опубликовано: 
обновлено: 

контейнер с контроллеромБелорусская сфера придорожного сервиса начала избавляться от работников, занимающихся рутинным трудом. Чтобы сэкономить время и деньги, компании делают ставку на "умные" устройства, высокоскоростные сети передачи данных и здравомыслие потребителей. Но так ли уж все хотят иметь дело с бездушным персоналом?

Бензоколонки с "извилинами"

Веяние индустрии белорусские автомобилисты уже почувствовали. Для них уже несколько лет работают две автоматизированные заправки "Белоруснефть" в Гродно. В скором времени схожая АЗС, но уже контейнерного типа появится в Могилеве - ее планирует построить "дочка" российской нефтекомпании "Газпром нефть". Отсутствие обслуживающего персонала объясняют невысоким транспортным потоком. Зато многие автомобилисты не могут нарадоваться: оказывается, "умная" бензоколонка порою работает лучше, а, главное, быстрее человека.



Правда, о роботизации здесь можно говорить лишь с долей условности. Принцип действия автоматизированной заправки предельно прост: водитель подъезжает к колонке, вставляет пистолет в бак, оплачивает топливо через платежный терминал, заправляет автомобиль и продолжает поездку. При этом за ситуацией на объекте круглые сутки наблюдает оператор, дежурящий в десятках километров от заправки. В случае чего именно он должен вызвать наряд милиции и "засветить" хулиганов.

Две поворотные камеры видеонаблюдения "видят" почти всю территорию заправки. Дежурный сидит в центральном офисе компании-продавца нефтепродуктов и при необходимости консультирует нерасторопных водителей. А вот на самой заправке работает "автоматика" - более 10 различных систем. Среди них - системы приема оплаты и контроля уровня топлива в емкостях.

"Безлюдная" АЗС обслуживает клиента почти в 2 раза быстрее обычной заправки (в среднем за 2-3 минуты). Кроме того, работает круглосуточно и без перерывов, да и в целом сводит к минимуму человеческий фактор. Впрочем, несмотря на все ее достоинства, принцип самообслуживания не всем по нраву. И дело даже не в мелочах, вроде той, что терминал начинает капризно "выплевывать" помятые купюры. Просто современный автомобилист привык к дополнительным удобствам, к которым "умная" заправка пока никак не приспособлена.

Дороги, порталы, цифровые массивы

Взяться за "ум" планируют и крупнейшие автомагистрали страны - в первую очередь автодорога М-1/Е-30. Так, на всем отрезке от Бреста до границы с Россией шлагбаумы и пункты пропуска с операторами заменят порталами с приемопередатчиками. Электронная система взимания платы за проезд BelToll с 1 июля 2013 года также заработает на некоторых участках второстепенных трасс, вроде дороги до Национального аэропорта "Минск". А в будущем к электронной системе планируют подключить магистрали, связывающие столицу с областными центрами.



Система основана на технологии специализированной радиосвязи на коротких расстояниях DSRC. Для передачи данных используется диапазон 5,8 ГГц. Когда автомобиль проезжает через станцию сбора оплаты (металлический портал над дорогой), приемопередатчики "связываются" с бортовым устройством, чтобы считать с его памяти текущие данные и записать новые. Собственно, таким способом с водителя и спишут плату за тот или иной участок дороги. Кстати, остаться незамеченным едва ли удастся: система без проблем "рассчитается" с автомобилем, который движется даже на очень высокой скорости.



Бортовое устройство питается от встроенной батареи и легко крепится к лобовому стеклу. При этом оно не создает электромагнитное излучение, а лишь отражает поступающие с приемопередатчика сигналы. Получить бортовое устройство в обмен на денежный залог, равно как и пополнить счет, можно будет в пунктах обслуживания клиентов: в областных центрах, на автозаправках вдоль трасс, возле пограничных пунктов пропуска.



Что интересно, рядом с порталом будет расположен контейнер с котроллером, отвечающим за обработку операций и хранение данных. Собранные сведения по высокоскоростной сети будут автоматически поступать в центральную систему. По сути, туда будут стекаться данные о сотнях тысяч автомобилей. О сохранности персональных данных разработчики системы предлагают не беспокоиться, ссылаясь на современные меры по защите информации.

