Вас уже предупреждали: курс акций можно предсказать не только при помощи Google Trends, но и посредством Wikipedia. Причем, вопреки ожиданиям, не одним лишь способом ключевых слов, когда, отслеживая частоту ввода терминов типа debt в поисковике, можно заранее узнать о надвигающемся кризисе.



Вопреки ожиданиям, частота правок статей о тридцати компаниях, учитываемых Доу-Джонсом, никак не была связана с ценами на их акции: правки появлялись с одинаковой частотой и в кризисные, и в солнечные для этих корпораций дни. А вот частота просмотров статей оказалась отличным средством предсказания падения их ценных бумаг. (Здесь и ниже графики S. Moat et al.)

Исследователи под руководством Сьюзи Моат (Suzy Moat) из Уорикского университета (Великобритании) заявляют, что прицельнее всего это можно сделать методом "ключевых компаний". В своей работе они ограничились предсказанием промышленного индекса Доу-Джонса (Dow Jones Industrial Average, DJIA), одного из основных фондовых индексов сегодняшнего мира.

Для упрощения механизма предсказания колебаний ученые анализировали только статистику, связанную с тридцатью статьями о крупнейших компаниях, акции которых и определяют DJIA. В частности, речь идет о Procter & Gamble, Bank of America, The Walt Disney Company и прочих. Соответствующие странички с 2007 по 2012 год посещались, само собой, с разной частотой. Чем хуже было на фондовом рынке, тем чаще граждане, собирающиеся продать акции той или иной компании из списка тридцати, заглядывали в "их" статьи.

В построенной на основе частоты посещений этих страничек модели условный компьютерный брокер продавал акции, когда частота посещений уже подскочила, но курс ценных бумаг еще не упал (фаза "брокер думает о продаже"). Следовательно, когда частота посещений падала, акции, напротив, покупались - еще до того, как их курс успевал восстановиться.



...Правда, частота просмотра статей о финансовых терминах оказалась еще более эффективным индикатором "медвежьих" настроений.

Такая стратегия принесла за симулированные 2007–2012 годы 141% прибыли, однако оказалась далеко не самой эффективной. Когда исследователи применили такую же модель, заменив посещаемость 30 вики-текстов о компаниях на 285 статей английской "Википедии", посвященных финансовым терминам, таким как "макроэкономика", "капитал", "богатство" и так далее, они прибавили к прибылям 297% за те же пять лет. Механизм предсказания при этом практически не изменился: чем сильнее народ жаждал финансовой просвещенности, тем более глубокого падения курса акций стоило опасаться. Интересно, что смоделированная тут же стандартная тактика игры на фондовом рынке принесла лишь 3% - то есть оказалась даже меньше долларовой инфляции за 2007–2012 годы.

Как полагают исследователи, частота посещения страниц с финансовыми терминами лучше указывает на предстоящий спад цен акций, нежели статьи о самих компаниях. Почему? - Главным образом из-за того, что первый вид запросов полнее отражает настроения конкретных покупателей бумаг какой-либо из тридцати фирм. Их намерения в отношении тех или иных акций зачастую имеют стратегический, а не краткосрочный характер. Поэтому эти люди не столь склонны к резкому сбросу или покупке ценных бумаг.



А вот соответствующей терминологией больше интересуются менее подкованные в экономике массы - именно тот компонент общества, чьи часто стихийно формирующиеся настроения и определяют основную массу явлений, ассоциирующихся с экономическим кризисом и падением курсов ценных бумаг. Само собой, чем меньше наши фактические знания в той области, где мы эту нехватку за собой не замечаем, тем более мы склонны к осуществлению резких шагов.

А вообще... ничто не ново под луной. Почти век назад Джон Морган за несколько дней до очередного биржевого кризиса избавился почти от всех акций, а на обвинение в инсайде ответил сходным рецептом предсказания кризиса. По его словам, с бумагами он решил расстаться, когда незадолго до кризиса совета о курсе акций у него попросил человек, чистивший ему обувь. Ныне в развитых странах найти представителя такой профессии намного сложнее, чем сто лет назад. Зато теперь у нас есть "универсальная интернет-энциклопедия" - значительно более массовый источник информации о настроениях преемников тех самых чистильщиков.