• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Дмитрий Умпирович,

Электронные технологии активно вторгаются в школьную жизнь. В Лицее БГУ десятиклассникам раздали в личное пользование покетбуки, в начальных классах трех школ - в Новополоцке, Минске и Василишках Щучинского района - появились нетбуки.

Фото: Александр Ружечка

Первые результаты проекта "Один ученик — один компьютер" оптимистичны: школьники больше тянутся к учебе, а учителя — к работе над собой. На сайте Минобразования появились отсканированные версии первых 50 учебников. И процесс информатизации набирает обороты. Ведь компьютеры, мобильные телефоны, электронные книги, планшеты - уже не роскошь для семьи. Эксперты признают: когда дети придут с подобными девайсами на урок, мы должны быть готовы к тому, чтобы дать им "начинку", контент, который станет хорошим подспорьем для учебы. Будущее - за технологиями "много в одном". И в этом направлении сделан еще один шаг. В Минске презентовали ознакомительную версию первого мультимедийного комплекса для обучения школьников.

"Электронный учебник - это не обязательно просто книга, отсканированная в PDF–формате. Да, информацию, представленную в бумажной версии, вы, конечно же, найдете и здесь. Но это лишь маленькая толика от потенциальных возможностей комплекса", - директор разработчика программы - компании-резидента Парка высоких технологий "Сакрамент ИТ" Валерий Егоров поочередно запускает всевозможные гаджеты. Смартфон, планшет, ноутбук...

Мультимедийный комплекс - это шесть знакомых теперешним школьникам учебников биологии, преобразованных в электронную библиотеку на манер Wikipedia. Перекрестные ссылки, в том числе и на всевозможные словари. Сквозная система поиска, объединяющая учебники по разным предметам. Многочисленные иллюстрации и видео...

Валерий Егоров замечает: "В перспективе программу планируем дополнить всеми имеющимися сейчас учебниками за курс средней школы. Есть и еще один значительный плюс. Учебники имеют свойство устаревать. Этот же набор книжек не станет догмой. Как только в школьную программу будет включен очередной учебник, об этом тотчас же посредством sms или электронного сообщения известят заинтересованных пользователей. Авторские права, из–за которых многие сейчас не спешат давать согласие на размещение PDF–версий пособий в интернете? С создателями предлагаем заключать контракты и отчислять им процент за каждый проданный посредством сети электронный учебник".

Протестировать новинку мы пригласили восьмиклассника 5–й минской гимназии Тимура Чуясова. Итак, попробуем вместе с Тимуром подготовиться к уроку по биологии по новому мультимедийному комплексу.

"Мы заканчиваем разбирать пресмыкающихся. Домашнее задание — параграф 36. Открывайте!"

Для начала настраиваем размер шрифта. В бумажной книге - это константа. От маленьких букв, которыми пестрят многие наши учебники, зачастую устают глаза. Здесь же создатели, показывает Валерий Егоров, позаботились об удобочитаемости: "Предлагаем и альтернативу. Учебник можно прослушать. Из любого текста буквально за десяток секунд сделать аудиофайл. Такая же технология синтеза звука, к слову, использовалась при создании электронных пособий для слабовидящих школьников. Мы провели необходимые исследования и выяснили, что половине учеников удобнее воспринимать информацию на слух. А у 16 процентов и вовсе встречается дислексия - заболевание, из–за которого усваивать прочитанное проблематично".

Тимур из той половины, которая предпочитает читать. Тем не менее протестировать опцию "звук" не прочь. Настраиваем темп речи, тембр... О происхождении, многообразии и роли земноводных в природе нам бегло расскажет виртуальная Ирина: "Класс земноводных объединяет примерно 2,5 тысячи видов. Свое происхождение они ведут от одной из групп древних земноводных — стегоцефалов..."

"Вообще, все понятно", - констатирует Тимур. "Только вот голос какой–то уж слишком механический. И много пауз между словами".

Есть такая проблема, подтверждает Валерий Егоров, абсолютно комфортным прослушивание сделают в ближайшее же время.

Под ликбез от виртуальной Ирины про отряд бесхвостых, лягушку–голиафа и чесночницу из Юго–Восточной Азии просматриваем соответствующие иллюстрации.

"А в нашей школе учителя то и дело включают в урок видеоматериалы. Так запоминать проще", — замечает восьмиклассник.

"И такой момент мы предусмотрели", — заверяет Валерий Егоров. "Разве что непосредственно в этой теме видео нет. Пока это авторские ролики сотрудничающего с нами специалиста в области биологии. А вот для школьной программы по анатомии мы подготовили трехмерные иллюстрации внутренностей человека. Для большей наглядности".

В наше время детей и так непросто чем–нибудь увлечь, а чтобы был толк, ребенок должен искренне интересоваться тем, что учит, а не механически зубрить. И тут - в этом сходятся и взрослые, и дети, и преподаватели, работавшие в проекте "Один ученик — один компьютер", - никакой мультимедийный комплекс не заменит учителя. Его личность, мастерство — это главное. А гаджеты ему только помогут.

"Это достаточно новая и в некотором смысле пионерская разработка. То, что было продемонстрировано, — электронный учебник в чистом виде, который работает на любой платформе (будь то персональный компьютер, ноутбук, ридер, планшет, телефон), конечно же, представляет для нас интерес. Но его применение принесет эффект только в том случае, когда подобного рода разработки будут по всем школьным предметам. А для этого, сами понимаете, необходимы средства, источник которых нужно еще определить. Также придется привести в соответствие и нормативно–правовую базу. В частности, вопросы, связанные с авторскими правами, санитарными нормами и т.д. Но мы от этого никуда не уйдем, и этими вопросами нужно заниматься вплотную", - рассказала Юлия Ванина, пресс-секретарь Министерства образования. 
-30%
-10%
-20%
-10%
-26%
-25%
-10%
0066790