Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Доска и мел остались в прошлом. Немецкие школьники все чаще работают с ноутбуками. Занятия в так называемых компьютерных классах особенно полезны для детей из семей иммигрантов.



Когда в восемь утра в берлинской школе имени Генриха Манна начинается урок математики, первым делом двадцать школьников вынимают свои ноутбуки из сумок. В классе слышно, как стучат по клавиатуре пальцы и щелкают кнопки мышек, которыми пользуются восьмиклассники. Тема урока - теорема Пифагора: где находится катет и как вычислить длину гипотенузы?

Условия задач школьники читают на мониторе ноутбука, а не в учебнике. Пользуясь программой обучения в режиме онлайн, учительница математики Забине Лемке (Sabine Lemke) дает индивидуальные задания всем ученикам. Восьмиклассники решают задачи каждый в своем темпе. А по окончании урока они могут продолжить работу уже дома.

Компьютер нужен не только для общения

"Школьники в любом случае растут с ноутбуком и смартфоном, так что, я думаю, важно показать им, что с помощью этих устройств можно не только общаться или играть в игры", - говорит Лемке. Три года назад она выступила инициатором создания компьютерных классов, в которых на занятиях вместо учебников используют ноутбуки. С тех пор 20 учеников могут выбрать обучение в цифровом формате.

Ян Кархнер (Jan Кarcher) проходит в берлинской школе педагогическую практику. Молодому стажеру нравится, что здесь на уроках работают с ноутбуками. Он, как будущий учитель, не может игнорировать новый тренд, несмотря на то, что во время его обучения в университете такие занятия не являлись приоритетом. "Мы почти не проходили это в университете, - рассказывает Кархнер. - Нам показали несколько программ, но уже тогда они были настолько устаревшие, что школьникам было бы скучно работать с ними".

С новым трендом Ян Кархнер ближе познакомился при подготовке своей научно-исследовательской работы, в которой изучил преимущества и недостатки использования компьютеров на уроках. "Иногда школьники перегибают палку, особенно когда используют эффекты и сложную графику для презентации рефератов", - подводит итог Ян Кархнер. По его мнению, в некоторых работах, которые школьники представляют с помощью программы Power Point, из-за различных спецэффектов не уделяется должного внимания сути того, о чем идет речь.

"Умная доска" заменила обычную

В тех классах, где ученики занимаются с ноутбуками, учителя, как и на обычных уроках, работают у доски. Но с одним отличием: вместо привычной доски на стене висит так называемая "умная" доска (smart board). Она работает по принципу огромного сенсорного экрана, на котором Забине Лемке и ее воспитанники могут рисовать геометрические фигуры.

Восьмиклассникам такие занятия нравятся. "Мы же живем в 21-м веке, поэтому подобное оборудование соответствует нашему времени", - говорит один из школьников. Многие в классе уверены, что, имея опыт работы с компьютерными программами, они смогут повысить свои шансы при поиске места для профессионального обучения.

Забине Лемке называет и другие преимущества цифрового обучения. По ее словам, некоторые подростки стали охотнее учиться, при этом они получают больше удовольствия от самого процесса обучения. Например, ученики, которые страдают легастенией (затрудненное приобретение навыков чтения и письма).

"Им намного легче набирать тексты в компьютере, чем писать от руки", - делится своими наблюдениями учительница. Еще один плюс: как только ноутбуки появились в классе, улучшились даже отношения между учителями и учениками.

По признанию Забине Лемке, раньше учителя неоднократно жаловались на отсутствие должного уважения со стороны школьников и их нежелание учиться. Многие ребята живут в неблагополучных семьях с невысоким достатком и языковыми проблемами.

Кроме того, раньше некоторые из родителей не особо интересовались успеваемостью своих детей. С тех пор как в классах появились компьютеры, такие проблемы остались в прошлом. Ученики и их родители довольны новым проектом "Ноутбук в классы". Теперь родители чаще спрашивают, что их дети проходили в школе, а также предлагают свою помощь, подчеркивает Лемке.

Без тетрадей не обойтись

Тем не менее ноутбук не может полностью заменить ручку и тетрадь. "Компьютер не является универсальным средством", - указывает Забине Лемке. Если проектор перегреется, он не сможет работать, и тогда новая "умная" доска остается выключенной. В таких случаях Забине Лемке возвращается к тетрадям.

Но существуют и другие недостатки. Работая с ноутбуком, ученики, например, могут отвлекаться на другие занятия. Заглянув в свой компьютер, Лемке всегда может убедиться, действительно ли учащиеся заняты теоремой Пифагора, а не играют в онлайн-игры.

Кроме того, доступ к некоторым сайтам для школьников заблокирован. Тем не менее они иногда пользуются своим личным ноутбуком, чтобы заниматься другими делами, сетует Забине Лемке: "Раньше по классу ходили записки, а теперь работает Bluetooth". 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-18%
-25%
-10%
-20%
-10%
-16%
-42%
-25%