Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Катерина Сипакова,

Об успехах компаний-резидентов белорусского Парка высоких технологий сегодня знают практически все. И фраза "Я программист (тестировщик ПО, бизнес-аналитик)" вызывает удивление все реже. Зато все чаще можно услышать замечания вроде: "Как-то много программистов стало". Сегодня представители ПВТ и отдельных ИТ-компаний могут смело отвечать, что будет еще больше. Нужно только решить некоторые проблемы, связанные с подготовкой кадров. 

Что мешает компаниям расти в нужном темпе? Чем привлечь школьников в технические вузы? Где еще искать высококвалифицированные кадры для белорусской ИТ-отрасли? На эти и другие вопросы ответил заместитель директора Парка высоких технологий Александр Мартинкевич. 
 


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (19.28 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (93.94 МБ)

Чем отметился 2012 год, и какие тенденции наметились на 2013 год?

- Прошлый год был достаточно успешным для Парка высоких технологий (ПВТ). Практически все наши компании выполнили заявленные планы. При этом парк продолжил свое динамическое развитие. Объем производства ПО вырос на 154%, более чем 145% составили темпы роста по экспорту. В парке в прошлом году было создано более 2,5 тысячи новых рабочих мест. И при увеличении численности на 15% объем производства увеличился более чем на 150%. Это яркий пример, что все больше и больше компаний начинают переходить на продуктовую модель, когда рост производимого продукта не зависит напрямую от количества кадров. Компании, которые увеличивают свою численность, имеют доступ к более крупным и дорогим заказам. Это положительный момент, потому что наши ребята получают компетенции в более сложных проектах и отрасль становится зрелой.

Из трендов прошлого года я бы отметил то, что в парк стали приходить действительно серьезные компании. В течение последних двух лет у нас был открыт центр разработки компании "Сбербанка", центр разработки трех крупнейших израильских компаний. Мы довольно часто рассказываем про компанию Viber. В прошлом году был открыт центр разработки группы компаний Playtika, которая занимается разработкой мобильных приложений. Ряд их продуктов входит в топ-5 самых популярных мобильных приложений в мире на платформе Android и iOS.

Помимо этого, к нам пришла серьезная компания, которая является публичной и котируется на Лондонской фондовой бирже, — компания Playtech, занимающаяся разработкой компьютерных игр. Все эти компании имеют израильский капитал. Я думаю, приход продуктовых компаний из Израиля о чем-то говорит. Сегодня Израиль является одной из ведущих стран мира. По количеству стартапов Тель-Авив сравнялся с Кремниевой долиной, а по количеству ИТ-компаний Израиль находится на втором месте в мире после США.
 
- Каково сегодня соотношение продуктовых и аутсорсинговых компаний в ПВТ?

- Нет четкого разделения на чисто продуктовые компании и компании, которые оказывают ИТ-услуги. По нашим подсчетам, 10% компаний занимаются только разработкой продуктов. Где-то 54 компании из 124 резидентов ПВТ ведут смешанную модель. Это нормальная ситуация. Чтобы создавать собственные продукты, необходимо наработать определенную экспертизу и иметь стартовый капитал. Компании, которые работают по аутсорсинговой модели, ведут менее рискованный бизнес. За счет денег, которые они зарабатывают на ИТ-услугах, они могут разрабатывать собственные продукты. И становится все меньше компаний, которые оказывают только ИТ-услуги. Сегодня стоимость трудовых ресурсов растет, на рынке существует их нехватка, поэтому конкурировать только по цене становится все сложнее. Мы никогда не сможем создавать самые дешевые ресурсы и товары, потому что существует много стран Юго-Восточной Азии, где зарплата в 150-200 долларов считается очень хорошей.
 
