Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Гаджеты


Если и есть одна жалоба, которую мы постоянно слышим от пользователей Android больше, чем от кого-либо другого, — это скорость, с которой обновляется программное обеспечение их устройств. Или отсутствие обновлений вовсе.

Это особенно жестоко для энтузиастов, которые читают обо всех преимуществах новой версии ОС, но не могут получить ее на свои устройства в течение полугода или вообще никогда. Даже новые устройства обычно не продаются с самой последней версией Android. К примеру, Galaxy Nexus от Verizon получил обновление до 4.2 совсем недавно.

Это продолжается в течение уже многих лет. Но почему, черт возьми? Почему эта проблема до сих пор не исправлена? И кто в этом виноват? Мы попросили Android-производителей, операторов связи и Google прокомментировать это. И вот, что мы выяснили.

Что входит в обновление?

Когда Google выпускает новую версию Android, существует, по сути, три шага, которые должны быть пройдены прежде, чем обновление придет на ваш телефон. Во-первых, чип-мейкеры должны написать код (драйвера) для взаимодействия операционной системы и аппаратных средств устройства. Поскольку существует множество различных чипов в экосистеме Android-устройств (Qualcomm, Texas Instruments, Nvidia, Samsung и др.) и у каждой компании используются различные чипы производителей (например, из Qualcomm — Snapdragon S3, S4, и S4 Pro), разработка для каждого из них занимает некоторое количество времени. Обычно драйвера пишутся и тестируются в течение одного-двух месяцев.

После этого программное обеспечение получает производитель устройств. Поскольку каждое устройство создано с несколькими иными комплектующими, новое ПО должно быть индивидуальным для каждого телефона или планшета. Иными словами, Samsung не может просто использовать свой TouchWiz для всех устройств с Jelly Bean. Необходимо писать код для каждого устройства. Кроме того, каждый оператор сотовой связи имеет свой собственный уникальный набор требований к ПО. Он может включать в себя некий обязательный уровень функциональности или конкретное приложение от оператора (*кхм-кхм* вирусы *кхм-кхм*). Это все в дополнение к тому, что производители мобильных телефонов поставляют свои устройства каждый со своей оболочкой. По словам Ника Ди Карло из Samsung, это занимает от шести до восьми недель в среднем, после того как компания получила ПО от Google. Чем меньше исправлений в новой версии ОС, тем быстрее компания завершает над ним работу. Большое обновление — срок работы увеличивается.



Производители со своим UI (оболочкой, скином) работают над обновлением дольше, что добавляет медлительности по понятным причинам. В конце концов, они визуально отличны, и, кажется, это единственная ощутимая разница от Google Nexus, который обычно запускается в продажу с последней версией Android. Но большую часть времени, на самом деле, занимает работа над программным обеспечением для аппаратных средств. "Это не так легко, как если бы мы не делали каких-либо настроек и просто загружали обновление от Google. Это не будет работать, — говорит Дрю Бэмфорд из HTC. — Таким образом, даже если бы мы не работали над оболочкой, я не уверен, что этот процесс проходил бы намного быстрее".

Так что на претензию "Оболочки являются основной причиной задержек обновлений" можно ответить — "это не так".

Большая задержка

Добро пожаловать в удивительный мир тестирования сотовыми операторами. Операторы должны проверять не только каждый новый телефон, который они планируют продавать, но и каждое новое программное обеспечение для каждого телефона, который они уже предлагают покупателям. Проще говоря, они должны быть уверены, что телефон будет работать в их сети именно так, как они это рекламируют. Трудно ли это? Умопомрачительно.

"У них ограниченные ресурсы: люди, время, оборудование, - говорит Ди Карло из Samsung. — Тесты в этой области очень объемны, так как сети становятся все более сложными: многополосные CDMA, GSM, LTE, теперь еще и VoLTE, который будет запущен в следующем году. В разных частях сети настройки могут несколько различаться, и они должны проверить все это в различных регионах. Таким образом, сложность тестирования является исключительной".



Каждый оператор обладает отдельной командой. Они проверяют все — от аппаратных тестов до измерения юзабилити. Они получают ПО через автоматизированную систему, чтобы видеть, нет ли замедлений в какой-то части сети. Когда они, наконец, выдают акт технической готовности, они должны быть уверены, что устройство поддерживает их стандарты. "Мы пытаемся планировать, — говорит Джейсон Янг из T-Mobile. — Мы смотрим на год вперед и составляем прогноз по актам для устройств заранее на 6-12 месяцев". Когда они ожидают множества обновлений для различных устройств, они интересуются у производителя: "Какое устройство является для вас приоритетным для выхода на рынок?" Эти приоритеты — сложная тема, по словам Ди Карло: "Если вы оператор связи и работаете в лаборатории, поддерживая 30 или 40 телефонов одновременно — а с их точки зрения они поддерживают сотни телефонов различных производителей в течение двух лет, когда соблюдается контракт, — будут ли они тратить время на новое устройство, которое выходит в четвертом квартале, или будут работать над обновлением ОС для уже проданных телефонов с контрактом?".

Это непростой вопрос. Бизнес операторов, в конце концов, состоит в том, чтобы удержать вас подключенными к их услугам. В случае, если устройства уже продаются, есть смысл сосредоточиться на наиболее популярных из них в первую очередь, чтобы удержать большее число людей с наименьшим количеством усилий. Это простая экономика: они получают большую прибыль от уже имеющихся клиентов.

