• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Офтоп
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Прогноз: «Без урегулирования политического кризиса экономика будет терять миллиарды в год»
  2. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  3. Личный опыт. Как в Беларуси стартовало бесплатное исследование иммунитета против COVID-19
  4. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  5. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  6. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  7. После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали
  8. Экс-капитана Генштаба за фото документа «польскому телеграм-каналу» приговорили к 18 годам за госизмену
  9. Стоматолог понятно объясняет, нужны ли вам брекеты и что о них важно знать
  10. Уволенному директору Оперного театра нашли новую работу
  11. Виновен посмертно. Верховный суд рассмотрел апелляцию по делу застреленного силовиками Шутова и его друга
  12. В Минске рассматривают большое «дело студентов». К зданию суда пришли более ста человек, прошли задержания
  13. Белорус принял участие в «спецоперации» и лишился более 200 тысяч долларов
  14. Лукашенко подписал указ о застройке 10 квадратных километров на севере Минска
  15. «Патэлефанавалi з пытаннем, цi ўпэўненая я ў бяспецы маiх дзяцей». Зоркі — пра паўгода ў эміграцыі
  16. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  17. «Мы, иностранцы, с ума сходим». Белоруска уехала за мужем в сектор Газа и теперь вынуждена жить на войне
  18. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  19. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  20. Возле Дома правосудия в Минске задержана журналист TUT.BY. В РУВД к ней не пускают адвоката
  21. Лукашенко — о восстановлении горевшего костела в Будславе: Без государства [белорусы] ни черта не сделают все равно
  22. Биолог рассказал, как вырастить богатый урожай капусты. Вот пять правил
  23. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  24. «Родителям сказал, что пойду пожить к другу». Студент отсидел три месяца, услышал приговор и сбежал за границу
  25. Суарес почти 20 лет счастлив с одной женщиной (встретил ее в 15 и влюбился с первого взгляда)
  26. Госстандарт запретил продажу мыла ручной работы белорусского бренда Karali
  27. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  28. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси
  29. Флаги везде, «супермитинги» и «неотданная любимая». Как власть отвечала на идеи оппонентов
  30. Израиль начал в секторе Газа военную операцию. Рассказываем обо всех предыдущих попытках


Яни Пиркола, фото из Twitter
Яни Пиркола, фото из Twitter
Интернет переживает кризис среднего возраста. Недавно ему исполнилось 40, и он начал переход в трехмерное измерение. Хотя в этом направлении делаются только первые шаги, сторонники таких перемен называют их естественными и неизбежными, утверждая, что через несколько лет 3D-интернет получит широкое распространение. По их мнению, трехмерные технологии сделают всемирную сеть более социальной и обеспечат новые мощные средства для взаимодействия людей с контентом и друг другом в сфере образования, бизнеса и медицины.

Яни Пиркола (Jani Pirkola), проповедник 3D-интернета из центра развития высоких технологий в финском городе Оулу, предсказывает, что процесс начнет набирать обороты в 2018 году и во главе его будут стоять молодые пользователи и учебные заведения. По мнению Пиркола, который занимает пост исполнительного директора компании 3D CyberLightning, 3D-интернет завоюет популярность быстрее своего двухмерного аналога: "В сравнении с переходом от электронной почты и телефонов к всемирной сети, следующий шаг в трехмерное измерение не так и велик. Люди уже привыкли искать информацию в интернете и работать с компьютером".

Что же такое 3D-интернет? Представьте себе множество взаимосвязанных виртуальных миров, открытых для пользователя, где он, "телепортируясь" из одного мира в другой, ищет необходимые ему услуги. Здесь применяются многие из основных технологических компонентов двухмерного интернета – например, браузер, средства поиска и серверы. Отличие же 3D-интернета от двухмерного состоит в применении трехмерной компьютерной графики и, в большинстве случаев, аватаров. Благодаря им 3D-интернет, считает Пиркола, станет более социальным, чем 2D-сеть: "3D-интернет социален по своей природе. Читая тот или иной документ, вы видите других людей, которые изучают его же. Вы свободно общаетесь с теми, чьи интересы совпадают с вашими, или кто пользуется теми же услугами".

Виртуальные миры становятся общедоступными

Виртуальные миры и трехмерные технологии в режиме онлайн – не новость, но их применение носит пока развлекательный характер. Аватары, телепортация и 3D-среда присутствуют во многих видеоиграх, а также в онлайновых виртуальных мирах – например, в Second Life. Между тем такие компании, как 3DInternet, применяют трехмерное видео и моделирование для создания иммерсивных обучающих программ для специалистов в сфере электроэнергетики, военного дела, служб экстренного реагирования и других заказчиков.

