Виталий Дашкевич
Виталий Дашкевич, фото БЕЛТА

Первый заместитель директора Информационно-аналитического центра (ИАЦ) при Администрации президента Беларуси Виталий Дашкевич в ходе пресс-конференции рассказал об интересах белорусов в интернете и технологиях исследований ИАЦ.


По словам Дашкевича, многие результаты исследований ИАЦ были учтены в решениях госорганов. Центр интересовался оценкой населением системы электронных и обычных обращений в госорганы, удовлетворенностью работой правоохранительных и контрольных органов, судов, межконфессиональными и межнациональными отношениями. "В целом результаты наших социологических исследований — это основание для принятия управленческих решений", — говорит Дашкевич.
 
Общественное мнение изучается с помощью "Автоматизированной системы социологических опросов" (АПК АССО). "Технология позволяет проводить телефонные интервью под контролем централизованной компьютерной системы", — поясняет Дашкевич. Программа позволяет формировать электронную базу ответов, которая сразу же по завершении опроса готова к анализу.
 
Номера абонентов отбираются автоматически случайным образом, но с учетом репрезентативности выборки. "Отбор граждан производится по принципу “ближайшего дня рождения”. Преимущество этой выборки в том, что в ней удачно сочетаются данные государственной статистики о распределении населения по стратам (пол, возраст, образование, регионы) и требование случайного отбора, которое обеспечивает равные вероятности попадания в выборку для всех граждан страны", — уточняет Дашкевич.
 
По словам Дашкевича, АПК АССО единственная в Беларуси имеет высокую степень автоматизации и работает с полной телефонной базой "Белтелекома". В странах СНГ опрос по стационарным телефонам имеет низкую эффективность и обычно дополняется опросом по мобильным телефонам, что ухудшает репрезентативность.

Использование АПК АССО продиктовано высоким уровнем телефонизации Беларуси: 45 телефонных аппаратов на 100 жителей страны. "Если говорить о поквартирной обеспеченности населения Беларуси телефонами, то на тысячу человек приходится 372 аппарата. Соотнося этот показатель с данными переписи населения Беларуси 2009 года, согласно которым средний размер домохозяйства составляет 2,4 человека, можно сделать вывод, что из тысячи граждан для опроса доступны 893 человека", — приводит расчеты Дашкевич.
 
На пресс-конференции также прозвучали вопросы о недавнем исследовании ИАЦ использования интернета в Беларуси. "Практически ежедневно обращается к Сети подавляющее большинство интернет-аудитории страны, 83%. Несмотря на точто основное место выхода в интернет - стационарные компьютеры по месту проживания, отмечается тенденция к росту беспроводных типов подключения ко Всемирной паутине (Wi-Fi, мобильный телефон, GPRS-модем)", — отвечает Дашкевич.
 
По его словам, белорусы предпочитают искать сведения для учебы или работы (64%). За справочной информацией обращается половина респондентов (48%), за развлекательным контентом — 41,5% опрошенных. Новостной блок интересует только 34% участников опроса, причем в большинстве случаев респонденты читают не узконаправленные сайты, а используют поисковые страницы (Google.com, Yandex.by) и многоцелевые порталы (TUT.BY, Mail.ru). Большинство белорусов проводит в Сети больше часа ежедневно.
 
"О ежедневном пользовании интернетом чаще говорят молодые люди 16-29 лет (89%), чем респонденты старших возрастных групп (в среднем по 77%)", — отвечает Дашкевич на вопрос о молодежи в Сети. По его словам, политика в интернете интересует людей старше 40 лет, молодежь же использует интернет, скорее, для учебы, работы и развлечений. Более 90% молодежи зарегистрированы в различных социальных сетях.
 
Также Дашкевич отвечал на вопросы об освещении в СМИ борьбы с последствиями циклона "Хавьер", компетентности "экспертов" новостных ресурсов, удовлетворенности местной торговлей и ее доступности. Полная стенограмма конференции доступна на сайте БЕЛТА. 

 

-15%
-20%
-33%
-20%
-62%
-20%
-10%
-50%
-10%