В то же время мы должны конкурировать на высокотехнологичных рынках. ПВТ – один из ярких доказательств, что это возможно. Сегодня наша продукция поставляется в 56 стран мира, при этом более половины ее идет на североамериканский рынок. 40% идет на рынок Западной Европы и 15% - на рынок стран СНГ (российский рынок, рынок Казахстана и Украины). Наши компании сегодня активно конкурируют на высокотехнологичных рынках с ведущими мировыми компаниями в этом сегменте.
 
- Говоря об итогах 2012 года и тенденциях на 2013 год, стоит сказать о цифрах, касающихся инвестиций в белорусскую ИТ-отрасль.

- Я даже не испугался этого вопроса. В прошлом году по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций ПВТ превысил запланированные показатели в 1,5 раза. Объем прямых иностранных инвестиций составил более 60 млн долларов. Это была одна из задач создания ПВТ: развитие экспорта, внедрение информационных технологий в деятельность отечественных предприятий и привлечение иностранных инвестиций. Инвестиции формируются за счет прихода иностранных компаний. Буквально 2 недели назад мы приняли в состав резидентов ПВТ 6 новых компаний. 5 из них имеют иностранный капитал. Это устойчивая тенденция на протяжении последних двух лет. Сегодня у нас более 50% компаний-резидентов имеют либо 100% иностранный капитал, либо являются совместными предприятиями.
 
Помимо этого сегодня активно ведется строительная программа на территории ПВТ. Ведется строительство 11 зданий, включающих в себя как жилые здания, которые строят сотрудники ПВТ, и 4 административно-производственных зданий, куда вкладываются инвестиции. Деньги, которые наши ребята зарабатывают на зарубежных рынках, тоже являются инвестициями, потому что формируются в наших компаниях.
 
- Из всего сказанного можно сделать вывод, что дефицит кадров не связан с тем, что люди не хотят работать в ИТ. В чем же причина? Насколько серьезна эта нехватка?

- На рынке уже который год подряд после кризиса 2010 года ощущается нехватка трудовых ресурсов, специалистов в области информационных технологий. Сегодня по нашей оценке существующие компании-резиденты ПВТ готовы ежегодно трудоустраивать более 5 тысяч человек. Если посчитать, то фактически каждый рабочий день в ПВТ создается 10 новых рабочих мест. По статистике 75% работающих в ПВТ - молодежь в возрасте до 26 лет. Один из основных источников формирования сотрудников нашей компании - выпускники вузов и частично студенты старших курсов. К сожалению, наша система образования 5 лет назад не могла предвидеть, что проект ПВТ будет успешно развиваться. Поэтому еще 5 лет назад мы не корректировали план набора, контрольные цифры. Сегодня, по данным наших экспертов, во всех технических вузах потенциально выпускается порядка 3 тысяч специалистов, которые могут быть задействованы в отрасли разработки ПО.

Молодежь сегодня знает, что в ПВТ самая высокая заработная плата, самая интересная и перспективная работа. Вместе с тем мы сталкиваемся с тем, что зачастую выпускники средних школ не всегда думают о будущем трудоустройстве, о том, что будет через 5 лет после окончания вуза, а идут на модные специальности. Подготовить специалиста в области информационных технологий или инженерной специальности в 5-6 раз дешевле, чем подготовить психолога, экономиста или юриста. Зачастую многие вузы гонятся больше за зарабатыванием денег для вуза, чем решают существующие проблемы на рынке труда.

В связи с этим мы готовим предложение для Министерства образования по увеличению контрольных цифр приема студентов на инженерно-технические специальности и особенно специальности в области информационных технологий. К сожалению, не у каждого вуза есть возможность обеспечить новые вводимые специальности лабораторно-учебным и жилым фондом. Поэтому мы предлагаем начать с проведения исследования, подробного анализа распределения выпускников вузов последних нескольких лет и узнать, куда они трудоустроились. По его результатам мы увидим перечень специальностей, которые являются востребованными на рынке труда. Сегодня более 40% выпускников платной формы обучения не работают по специальности после окончания вуза. Если проанализировать это, можно перераспределить учебные и жилые фонды и дать больше мест для востребованных на рынке специальностей.
 