Вместе с тем активисты утверждают, что 3D-интернет перешагнет эти рамки, перейдя в сферу образования, бизнеса, медицины и другие области. Их прогноз подкрепляется отчетом исследовательской фирмы Gartner за 2012 год. Согласно разработанной Gartner схеме "цикла зрелости" новых технологий, виртуальным мирам потребуется 5-10 лет, чтобы стать общедоступными или, по выражению аналитиков этой фирмы, достичь "плато продуктивности". "Думаю, виртуальные миры будут скорее использоваться как новая среда, объединяющая множество коммуникационных технологий", – говорит Юха Ала-Мурсула (Juha Ala-Mursula), исполнительный директор агентства по экономическому развитию Оулу, которое в прошлом году представила бесплатный прототип realXtend для жителей этого города.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (9.72 МБ)
Рассказ о VRML - языке моделирования виртуальной реальности в интернете, автор - enSHtEIN88, YouTube

В отчете по рынку виртуальных миров, подготовленном консалтинговой фирмой KZero, говорится о том, что в 2011 году общее количество учетных записей для подключения к виртуальным мирам составило около 1,4 миллиарда, что превышает показатель предыдущего года более чем на 400 миллионов. Прослеживается и такая тенденция: подавляющее большинство (97%) учетных записей принадлежит пользователям моложе 25 лет, причем 70% из них не достигли 15-летнего возраста. Пиркола считает этот факт знаменательным: лет через 10 представители этой демографической категории начнут принимать бизнес-решения, склоняясь, естественно, к привычным для них коммуникационным технологиям, в том числе к трехмерному интернету.

Совершенствование пользовательских функций

Хочу, однако, предупредить: если вы полагаете, что 3D-интернет подобен бесконечной видеоигре с шикарной реалистичной графикой, то вас ждет разочарование. Пиркола напоминает, что виртуальные миры для профессиональных видеоигр создают десятки художников, чьи бюджеты сопоставимы с бюджетами фильмов. В сравнении с ними 3D-интернет может выглядеть утилитарным. "3D-сервисам, возможно, придется частично пожертвовать внешним видом и скоростью, – говорит Пиркола. – Игры всегда будут сохранять лидирующее положение".


Проект Kataspace - возможный прообраз социальной сети 3D-интернета

Первые образцы сервисов 3D-интернета (или, по крайней мере, сервисов, готовых к 3D-среде, которые станут полностью трехмерными, когда технология достигнет зрелости) включают сервис виртуальных путешествий компании CyberLightning. Он позволяет потенциальным туристам "посетить" город Оулу, а также близлежащие пляж и лыжный курорт. Другой пример – проект realXtend, благодаря которому пользователи смогли побывать в виртуализированных картинных галереях Берлина в рамках мероприятия Berlin Gallery Weekend 2012. В некотором роде простые и мультипликационные, эти решения позволяют почувствовать потенциальные возможности трехмерных сервисов. По мнению Пиркола, улучшение пользовательских функций 3D-интернета будет происходить по мере увеличения производительности компьютеров, а в ряде случаев – в ходе совершенствования самих аватаров. Однажды пользователи смогут посредством веб-камеры фиксировать мимику и жесты и передавать их своему аватару. Общение аватаров будет больше похоже на личное общение, чем видеозвонок.

На пересечении 3D-интернета и интернета вещей

Трехмерные технологии могут оказаться полезными всему спектру услуг, начиная от виртуальных совещаний (представьте систему телеприсутствия следующего поколения), программ обучения, моделирования и учебных сессий до чатов, встреч групп поддержки в сфере здравоохранения и даже покупки одежды, мебели и автомобилей. Представьте, что вы можете подобрать обивку для салона своей новой машины и другие детали, прежде чем приобрести ее, или же, используя аватар, проверить, как вы будете смотреться в ней.

Действительный интерес 3D-интернет представляет на пересечении с интернетом вещей и обогащенной реальностью, открывая возможности контроля реального мира через виртуальный. Возможные сценарии варьируются от виртуального посещения бабушки до контроля температуры, освещения, средств связи и дверных замков в зданиях. Виртуальные версии крупных зданий или промышленных предприятий позволят, например, значительно упростить и ускорить обнаружение источника опасности и принятие соответствующих мер.

Пусть расцветают сто цветов

Значительная часть работы по подготовке к 3D-интернету ведется в городе Оулу, расположенном в 600 км на север от Хельсинки. Так, первая совместная научно-исследовательская лаборатория Intel и Nokia расположена в Центре совершенствования интернет-технологий (Center for Internet Excellence, CIE) – инновационно-исследовательском подразделении Университета Оулу. Обе упомянутые выше трехмерные платформы (CyberLightning и realXtend) тоже базируются в Оулу.


Университет Оулу, фото с wikipedia.org

Благодаря работе, проводимой в таких центрах, по всему миру расцвели мириады виртуальных миров и засверкали разнообразными оттенками трехмерные платформы, такие как Open Wonderland, MeshMoon, OpenSim и Sirikata. Пиркола считает, что realXtend должна стать единой платформой 3D-интернета, но для этого требуется широкое сотрудничество разработчиков, поскольку это – открытый проект. Стоящая перед ними первоочередная задача состоит в разработке общих стандартов для аватаров и виртуальных миров в целях обеспечения функциональной совместимости. "Двухмерный графический пользовательский интерфейс исчерпал свои возможности, необходимо двигаться дальше и завоевывать трехмерный мир", – считает Ала-Мурсула.

Вытеснит ли трехмерный интернет двухмерный? По мнению Пиркола, нет: 2D- и 3D-приложения будут использоваться одновременно в зависимости от потребностей. "Люди ведь по-прежнему слушают радио, – веско замечает он. – Так что всемирная сеть останется с нами навечно".
-21%
-10%
-25%
-20%
-10%
-10%
-8%
-12%
0069757