием, 24% - специалисты и главные специалисты, 16% - школьники и студенты, рабочие без специальной квалификации – 2,5%, военнослужащие и милиционеры – 1,7%.

Постепенно уменьшается доля Минска. Если к концу 2011 г. 33% пользователей интернета в Беларуси были столичными жителями, то теперь на долю минчан приходится лишь 28%.

Вкусы и предпочтения Байнета

По данным измерений Gemius, которые приводятся на сайте ranking.by можно проследить, как менялись вкусы и предпочтения белорусов относительно различных технологических платформ.

Так, в прошлом году тройка наиболее популярных браузеров в нашей стране выглядела следующим образом: самым популярным была Opera, на втором месте находился Firefox, тройку лидеров делили Internet Explorer и Google Chrome.
На графике отчетливо видно, что в этом году ситуация изменилась. Стремительно набирающий популярность Google Chrome в феврале вырвался на второе место, оставив “Огненного лиса” на третьем месте. Браузер от Microsoft скатился на четвертую позицию и продолжает терять в весе. Opera же потеряла в 2012 г. некоторую долю белорусской аудитории, но ее позиции все еще очень сильны.



Еще одна знаковая перемена года – в Беларуси Windows 7 наконец-то стал популярнее Windows XP. Во всяком случае, впервые заходов в интернет с этой операционной системы стало больше. Это случилось в середине декабря. В мировом масштабе с Windows 7 этот перелом произошел еще в сентябре 2012 года.



Что касается свеженькой Windows 8, то к концу 2012 года ее доля по данным Gemius составила всего 0,64%. У Windows Vista, вышедшей в 2006 г., и того меньше – 0,56%. Linux также не относится к категории популярных ОСей в Беларуси – с него осуществлялось 0,35% заходов.

Наиболее трафикогенерирующими мобильными устройствами в Байнете в этом году были iPad, iPhone и Nokia 5230. К концу года доля просмотров интернет-страниц в белорусском сегменте с iPad составила 14,49%, с iPhone - 7,43%, с нокиевского смартфона - 2,37%.



Любопытно, что в сети Life:) картина с мобильным интернетом несколько отличается от той, что наблюдается "в среднем по больнице". Там наибольшее количество трафика генерируют смартфоны от китайского производителя Huawei.



Другие сотовые операторы столь подробной раскладки не представили.

Сколько приехало железа?

Какое количество в этом году было продано в Беларуси персональных компьютеров, не знает никто. Поскольку среднестатистический десктоп представляет собой конструктор, собранный из составных частей, разными путями попадающих в нашу страну, подсчитать точное число их продаж весьма затруднительно. Раньше эксперты пытались оценить рынок персональных компьютеров по количеству ввозимых процессоров, однако этот способ был признан неэффективным.



Точно так же туманной представляется и картина с количеством проданных в 2012 г. планшетов. Существуют разные оценки их числа, но единого мнения на этот счет нет. Эксперты сходятся лишь в одном: в 2012 г. их продажи выросли по сравнению с 2011 г. в разы, однако бума не произошло. Теперь он ожидается в 2013 г.

"Существуют два четких сегмента, которые пользуются спросом в Беларуси - это бюджетные планшеты от китайских производителей и устройства премиум-класса, такие как Apple, Samsung, Asus", - пояснил Алексей Голуб, руководитель IT-департамента представительства компании Samsung в Беларуси.

Ситуация с ноутбуками более четко просматривается. Согласно данным Государственного таможенного комитета Беларуси, опубликованным на сайте Белстата, с января по сентябрь в республику было завезено 327 тыс. портативных компьютеров общей стоимостью в $122,62 млн. И хотя еще не до конца собрана статистика за последние три месяца, уже сегодня очевидно, что в этом году белорусы купят рекордное количество ноутбуков. Так, в 2010 г. количество официально ввозимых ноутбуков составило всего около 120 тыс. единиц, а в 2011 г. - 175 тыс. единиц.



Впрочем, Алексей Голуб уверен, что реальные продажи составят все же несколько меньше. Он подчеркнул, что спрос на них в этом году был несколько переоценен, и большое количество ноутбуков может встретить Новый Год на складах магазинов и поставщиков.

С января по ноябрь по официальным каналам в Беларуси было продано около 250 тыс. ноутбуков, что уже само по себе является рекордом. Сколько же их было завезено по серым схемам - опять-таки тоже большой вопрос.

"Есть мнение, что "серый" рынок ноутбуков равен "белому" рынку, - сообщил Алексей Голуб. - Если это правда, то получается, что всего в этом году их могло быть продано в районе 500 тыс".

Выросли цифры и по продажам мобильных телефонов. Согласно данным Государственного таможенного комитета с января по октябрь 2012 г. в Беларусь было импортировано 1,25 млн "трубок" на сумму в $100 млн. Это чуть больше, чем было завезено с января по ноябрь 2011 г. - тогда эта цифра составила 1,05 млн штук. Директор директор ИП "АйТи-Макс" Александр Трусь оценил рынок мобильных телефонов в этом году в 1,6-2 млн устройств.

Реальный объем продаж мобильных телефонов в Беларуси с января по ноябрь 2012 г. составил 1,292 штук, из них 405 тыс. - смартфоны. Доля продаж смартфонов из года год неуклонно растет, и уходящий год не стал исключением. Во многом это заслуга сотовых операторов, которым удается реализовывать их лучше всего. По оценке специалистов, в структуре продаж сотовых операторов их доля доходи до 60-70% от общего числа продаваемых мобильных устройств, в то время как в розничных сетях она обычно не превышает 20%.



Так, доля смартфонов в сети velcom за 11 месяцев 2012 года увеличилась почти в 2 раза, а в структуре продаж по результатам ноября они занимают более 55%.

Наиболее популярными для белорусов остаются смартфоны в ценовых сегментах $100-200 и $200-300.

Что касается конкретных производителей, то самыми популярными в этом году были мобильные телефоны от компании Samsung. На втором месте по продажам находятся "трубки" от Nokia, причем около 90% из них пришлось на долю обычных кнопочных мобильных телефонов. На третьем расположилась продукция Huawei. В принципе, по графику Gemius, на котором изображена статистика просмотров интернет-страниц Байнета за 2012 г., отчетливо видно, что белорусы постепенно теряют интерес к продукции Nokia, в то время как позиции Samsung и Apple укрепляются.

Какие еще IT-события 2012 года запомнились экспертам - смотрите в нашей передаче "Итоги 2012 года глазами ИТ-экспертов".
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-18%
-20%
-10%
-10%
-10%
-30%
-10%
-15%