- Сейчас стали активно обсуждать проблему демографической ямы. За последние годы становится все меньше выпускников школ, соответственно, все меньше абитуриентов. Как повысить цифры приема на желаемые специальности, если неоткуда брать людей?

- Я не считаю, что сверло уперлось в бетон. Я не думаю, что все люди, которые потенциально могут изучать математику, физику и программировать, пришли в университеты на инженерные специальности. Мне кажется, очень важно проводить мероприятия со школьниками, разработать комплекс мероприятий, направленных на популяризацию технического образования. В США в настоящее время действует 3 государственные программы, направленные на популяризацию технического образования. В Польше государство выделяет определенные средства на поддержку ребят, которые приходят учиться на математические, физические факультеты. У нас стоимость обучения по техническим специальностям зачастую дороже, чем на гуманитарных. По нашим оценкам, более 70% выпускников и родителей все чаще обращают внимание в первую очередь на стоимость обучения. Поэтому одно из решений - дифференцировать оплату. Нам кажется, что это увеличит конкурс и привлекательность инженерного образования.
 
Мы должны понимать, что благосостояние страны не создают люди из обслуживающих секторов. Как правило, оно создается инженерами и людьми, которые создают инновации. Поэтому основные преимущества должны быть даны студентам технических специальностей. У них должно быть полное обеспечение общежитиями, они должны получать лучшие лаборатории, лучшие учебные классы.
 
- Реализуются ли какие-то программы совместно со школами, чтобы стимулировать сегодняшних школьников изучать математику, физику и впоследствии поступать на технические специальности?

- Сегодня все СМИ говорят о работе ПВТ с высшими учебными заведениями. У нас открыты лаборатории во всех технических университетах, мы начинаем открывать лаборатории в гуманитарных и экономических вузах. Но мало кто говорит о взаимодействии с учреждениями среднего образования. Мы считаем, что работа в системе среднего образования - одно из приоритетных направлений деятельности администрации ПВТ и компаний-резидентов. Эта деятельность ведется по трем основным направлениям. Во-первых, наши компании выступают спонсорами, помогают проводить любые мероприятия, конкурсы, республиканские олимпиады, организуют большинство поездок наших школьников на международные конференции по информатике, физике, математике. Во-вторых, мы пытаемся завести в систему образования интересные проекты, чтобы повысить мотивацию школьников к изучению физики. Физика сегодня является профильным предметом, который сдают абитуриенты, поступающие на технические специальности. К сожалению, по данным централизованного тестирования качество сдачи этого предмета находится на последнем месте.

Чтобы мотивировать детей к изучению физики, мы сегодня активно внедряем разные образовательные программы. В рамках сотрудничества с компанией Intel в прошлом году мы начали проект "Один ученик - один компьютер". Учащиеся 8 начальных школ во время учебного процесса в школе получили нетбук. Но суть проекта была не в том, чтобы оборудовать классы так, как должно быть в XXI веке (персональный нетбук, Wi-Fi в классах, интерактивная доска, видео- и аудиоаппаратура, проекторы). Мы столкнулись с проблемой, что наши преподаватели не умеют это использовать. Есть интернет, нетбук, но дальше создания презентации и демонстрации ее одноклассникам дело не шло. Поэтому совместно с Министерством образования, при поддержке Национального института образования мы активно внедряем образовательные курсы, на которых учителя знакомятся с новыми сервисами, новой образовательной средой, учатся использовать информационно-коммуникационные технологии для преподавания различных предметов.
 
