Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Тридцать пятый пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с морской платформы в Тихом океане в рамках программы "Морской старт" (Sea Launch) завершился аварией. По предварительным данным, сразу после старта ракета отклонилась от заданной траектории, а затем на пятидесятой секунде полета аварийно отключился двигатель первой ступени. Ракета упала в океан.



Старт ракеты-носителя "Зенит-3SL" с плавучей платформы в Тихом океане

Немного истории

Аварии в проекте Sea Launch происходили и раньше — новая нештатная ситуация стала третьей в истории этой программы. Первая произошла 12 марта 2000 года во время третьего с начала программы пуска. Он состоялся в 6.49 по местному времени, на борту находился спутник мобильной связи ICO F-1. При запуске двигателей второй ступени ракета начала отклоняться от заданной траектории. Через два часа после пуска представители консорциума Sea Launch объявили, что "Зенит" потерпела аварию, а спутник потерян.

Трехступенчатая ракета-носитель "Зенит-3SL" разработана на основе ракеты "Зенит-2", запускаемой с Байконура, и космического разгонного блока ДМ. Первые две ступени ракеты выпускает днепропетровский завод "Южмаш", а третью ступень, разгонный блок ДМ-SL — российская РКК "Энергия". Двигатель РД-171, работающий на керосине и жидком кислороде, разработан российским НПО "Энергомаш". "Зенит-3SL" предназначена для вывода спутников на высокие орбиты и способна перевозить полезную нагрузку массой до шести тонн.

В ходе расследования специальная комиссия установила, что к аварии привело незакрытие клапана пневмосистемы второй ступени из-за программной ошибки в наземной системе. Открытый клапан, в свою очередь, вызвал потерю давления газа в системе, что привело к сбою автоматики рулевого двигателя и его последующей остановке.

29 июня 2004 года с плавучей платформы в Тихом океане запускали спутник связи Telstar-18. На сей раз у "Зенита" отказал разгонный блок ДМ-SL. Согласно официальному пресс-релизу, при запуске в бортовой кабельной сети разгонного блока произошло замыкание. В итоге маршевый двигатель ДМ-SL отключился досрочно и "Зенит" не сумел вывести спутник на нужную орбиту. Пуск признали "частично успешным".

Самая масштабная авария в рамках программы Sea Launch произошла почти ровно шесть лет назад — 30 января 2007 года по местному времени или 31 января — по московскому. Практически сразу после пуска двигателей ракета, которая должна была доставить на орбиту нидерландский спутник связи NSS-8, провалилась в стартовый стол. Произошел взрыв. Последующий осмотр места происшествия представителями Sea Launch показал, что серьезных повреждений пусковая платформа не получила, и ее отправили в порт приписки — американский Лонг-Бич — на косметический ремонт.

Причиной аварии специальная комиссия назвала отказ и возгорание двигателя первой ступени РД-171М из-за попадания в насос окислителя посторонней металлической частицы.


Сборка ракет "Зенит-3SL" в Лонг-Бич, Калифорния


Ракета "Зенит-2" на космодроме Байконур

Тридцать пятый

Что стало причиной последней нештатной ситуации, пока до конца непонятно. Расследовать инцидент будет специальная комиссия — ее организует Центр управления полетами. Предварительно известно лишь, что вскоре после старта ракеты (9.56 по белорусскому времени, 20.56 31 января по местному времени) двигатель первой ступени РД-171, изготовленный НПО "Энергомаш", перестал работать.

Сразу после инцидента исполнительный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев пообещал провести экспресс-анализ телеметрической информации пуска ракеты. Разработчик самой ракеты "Зенит" — украинское КБ "Южное" — также взялся разобраться в причинах фальстарта. "Наши специалисты где-то через пять часов получат телеметрию. Мы будем работать в субботу и в воскресенье, и в понедельник мы, возможно, уже сможем сделать предварительные выводы о причинах аварии. Специалисты РКК "Энергия" (которая разработала для ракеты "Зенит-3SL" разгонный блок ДМ-SL.Прим.) тоже занимаются анализом данных", — рассказали РИА "Новости" в КБ.

Тем временем источник "Интерфакса" в ракетно-космической отрасли предположил, что сбить ракету с правильной траектории могло сильное волнение Тихого океана. По его словам, стабилизирующие двигатели пусковой платформы едва справлялись с качкой, в то время как для успешного пуска необходима полная устойчивость пусковой поверхности: к ней привязано все навигационное и гироскопическое оборудование ракеты и платформы.

Поскольку "Зенит" с самого старта ушел с нужной траектории, по мнению собеседника агентства, можно говорить о том, что системы ракеты сразу определили нештатную ситуацию из-за качки и включили двигатели на увод ракеты от пусковой платформы Odyssey. "Ракета упала в океан, командное судно и плавучий космодром не пострадали", — подытожил представитель ракетно-космической отрасли.

Источник РИА "Новости" указывает на другую возможную причину аварии. "Пятидесятые-шестидесятые секунды — это время прохождения ракетой максимальных аэродинамических нагрузок, и поскольку это время является наиболее трудным с точки зрения управления ракетой, скорее всего, авария произошла из-за сбоя в системе управления, что, в свою очередь, может означать целый комплекс причин. К примеру, либо были выданы неправильные команды, либо команды неправильно выполнялись", — заявил собеседник агентства.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем твиттере приводит и вовсе иное описание аварии. По словам чиновника, автоматическая команда на отключение двигателей поступила на 20-й секунде полета.

Ракета

Как бы то ни было, но причина аварии, скорее всего, кроется все-таки в самой ракете-носителе. Что именно произошло, предстоит выяснить комиссии, однако сейчас необходимо помнить о двух важных фактах.

Во-первых, в общей сложности ракеты-носители семейства "Зенит-2" запускали 78 раз. Восемь пусков закончились авариями, еще четыре признали частично успешными. Например, 9 ноября 2011 года ракета "Зенит-2SLБ" стартовала с Байконура с российской автоматической межпланетной станцией "Фобос-Грунт" на борту — сама ракета тогда отработала штатно, в отличие от двигательной установки космического аппарата.

Во-вторых, генеральный конструктор КБ "Южное" Станислав Конюхов, комментируя неудачный пуск ракеты с морской платформы еще в 2000 году, заявил тогда, что пять аварий на 34 пуска ракет семейства "Зенит-2" — "нормальная статистика" для ракет такого класса, она лишь свидетельствует о их надежности. И раз программу пусков с тех пор никто не остановил, значит, участников и партнеров Sea Launch все устраивает.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Видео неудавшегося старта 
Нужные услуги в нужный момент