Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Игры


Денис Тихонов,

15 июля 1983 года в Японии стартовали продажи устройства Nintendo Family Computer, или просто Famicom. Вчера приставке стукнуло ровно тридцать. Давайте вспомним, как от японской премьеры консоль пришла к мировому триумфу.

Мы вот-вот получим очередное поколение консолей. Игроки со стажем знают, как это происходит: под Рождество (католическое) выходит новая приставка, появляется пара–тройка игр — и новинка начинает медленно вытеснять предыдущее поколение.

Цикл не меняется даже тогда, когда одни производители (SEGA и Atari) уходят с рынка, а их место занимают другие (Sony и Microsoft). Впрочем, так было не всегда. Всё началось с японской развлекательной системы Famicom, которая, добравшись к 1985 году до США, стала известна всем как Nintendo Entertainment System (NES).

От истоков к триумфу

Famicom не первая японская игровая консоль. До неё были приставки системы Color TV Game Consoles, которые никогда не покидали островов и имели лишь несколько заранее записанных игр. Зато Famicom — первое устройство Nintendo со сменными картриджами, на которые можно было записывать игры.

Оригинальная Famicom имела два припаянных контроллера. Картриджи (высотой 3 дюйма и 5,3 дюйма в ширину) подключались через 60-контактный разъём. Второй контроллер имел встроенный микрофон, занявший место кнопок Start и Select. На передней панели располагался 15-контактный порт, предназначенный для дополнительного аппаратного обеспечения. После небольшой неудачи, связанной с отзывом бракованной партии, консоль пользовалась в Японии успехом, за что в первую очередь надо благодарить аркадные "порты" вроде Donkey Kong Jr. и оригинальные проекты типа Super Mario Bros..

Ранний прототип консоли Nintendo Advanced Video System, в котором джойстики и прочие устройства ввода должны были работать в беспроводном режиме через инфракрасный порт. Фото emsef

Компания несколько раз пыталась выйти на рынок США. В том числе договориться с Atari. Но — безуспешно, и лишь в 1985 году Nintendo решила сама обратиться к североамериканским покупателям, представив прототип Nintendo Advanced Video System с джойстиком, геймпадами, световым пистолетом и кассетным магнитофоном; игры же планировалось распространять на плёнке. Увы, игровой рынок Америки того времени не был готов к столь сложному и явно дорогому устройству. В общем, инженеры вновь занялись проектированием, и в итоге мы получили узнаваемую повсеместно NES.

Окончательный вид NES. Фото Evan-Amos
 
Это была не просто смена дизайна для новой территории, но полноценный ребрендинг и новая стратегия распространения. Задача компании состояла в следующем: убедить Запад в том, что это совершенно новая развлекательная система; не просто игрушка, а нечто подходящее и для более зрелой аудитории. На старте было представлено 18 игр, которые сейчас считаются классикой. Они же породили целые жанры и направления развития игропрома.

Наконец, ещё одним фактором успеха стало взаимодействие со сторонними разработчиками. В случае с Atari 2600 любой мог написать игру и выпустить её на рынок. Это, понятно, породило массу никчёмных поделок, заваливших магазины. В этих завалах порой было невозможно отыскать действительно заслуживающий внимания проект. Nintendo пошла иным путём: для разработки вам нужно было стать лицензированным девелопером, который ограничивался лишь двумя проектами в год и обязался не переносить свои игры на другие платформы. Наконец, был введён запрет на "взрослый контент", ведь компания позиционировала устройство как центр семейных развлечений.

Не всех девелоперов устроили такие условия, но делать было нечего: NES стремительно набирала популярность. Ну а поток отличных игр, получавших стандарт качества Nintendo, лишь усилил любовь публики. Это был настоящий исторический переворот, когда игры вдруг вошли в массовую культуру, став неотъемлемой частью развлекательной индустрии. Компания властвовала на североамериканском рынке до тех пор, пока не наступила эпоха 16-битных игр и консоли SEGA Genesis. Впрочем, выпуск NES в США продолжался до 1995 года, а в Японии поддержка приставки прекратилась лишь в 2003-м, после того как Famicom справила двадцатилетие.

Что внутри?

Для своего времени устройство было довольно мощным и недорогим. В основе консоли лежали два процессора. Центральный — вариант 8-битного MOS Technology 6502. Другие чипы этого семейства можно обнаружить и в Atari 2600, и в Apple II. Процессор работал с тактовой частотой около 1,79 МГц и мог поддерживать до 2 кб оперативной памяти.