Например, урок русской литературы и роман "Война и мир". Сейчас школьники, как правило, крупные литературные произведения читают по резюме, сайтам. Мы предлагаем следующее: преподаватель делит класс на две-три группы (здесь сразу нарабатывается навык XXI века - умение работать в команде) и ставит задачу: построить на Google Maps путь Пьера Безухова и вопрос: сколько раз Пьер Безухов встретился с Кутузовым? Школьники изучают информационные технологии, им так или иначе приходится прочитать 4 тома романа и им интересно, потому что это нестандартный метод обучения. Таких проектов у нас сотни.
 
- Но для этого преподавателям нужен какой-то стимул, чтобы самим изучать новые технологии, пытаться внедрить в годами устоявшиеся учебные программы.

- Когда мы в одном из педагогических университетов рассказывали о проекте, реализующемся в Полоцке, студенты не верили. После того как мы показали им видеосюжеты и пригласили студентов посетить этот класс, 90% группы сказали, что хотели бы работать в этом классе. При этом никто не формулировал желание: "Если вы мне заплатите, я научусь и буду работать". У нас есть достаточно большое количество молодых преподавателей, которые готовы на энтузиазме заниматься этими программами.
 
Я общался с преподавателем химии, который прошел у нас обучение на базе белорусско-индийского центра в области информационных технологий по международным программам компании Intel. Она сказала, что поменялся сам процесс обучения. Раньше она приходила к учащимся и пыталась что-то залить в их головы. Сейчас все наоборот, мы используем информационные технологии: дети приходят, и урок заключается в том, что она отвечает на их вопросы. Она сказала, что сейчас по-настоящему почувствовала себя преподавателем.
Мы подали пример, и сегодня родители в некоторых школах сами покупают детям компьютерную технику, чтобы они изучали современные информационные технологии. У нас даже без рекламы очередь преподавателей, чтобы пройти наши курсы. По анализам прошлого года самый главный вывод - повысилась мотивация.
 
Мы сравнивали ответы учащихся 2 - экспериментального и контрольного класса на вопрос, что такое компьютер. Ребята, которые не пользовались компьютером, в 75% ответили, что компьютер - это игрушка. Ребята, которые учились в экспериментальном классе, создавали информацию, делали презентации, участвовали в проектах - 86% ответили, что компьютер - это устройство для получения информации.
 
- Наверняка бывает, что человек, который выбирает гуманитарную специальность, после понимает, что ошибся. Существуют ли возможности для людей с гуманитарным образованием пройти переподготовку, чтобы найти новую работу в ИТ-отрасли? Принимают ли таких людей лаборатории и учебные центры, которые создают ПВТ и компании-резиденты?

- Существуют мифы о ПВТ и отрасли разработки ПО. Первый миф - что в этой отрасли нужны только мальчики. 32% сотрудников ПВТ - девушки. У нас есть огромное количество вакансий, специальностей, куда может пойти девушка. Второй миф - о том, что в ПВТ работают только выпускники технических вузов. Сегодня в отрасли по разработке информационных технологий более 30 специальностей, и четверть из них относится к гуманитарному профилю. Но нужна какая-то своя узкая специализация.
 
Например, недавно одна из наших компаний заключила договор с крупнейшей американской компанией, которая занимается разработкой комплексного программного решения, объединяющего страховые компании (медицина), пользователей (физических лиц) и госпитали. Чтобы составить техническое задание, необходимо разобраться в тысячах страницах зарубежного законодательства и рассмотреть кучу спорных моментов. Я не думаю, что выпускник РТИ или программист будет сидеть и в этом разбираться. Поэтому нам нужны и люди, хорошо знающие иностранный язык, и хорошие юристы в области ИТ.
 
Очень востребованы у нас люди с опытом коммуникации. Как правило, бизнес-аналитик выполняет роль посредника между заказчиком и программистом, потому что две эти стороны общаются на разных языках. В 80% случаев бизнес-аналитик - девушка, которая прекрасно говорит на иностранном языке, спокойно может разобраться, что необходимо заказчику, но в то же время обладает специальными знаниями.
 