Правда, автомобилисты все же смогут получить доступ к полезным сведениям. Так, водитель получит возможность через свой "личный кабинет" на официальном сайте системы BelToll узнать баланс счета или проложить кратчайший маршрут до места назначения.

На отдельных порталах установят оборудование для распознавания автомобильных номеров, а, следовательно, и нарушителей. Если система выявит "уклониста", информация о нем поступит в транспортную инспекцию, которая и будет взыскивать с него компенсацию.



Сим-сим откройся и… закройся

От обслуживающего персонала избавляются также парковки и паркинги. Автоматизированные стоянки появились в центре столице в середине 2012 года - на площади Свободы и на площадке за центральным универмагом. Технология незамысловата: водитель подъезжает к шлагбауму, получает талон в паркомате и занимает свободное место на паркинге.

На деле, правда, не обходится без "подводных камней".Многие автомобилисты чураются незнакомого способа парковки, а некоторые и вовсе покидают ее по-английски: тем более что ездой по бордюрам у нас мало кого удивишь. Кстати, у паркомата "дежурит" камера видеонаблюдения, которая заодно помогает вести учет свободных парковочных мест.

Куда больший интерес с точки зрения технологии представляют автоматизированные паркинги. Как минимум один такой объект на 114 мест планировала построить в Минске российская группа компаний "МультиПаркинг". Многоуровневый паркинг с "мозгами" для 819 автомобилей обещает построить и застройщик жилого комплекса "Вивальди". Но учитывая привычку белорусских застройщиков пересматривать свои проекты, гарантировать это никто не берется.



Автоматизированный паркинг обходится без людей: водитель заезжает в приемный бокс, глушит мотор и доверяет автомобиль компьютеру. Специальные механизмы - как правило, гидравлические подъемники - за минуту поднимут или передвинут автомобиль в нужное место. Всеми процессами управляет информационная система, которая считывает данные с множества датчиков, "разбросанных" по периметру паркинга.



Смарт-паркинги должны быть быстрее и безопаснее традиционных аналогов. Однако, как показывает опыт Москвы, задержек при выдаче автомобиля избежать непросто.

Роботы на границе

Жителей развитых стран "умными" паркингами, заправками и дорогами уже не удивить. Более того, крупные города давно уже работают под управлением интеллектуальных транспортных систем, которые регулируют светофоры с учетом средней скорости движения транспорта, отслеживают данные с камер видеонаблюдения и даже контролируют парковки. Такая же система постепенно внедряется в Минске, о чем говорит хотя бы появление электронных табло на отдельных остановках общественного транспорта.

В США решили пойти еще дальше и готовятся открыть первый автоматизированный пограничный пункт. Пропускать через американо-мексиканскую границу в нацпарке Биг-Бенд будут роботы. Водителя попросят показать видеокамере паспорт, после чего система отсканирует документ и проверит достоверность информации. На всякий случай в километре от пункта пропуска будет дежурить пограничный патруль.




Тем временем, американские и японские ученые ищут решение куда более масштабной задачи - создания беспилотной транспортной системы. Как ожидается, в следующем десятилетии на дорогах появятся автомобили, полностью управляемые автопилотом. Посредством беспроводной сети машины будут обмениваться данными и тем самым координировать свое положение, сбавлять скорость, а заодно менять маршрут в случае возникновения затора или аварии. Впрочем, реализация проекта может оказаться непосильной задачей, поскольку для этого необходимо специальные дороги.

В любом случае, массовая автоматизация сферы обслуживания покроет дороги высокоскоростными сетями. Ведь объемы передаваемых данных нешуточные: например, "умные" заправки и паркинги делятся с головным офисом картинкой с камер видеонаблюдения и показателями с датчиков, а электронная система сбора платы за проезд отслеживает перемещение автомобилей вдоль платных дорог. Вот и получается, что в будущем основной трафик будут генерировать не обычные пользователи, а системы, которые их обслуживают и, чего уж греха таить, даже контролируют. 
-25%
-10%
-12%
-45%
-21%
-10%
-50%
-50%