Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Игры


Дмитрий Целиков,

"Жестокие" видеоигры и агрессивное (антиобщественное) поведение — eсть ли между ними связь, и если да, то какая? Одни ученые считают, что они дружат примерно так же, как курение и рак легких, а другие не видят никакой связи вообще.

Серия игр Grand Theft Auto часто критикуется из-за обилия насилия

Недавно Морган Тир и Марк Нильсен из Квинслендского университета (Австралия) опубликовали статью по итогам трех экспериментов, которым не удалось подтвердить выявленное ранее воздействие "жестоких" видеоигр на социальное поведение.

Например, ничего не дала попытка воспроизвести такой опыт: экспериментатор якобы случайно смахивает со стола стакан с авторучками, и люди, которые перед этим виртуально убивали направо и налево, реже бросались на помощь. Новое исследование показало, что никакой разницы в поведении людей, игравших в мирные или "жестокие" игры, нет.

Замечено, что попытки воспроизвести результаты экспериментов на поведенческие установки (behavioural priming) очень часто проваливаются из-за незаметных контекстуальных различий. Поведенческая установка - это такое явление, когда у вас в сознании всплывает некое понятие (к примеру, "пожилой человек"), и вы реагируете на него изменением поведения (скажем, сбавляете шаг).

Подобных моментов очень много, и они настолько тонкие, что учесть их при подготовке и проведении эксперимента практически невозможно (например, в жарком помещении человек может ускорить шаг, и тогда эффект мысли о пожилом человеке будет замаскирован).

Новое исследование хорошо продемонстрировало огромное значение подобных тонкостей. Например, если экспериментатор ронял ручки в середине беседы, помогать ему бросались 75% участников, а в конце - только 30%! Специалисты интерпретируют это так: в середине опыта люди сильнее заинтересованы в налаживании отношений с собеседником, чем в конце.

Сам факт того, что результаты предыдущих исследований повторить не удалось, говорит о следующем: воздействие "жестоких" видеоигр на социальное поведение - один из тех самых очень тонких моментов, которые практически незаметны. А социальное взаимодействие гораздо сильнее влияет на поведение, чем игры.

Иными словами, любая относительно "доброкачественная", нормальная, повседневная ситуация способна стереть весь негатив, даже если он остался в душе игрока, только что созерцавшего жестокость в игре.

Авторы полагают, что в связи с вышесказанным отрицательное воздействие "жестоких" видеоигр на психику можно округлить до нуля. Это не значит, что эффекта нет. Просто он настолько мал, что его очень трудно обнаружить: для этого придется тщательно продумывать эксперименты, иначе невозможно быть уверенным, что на результат не повлияла какая-нибудь другая тонкость.

Тир отмечает также заметный рост с середины 1990-х по середину 2000-х исследований, которые указывали на связь между "жестокими" видеоиграми и антиобщественным поведением. Но это лишь один из видов досуга, который поощряет агрессию.

Тем не менее влияние занятий спортивными единоборствами и контактными видами спорта на социальное поведение почему-то не изучено. И еще: почему забыты шахматы? 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-15%
-30%
-50%
-30%
-20%
-20%
-40%