У нас есть два основных направления. Первое - создание совместных лабораторий в вузах. В частности, лаборатория, которая была создана в БГЭУ, заточена под то, чтобы людям, которые понимают экономику, бухгалтерию, дать дополнительные знания информационных технологий, чтобы в дальнейшем их активно использовать при разработке ПО для финансовых рынков. В лингвистическом университете лаборатории интересуют люди, которые прекрасно знают английский язык и в дальнейшем могли бы быть востребованы в качестве технических писателей.
 
В течение двух лет активно действует наш образовательный центр ПВТ, где мы готовим людей, непосредственно заточенных под отрасль. Более 60% выпускников образовательного центра находят работу в ПВТ в первые два месяца. Это говорит о том, что обучение в образовательном центре является практикоориентированным и идет по тем программам, которые востребованы в наших компаниях-резидентах. Поэтому всех, кто желает работать в ИТ-отрасли, амбициозен, ориентируется на интересную, высокооплачиваемую работу, мы приглашаем в образовательный центр ПВТ. Там вы можете пройти специальный тест. По его результатам вам посоветуют, куда лучше вам пойти: в тестировщики, бизнес-аналитики, разработчики. При вашем желании вас переобучат, и вы сможете получить работу в одной из передовых отраслей Республики Беларусь.
 
- Если не хватает своих кадров, наверное, приходится искать их за рубежом. Существует ли такая практика?

- Я не знаю ни одну страну в мире, где существует переизбыток кадров в области информационных технологий. Практически все страны нашего конкурентного окружения (Литва, Латвия, Польша, Чехия, Румыния, Болгария) являются активными игроками на рынке разработки ПО, фактически нашими прямыми конкурентами. Поэтому мы не привлекаем людей из этих стран - у них своих специалистов не хватает. В Германии, Голландии, США эта проблема еще более актуальна. Страны ЕС смягчают миграционные законы, вводят специальные визы, которые позволяют специалистам в области информационных технологий устраиваться там.
 
Мы идем по другому пути. Многие наши компании, которые разрабатывают продукты, заинтересованы в привлечении высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, которые имеют соответствующие компетенции в той или иной области и хорошо знают рынки сбыта. Мы не продаем товары в Беларуси. На белорусский рынок идет 10% выпускаемой продукции. В прошлом году темпы роста внедрения ПО на белорусском рынке составили более 112%. Это в два раза больше, чем мировые темпы роста локальных или национальных рынков информационных технологий. Сегодня в компаниях работают около 200 специалистов из-за рубежа. Причем это не эмигранты из Средней Азии, это специалисты из Великобритании, США, Германии. В первую очередь они заняты в процессе разработки высокотехнологичного программного продукта или в процессе его продвижения.
 
- Не усугубляется ли дефицит кадров в ИТ утечкой кадров за рубеж?

- Сегодня нет такой массовой эмиграции, как 7-8 лет назад. Сегодня людям, работающим в ИТ, реально получить компетенцию и зарабатывать не меньше, чем зарабатывают программисты за рубежом. Зачем туда ехать? Молодой специалист может выехать за границу в командировки по нескольку раз в год, в отпуск, на выходные. Конечно, есть единичные случаи, но это тоже хорошо, потому что человек, который устраивается на работу в крупную зарубежную компанию, потом оттуда дает заказы. В Индии так происходило развитие индустрии.
 
- Можно ли делать какие-то прогнозы? Через сколько лет мы сможем разрешить проблему дефицита кадров в ИТ-отрасли?

- По моим оценкам, в ближайшие год-два эту проблему будет решить сложно. Подготовка высококлассных специалистов занимает больше времени. Если сейчас всем фокусироваться в этом направлении - и Министерству образования, и ПВТ, и Министерству экономики, Министерству труда и решать эту проблему комплексно, то за 4-5 лет эту проблему можно решить.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-12%
-10%
-45%
-10%
-15%
-43%
-30%