Поддержать TUT.BY
65 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  2. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  3. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  4. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  5. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  6. Умер Ларри Кинг
  7. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  8. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  9. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  10. В Борисове горел дом: погибли четыре человека
  11. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  12. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  13. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд
  14. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  15. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  16. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  17. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  18. В городах России проходят акции протеста: сообщается о сотнях задержанных
  19. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  20. Цепи солидарности, около 100 задержанных. Что происходит в Беларуси 23 января
  21. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  22. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  23. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  24. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  25. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  26. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  27. В Беларуси с начала пандемии — 235 859 человек с COVID-19. Сколько новых случаев обнаружили за сутки
  28. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  29. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  30. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
BBC News Русская служба


В прошедшие две недели по плану подготовки мы тренировались в условиях кратковременной невесомости. Полет совершается на борту самолета-лаборатории "ИЛ-76МДК" по особой траектории - параболе Кеплера.

Самолет летит словно по горкам, вверх - вниз, таким образом создавая поочередно эффект невесомости (так называемый режим длится около 20 секунд) и перегрузок - примерно в две единицы. За два дня у нас было четыре полета по десять "режимов" в каждом.

Целью было научится координировать свои движения в условиях невесомости. Сначала мы отрабатывали простейшее – учились перемещаться, например, от одного борта самолета к другому. К невесомости нужно адаптироваться, в таких условиях человек не чувствует своего веса – небольшое усилие, и ты уже летишь. Потом пошли упражнения посложнее - прыжки от пола к потолку, затем то же самое, но уже с полусальто – когда на потолок прилетаешь ногами, переворачиваешься и обратно.

Как полет во сне

Космическая станция – это многомодульная конструкция, в которой модули находятся и под 90 градусов, там необходимо перемещаться так, чтобы ни руками, ни ногами не задеть какие-то тумблеры, ноутбуки, чтобы случайно ничего не выключить и не включить.

Очень необычное ощущение от такой тренировки. Состояние невесомости можно сравнить с плаванием в бассейне. В нем мы пытаемся ногами и руками бултыхать, чтобы продвинуться подальше. В невесомости тот же рефлекс срабатывает, хочешь ногами помочь, чтобы лучше летелось - а воздух, пинай-не пинай, все равно не поможет. А самое главное отличие: в состоянии невесомости можно свободно дышать.

Это как полет во сне: когда вам кажется, что вы перемещаетесь в пространстве. Оттолкнулся, и ты ничего не делаешь, только летишь. Ощущение легкости, удовольствия.

Для себя я вынес то, что каждое движение должно быть продумано, куда ты хочешь и с какой скоростью. Посмотрел куда тебе надо, плавно отталкиваешься и помогаешь ногами с тем усилием, которое необходимо для того, чтобы переместиться в другую точку. Если сделаешь большее усилие – можно врезаться в панель или улететь не туда. В первые полеты у нас были неуклюжие, чересчур осторожные движения. Но уже после четвертого почти все ребята освоили технику перемещения.

Фокус на штанах

Помимо координации мы должны были выполнить еще одну задачу - надеть специальное снаряжение, аварийно-спасательный скафандр "Сокол КВ-2". А это в условиях невесомости не так-то просто. Когда мы надеваем штаны на Земле, мы одну ногу приподнимаем, центр масс перемещаем и удерживаем себя в вертикальном положении – то есть координация отработана, и мы никуда не падаем. А в условиях невесомости необходимо сконцентрироваться именно на штанах, так как удерживать себя в пространстве не надо.

Ты взлетаешь - и рядом летит скафандр, сложность в том, что вы оба в полете. Берешь его и пытаешься просунуть ногу, потом вторую. Смотришь на штанину и надеваешь ее, понимая, что никакой точки опоры нет. В это время ты вращаешься, все вокруг тебя может крутиться, но твоя задача – вставить ноги в оболочки ног скафандра. Конечно, не получается так быстро, как хотелось бы, но главное в этой ситуации не суетиться.

И вот если со штанами все получилось, дальше идут рукава и шлем. Необходимо научиться не обращать внимания на то, что теряешь ориентацию в пространстве. Учитывая, что до этого у меня уже был опыт надевания скафандра, я за два режима его надел.

Другая особенность по ощущениям в невесомости - прилив крови к голове. Когда мы находимся в условиях гравитации, у нас часть крови находится в ногах и брюшной полости, в невесомости кровь распределяется по телу равномерно, вследствие чего в голову поступает больше крови, чем в обычных условиях, лицо при этом краснеет.

Кресло-качели

Если человек неподготовленный, со слабым вестибулярным аппаратом, могут возникнуть проблемы. У тех, кто хочет стать космонавтом, это проверяют на этапе отбора. Проводят тест на кресле кумуляции ускорения Кориолиса. Суть теста в том, что ты садишься, тебя крепят ремнями, ставят датчики, снимающие электрокардиограмму и давление. Потом закрываешь глаза и через определенный интервал поворачиваешь голову влево-вправо. И в это время кресло начинает вращаться. Кажется, что качаешься на качелях, только такой своеобразной восьмеркой. Минута, вторая, пятая, если десять минут высидел – все хорошо.

Потом нужно было пройти второй тест – в том же вращающемся кресле, но уже с наклонами корпуса, и продержаться надо было уже 20 минут. Только после этих тестов допускали к дальнейшему отбору. И у меня, и у ребят с вестибулярным аппаратом все в порядке, поэтому и тренировки на невесомость прошли нормально.

Конечно, после этих тренировок все сильно устали, это выматывает – перегрузка, невесомость, перегрузка, невесомость. Плюс эмоционально нагружено все это, поскольку необычно. Но мы получили массу удовольствия и были в восторге. Я просто наслаждался полетом. Не каждому человеку удается почувствовать в земных условиях, что такое летать. 

Олег Блинов - кандидат в космонавты.

Родился 17 августа 1978 года в деревне Татары Кирово-Чепецкого района Кировской области.

В 1998 году закончил Кировское военное авиационно-техническое училище по специальности "техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей", диплом с отличием. В 2001 году закончил Вятскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности "механизация сельского хозяйства", инженер-механик.

Имеет опыт работы в космической отрасли более 10 лет. До поступления в отряд космонавтов работал в Центре подготовки космонавтов, специализировался на скафандрах и комплексах средств шлюзования.

В своем блоге он пишет о программе подготовки к полету в космос.

-25%
-35%
-10%
-10%
-20%
-80%
-17%
-70%
-40%