Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Наталья Матвеева,

Развитие информационных технологий меняет устоявшиеся экономические отношения. "Любой человек может сегодня производить информационный продукт, ведь средство производства - компьютер с доступом в интернет - у него уже есть", - убежден профессор университета Оттавы (Канада) Павел Андреев. Как ни парадоксально, материально незаинтересованные люди часто создают даже лучший продукт, нежели те, кто работает за вознаграждение.

Многие эксперименты, поставленные в различных университетах мира, давали удивительный на первый взгляд результат - если двум командам задавали одинаковое интеллектуальное задание, и одной обещали деньги, а вторую мотивировали "за интерес", то быстрее справлялась команда "энтузиастов".

"Общество поменялось. Сегодня человеку важны не только деньги, но и уважение коллег, известность, чувство сопричастности к чему-то общественно значимому", - рассказал Павел Андреев. На Третьей Международной экономической конференции в Минске, организованной Белорусским экономическим исследовательско-образовательным центром BEROC, он рассказал журналистам о новейших исследованиях в этой сфере.

Западные ученые заговорили о новой форме мотивации - Social Production . Этот термин можно перевести как социальное - или общественное - производство. Таким образом, утверждает Павел Андреев, "на сегодняшний день в обществе создалась третья форма мотивации, кроме иерархической и рыночной. Неважно, где ты живешь - можно производить продукт дома и распространять его во всем мире".

Современные компании вынуждены постоянно генерировать инновации для того, чтобы удержаться на рынке. В какой-то момент возникает ситуация, когда это становится невозможно делать за счет внутренних ресурсов предприятия.

Social Production

"Наибольшее число инноваций приходит от клиентов. Потому что если сегодня клиент не является одним из создателей продукта - то компания не будет успешной. Например, единственная оставшаяся в США компания по производству футболок на своем сайте собирает эскизы клиентов, которые предлагают свой дизайн. Существует рейтинг эскизов, клиенты голосуют… И этот бизнес процветает. Потому что клиент участвует в создании продукта", - считает Павел Андреев.

Очевидно, что продукция, произведенная путем Social Production , создает конкуренцию продукту, произведенному традиционным способом. Один из очевидных примеров: пользователи интернета сегодня стали серьезными конкурентами профессиональным массмедиа. Означает ли это, что в будущем мир будет отказываться от услуг профессионалов?

"Я не утверждаю, что информационный продукт, который создается социумом, может заместить собой традиционные СМИ. Эффект замещения очень сложен, и невозможно добиться стопроцентного замещения", - говорит Павел Андреев.

К примеру, просмотр фильма в кинотеатре в любом случае совсем не то же самое, что просмотр того же самого фильма на домашнем компьютере.

"Покупая букридер, читая информацию в соцсетях, мы создаем новую деятельность, которой раньше не было, получаем новые возможности, создаем новый спрос, которого, возможно, вчера еще не было… Все вместе это только расширяет возможности человека. И прелесть всего этого – что мы только в начале пути. Инновации будут развиваться с огромной скоростью", - прогнозирует профессор.

По мнению Павла Андреева, белорусские специалисты вполне могут принять участие в создании новых продуктов посредством Social Production .

"Я считаю, что в Беларуси идеальные условия для этого - тут человеческий потенциал огромен. Мало где в мире люди столько вкладывают в образование своих детей, требуют готовиться к занятиям и так далее. Поэтому тут не надо делать инвестиций - все, что надо для развития высоких технологий, в Беларуси есть", - подчеркивает эксперт. 
Нужные услуги в нужный момент