Итак, сколько времени все это займет?

"Я могу вам сказать, что когда мы выпускаем новый продукт для операторов, мы можем работать в лаборатории более шести месяцев, прежде чем устройство поступит в продажу, — говорит Бэмфорд из HTC. — Это действительно занимает много времени". Янг из T-Mobile подтверждает, что, как правило, тестирование ПО занимает три-шесть месяцев, прежде чем оно сможет быть доступно для потребителей. Путем простого сложения можно подсчитать, что все эти процедуры могут занимать целых девять месяцев, и это только в том случае, если и производитель, и оператор согласны в том, что устройство необходимо обновлять до следующей версии ОС.

Но Apple делает это намного быстрее!

Это одна из величайших иллюзий в этой техно-игре. Apple объявляет о новой версии iOS, и - бац! - вы можете скачать ее на свой телефон в течение 1-2 дней. Что делает Apple, чтобы пропустить тестирование операторами, тогда как все остальные обязаны его проходить? Ничего, она тоже проходит его. Apple должна пройти все те же препятствия, что и Android-производители. Разница только в том, что Apple проходит через них прежде, чем объявляет о новом ПО.

Райан Салливан из Sprint объясняет: "Я не думаю, что Apple быстрее, я думаю, что просто она запускает обновление быстрее, как только объявит о нем. Во многом это связно с тем, что они полностью контролируют свою платформу, но они имеют те же группы людей, которые постоянно работают над сетевой интеграцией 250 операторов связи по всему миру. То есть когда Google объявляет о новом программном обеспечении, это делается только на уровне платформы в целом, лишь затем они позволяют производителям получить доступ к ПО, которое производители потом и настраивают. Создается впечатление, что работа Google над Android занимает гораздо больше времени. Но это не так. Google просто работает над ПО только наполовину, а остальную половину работы выполняют производители и операторы… Я думаю, что общий цикл от начала и до конца разработки между iOS и Android относительно похож. Это зависит всего лишь от времени, когда было объявлено о новой версии платформы".

Apple также имеет преимущество, потому что она создает не только ОС, но и сами устройства. Узкий ассортимент компонентов устройств, которые используются в ее продуктах, позволяют ускорить процесс. По той же причине Nexus от Google первыми получают обновления. Google тесно сотрудничает с выбранным ей производителем устройств, ускоряя получение новой версии Android на него, а затем переключается на операторов сотовой связи, чтобы убедиться, что все проверено и работает так, как ожидалось. Эта схема работает только на старте продаж, а потом устройства все равно получают обновления от операторов (актуально для США, но не для России; существуют Nexus [и именно их покупают в России и СНГ], которые не залочены под оператора, и их обновляет сама Google с той же высокой скоростьюПрим. переводчика).

Бугимэн

Многие теоретики заговора Android пришли ко мнению, что производители и/или операторы намеренно задерживают обновление программного обеспечения для старых устройств, чтобы продавать новые. Конечно, ни один человек, с которым мы говорили, не признал этого, несмотря на наши уговоры. Но то, что происходит, действительно наталкивает на такие мысли.



Опять же, все это зависит от приоритета ресурсов. Производитель имеет множество сотрудников, и он должен решить, как лучше их использовать. При установке их на работу по обновлению устаревших устройств производитель выглядит в лучшем свете перед потребителями. Но, конечно, приоритет отдается новым устройствам, которые только планируется выпустить или работа над которыми только началась, ведь деньги на рекламу уже тратятся. И при тестировании сети операторы так же должны определять свои приоритеты, но различные операторы определяют их по-разному, в зависимости от текущей линейки устройств и их продаж.

Пунит Сони из Motorola: "Некоторые операторы говорят: "Это обновление действительно важно для нас, поэтому, как только вы его получите и передадите нам, мы отправим его в лабораторию и отдадим приоритет ресурсов на работу над ним". Но на самом деле это третий или четвертый "приоритетный" аппарат в их очереди, так что мы все равно вынуждены ждать, когда они проведут тесты в лабораториях".

Как это можно улучшить?

На самом деле, есть только два пути, чтобы эта ситуация могла улучшиться. Производители могут урезать количество выпускаемых ими устройств. На первый взгляд, это звучит глупо, но мы видим, что это уже происходит с Motorola и HTC. В какой-то момент рынок был настолько наводнен различными Android-устройствами, что это теряло всякий смысл. Объединив профили своих устройств, HTC и Motorola в состоянии сосредоточиться на телефонах, которые действительно будут важны. Тогда, в теории, поскольку они будут иметь меньшее количество устройств, их ресурсы не будут так широко распространяться на модернизацию устаревших девайсов. Меньшее количество устройств для операторов также сможет ускорить тестирование, хотя всегда найдутся приоритетные модели, которые будут ставиться в очереди выше прочих.



Потребители, при этом, остаются все же не так бессильны. Почти каждый телефон на рынке сегодня может быть рутирован. Почти всегда можно скачать последние обновления за месяцы до того, как оператор выпустит их. При этом есть некоторый риск, что прошивка может оказаться не готовой к использованию. Лучшее, что можно сделать в данном случае, — почитать отзывы о той сборке, которую вы хотите использовать. Тем не менее это отличный способ обойти этот бюрократический беспорядок, который представляет из себя процесс обновления Android.

Ведь это лучше, правда? Однако Key Lime Pie, который выйдет в мае этого года, скорее всего, вы будете вынуждены ждать еще долго. 
Нужные услуги в нужный момент