За картинку отвечал чип Picture Processing Unit с тактовой частотой 5,37 МГц и доступом к дополнительным 2 кб памяти. Ещё 256 байт (Object Attribute Memory) были интегрированы в сам чип и хранили информацию, необходимую для отображения спрайтов. Наконец, последние 28 байт использовались для хранения таблицы цветов. NES была способна выдавать картинку в разрешении 256×240 пикселов — правда, на подавляющем большинстве телевизоров в стандарте NTSC сверху и снизу обрезалось по восемь точек, так что эффективное разрешение сокращалось до 256×224.

Такие характеристики накладывали определённые ограничения. Единовременно приставка могла выводить на экран не более 64 спрайтов, расположенных на фоне заполненного тайлами задника. Количество одновременно показываемых цветов ограничивалось двадцатью пятью.

Конечно, спрайты могли показываться по нескольку раз и формировать так называемые метаспрайты, чем и пользовались разработчики. К примеру, грибы из Super Mario Bros. состояли из четырёх спрайтов размером восемь на восемь точек. Ну а сам Марио был четырёхспрайтовым, размером 8×16.

А в результате мы получили одни из лучших игр в истории...
 
Дополнительные устройства
За время своего существования консоль получила массу апгрейдов и дополнительного периферийного оборудования, улучшавшего производительность и расширявшего функционал. Большой популярностью пользовались увеличивавшие производительность чипы Memory Management Controllers (MMC).

Стоит также вспомнить MMC1 и MMC3, которые интегрировались прямо в игровой картридж и позволяли сохранять игровой прогресс, добавляли вертикальную, горизонтальную и диагональную прокрутку. Самым мощным был чип MMC5, использованный в Castlevania III. Он добавлял целый килобайт ОЗУ, два аудиоканала, возможность деления экрана и вертикальную прокрутку, а также расширенную цветовую палитру.

Выше мы упомянули 15-контактный разъём. К примеру, в Японии он использовался для подключения специального комплекта Family BASIC, который позволял превратить консоль в полноценный компьютер с возможностью написания и запуска программ на языке BASIC. Кроме того, были Famicom Modem и Famicom Disk System. Последняя позволяла читать данные с дискет, то есть игры смогли увеличиться до 112 кб. Более крупные проекты использовали двустороннюю запись и даже несколько дискет.

Famicom Disk System. Фото Evan-Amos
 
Правда, большого распространения эта система не получила. Лицензионные вопросы, довольно быстрый рост производительности картриджей и низкая защищённость дискет (магнитная поверхность очень легко повреждалась и приводила к потере данных) быстро вытеснили её с рынка.

Жизнь после смерти

Возможна ли она? В случае с NES — без сомнения. В США консоль производилась до 1995 года, в Японии до 2003-го. Но уход со сцены не означает утраты всей игровой базы. Поклонники и сама Nintendo сохранили игры до нынешних дней.

Всё началось в "нулевые", когда свет увидело сразу несколько эмуляторов, созданных пользователями. Аппаратное обеспечение и картриджи к тому моменту были редкостью, а любовь к старым играм не ослабевала. К сожалению, всё это не совсем законно, но Nintendo серьёзных мер по борьбе с эмуляторами не предпринимала.

Дело в том, что само программное обеспечение легально до тех пор, пока не содержит кода, подпадающего под защиту авторских и лицензионных прав. Ну а поскольку в эмуляторах прошивка консоли не копируется, они не нарушают никаких лицензий. С играми другое дело: это собственность разработчиков, и их образы распространяться законными путями не могут.

Выход нашла сама Nintendo. Её система Virtual Console предлагает купить любимые с детства игры: 93 штуки доступны пользователям Wii, 27 появились на хендхелде 3DS, а 19 — на Wii U. Правда, покупая игру на одной консоли, вы вовсе не получаете её на остальных. Придётся делать три покупки.

Зато компания объявила, что производство стороннего совместимого с NES аппаратного обеспечения больше не нарушает никаких патентов. Любой может свободно выпустить собственный аналог консоли, и если у вас сохранились картриджи — можно играть.

Дети, когда-то проводившие часы перед телевизорами с приставкой NES, выросли. Но вот что удивительно: за прошедшие десятилетия многие так и остались верны той консоли, предпочитая её игры сверхдорогим блокбастерам, запускаемым на современной аппаратуре... 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-11%
-10%
-50%
-10%
-20%
-40%
-99%
-15%
-10%