• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  2. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  3. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  4. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  5. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  6. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  7. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  8. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  9. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  10. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  11. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  12. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  13. «В киевской миграционке мне сказали, что я в первой десятке». Айтишник — о переезде в Украину
  14. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  15. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  16. Бойкот фанатов, новый КоАП, пенсионные изменения, падение зарплат и наши красавицы — все за выходные
  17. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  18. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  19. Названы победители «Золотого глобуса» (почти без сюрпризов)
  20. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  21. В Беларуси создали собственную ракету для «Полонеза» (ее очень ждал Александр Лукашенко)
  22. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  23. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  24. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  25. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  26. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  27. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  28. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  29. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  30. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля


Тридцать пятый пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с морской платформы в Тихом океане в рамках программы "Морской старт" (Sea Launch) завершился аварией. По предварительным данным, сразу после старта ракета отклонилась от заданной траектории, а затем на пятидесятой секунде полета аварийно отключился двигатель первой ступени. Ракета упала в океан.



Старт ракеты-носителя "Зенит-3SL" с плавучей платформы в Тихом океане

Немного истории

Аварии в проекте Sea Launch происходили и раньше — новая нештатная ситуация стала третьей в истории этой программы. Первая произошла 12 марта 2000 года во время третьего с начала программы пуска. Он состоялся в 6.49 по местному времени, на борту находился спутник мобильной связи ICO F-1. При запуске двигателей второй ступени ракета начала отклоняться от заданной траектории. Через два часа после пуска представители консорциума Sea Launch объявили, что "Зенит" потерпела аварию, а спутник потерян.

Трехступенчатая ракета-носитель "Зенит-3SL" разработана на основе ракеты "Зенит-2", запускаемой с Байконура, и космического разгонного блока ДМ. Первые две ступени ракеты выпускает днепропетровский завод "Южмаш", а третью ступень, разгонный блок ДМ-SL — российская РКК "Энергия". Двигатель РД-171, работающий на керосине и жидком кислороде, разработан российским НПО "Энергомаш". "Зенит-3SL" предназначена для вывода спутников на высокие орбиты и способна перевозить полезную нагрузку массой до шести тонн.

В ходе расследования специальная комиссия установила, что к аварии привело незакрытие клапана пневмосистемы второй ступени из-за программной ошибки в наземной системе. Открытый клапан, в свою очередь, вызвал потерю давления газа в системе, что привело к сбою автоматики рулевого двигателя и его последующей остановке.

29 июня 2004 года с плавучей платформы в Тихом океане запускали спутник связи Telstar-18. На сей раз у "Зенита" отказал разгонный блок ДМ-SL. Согласно официальному пресс-релизу, при запуске в бортовой кабельной сети разгонного блока произошло замыкание. В итоге маршевый двигатель ДМ-SL отключился досрочно и "Зенит" не сумел вывести спутник на нужную орбиту. Пуск признали "частично успешным".

Самая масштабная авария в рамках программы Sea Launch произошла почти ровно шесть лет назад — 30 января 2007 года по местному времени или 31 января — по московскому. Практически сразу после пуска двигателей ракета, которая должна была доставить на орбиту нидерландский спутник связи NSS-8, провалилась в стартовый стол. Произошел взрыв. Последующий осмотр места происшествия представителями Sea Launch показал, что серьезных повреждений пусковая платформа не получила, и ее отправили в порт приписки — американский Лонг-Бич — на косметический ремонт.

Причиной аварии специальная комиссия назвала отказ и возгорание двигателя первой ступени РД-171М из-за попадания в насос окислителя посторонней металлической частицы.


Сборка ракет "Зенит-3SL" в Лонг-Бич, Калифорния


Ракета "Зенит-2" на космодроме Байконур

Тридцать пятый

Что стало причиной последней нештатной ситуации, пока до конца непонятно. Расследовать инцидент будет специальная комиссия — ее организует Центр управления полетами. Предварительно известно лишь, что вскоре после старта ракеты (9.56 по белорусскому времени, 20.56 31 января по местному времени) двигатель первой ступени РД-171, изготовленный НПО "Энергомаш", перестал работать.

Сразу после инцидента исполнительный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев пообещал провести экспресс-анализ телеметрической информации пуска ракеты. Разработчик самой ракеты "Зенит" — украинское КБ "Южное" — также взялся разобраться в причинах фальстарта. "Наши специалисты где-то через пять часов получат телеметрию. Мы будем работать в субботу и в воскресенье, и в понедельник мы, возможно, уже сможем сделать предварительные выводы о причинах аварии. Специалисты РКК "Энергия" (которая разработала для ракеты "Зенит-3SL" разгонный блок ДМ-SL.Прим.) тоже занимаются анализом данных", — рассказали РИА "Новости" в КБ.

Тем временем источник "Интерфакса" в ракетно-космической отрасли предположил, что сбить ракету с правильной траектории могло сильное волнение Тихого океана. По его словам, стабилизирующие двигатели пусковой платформы едва справлялись с качкой, в то время как для успешного пуска необходима полная устойчивость пусковой поверхности: к ней привязано все навигационное и гироскопическое оборудование ракеты и платформы.

Поскольку "Зенит" с самого старта ушел с нужной траектории, по мнению собеседника агентства, можно говорить о том, что системы ракеты сразу определили нештатную ситуацию из-за качки и включили двигатели на увод ракеты от пусковой платформы Odyssey. "Ракета упала в океан, командное судно и плавучий космодром не пострадали", — подытожил представитель ракетно-космической отрасли.

Источник РИА "Новости" указывает на другую возможную причину аварии. "Пятидесятые-шестидесятые секунды — это время прохождения ракетой максимальных аэродинамических нагрузок, и поскольку это время является наиболее трудным с точки зрения управления ракетой, скорее всего, авария произошла из-за сбоя в системе управления, что, в свою очередь, может означать целый комплекс причин. К примеру, либо были выданы неправильные команды, либо команды неправильно выполнялись", — заявил собеседник агентства.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем твиттере приводит и вовсе иное описание аварии. По словам чиновника, автоматическая команда на отключение двигателей поступила на 20-й секунде полета.

Ракета

Как бы то ни было, но причина аварии, скорее всего, кроется все-таки в самой ракете-носителе. Что именно произошло, предстоит выяснить комиссии, однако сейчас необходимо помнить о двух важных фактах.

Во-первых, в общей сложности ракеты-носители семейства "Зенит-2" запускали 78 раз. Восемь пусков закончились авариями, еще четыре признали частично успешными. Например, 9 ноября 2011 года ракета "Зенит-2SLБ" стартовала с Байконура с российской автоматической межпланетной станцией "Фобос-Грунт" на борту — сама ракета тогда отработала штатно, в отличие от двигательной установки космического аппарата.

Во-вторых, генеральный конструктор КБ "Южное" Станислав Конюхов, комментируя неудачный пуск ракеты с морской платформы еще в 2000 году, заявил тогда, что пять аварий на 34 пуска ракет семейства "Зенит-2" — "нормальная статистика" для ракет такого класса, она лишь свидетельствует о их надежности. И раз программу пусков с тех пор никто не остановил, значит, участников и партнеров Sea Launch все устраивает.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Видео неудавшегося старта 
-5%
-20%
-10%
-15%
-10%
-50%
-10%
-25%
-35%
-20%
0072641