Катерина Сипакова,

В сентябре 11 общеобразовательных школ Минска станут участниками нового проекта "Электронная школа". Основными компонентами системы станут школьные документы, адаптированные для использования в виртуальном пространстве: электронный журнал, электронный дневник, расписание занятий

Решение о внедрении такого проекта было принято после апробации российской платформы "Дневник.ру", прошедшей в прошлом году в 8 школах Минска. Об этом IT.TUT.BY сообщила начальник центра информационных ресурсов системы регионального образования Минского городского института развития образования Оксана Минич.  

"К слову, в России уже на уровне государства существует нормативная база, регулирующая получение информации о текущей успеваемости учащегося через электронный дневник и журнал. Данный вид электронных услуг включен в сводный перечень первоочередных государственных услуг в России, предоставляемых в первоочередном виде. Беларусь также движется в этом направлении, о чем говорится в Национальной стратегии развития информационного общества, других документах, наиболее важным среди них является Концепция информатизации системы образования до 2020 года", - отметила собеседница.

Новый формат значительно расширяет представление о привычных школьных документах и предлагает новые формы взаимодействия учителей, учеников и их родителей в рамках электронного дневника, журнала и графиков успеваемости. Кроме того, инициаторы проекта уверены, что педагог сможет учить школьников цивилизованному и продуктивному общению в Сети для решения определенных задач, например, в ходе реализации учебных проектов и исследовательской деятельности.



Для каждой категории пользователей электронных ресурсов schools.by - а это директора школ, учителя, ученики, родители - предусмотрен свой набор прав и соответствующий уровень доступа к информации. Так, доступ к электронному журналу имеют учителя-предметники, классный руководитель, директор. Родители и ученики не смогут его просмотреть. В журнале учителя выставляют отметки, отмечают пропуски, оставляют комментарии к урокам и домашние задания. 

Все это, а также оценка поведения и замечания учителей отображается в дневнике каждого ученика. Родителям доступен дневник только их ребенка. А вот таблицу успеваемости могут просмотреть и учителя, и ученики, и родители. 

Для школ все ресурсы платформы бесплатны. А вот родителям придется каждую четверть платить определенную сумму, чтобы просмотреть электронный дневник своего ребенка. В системе предлагается два тарифа на выбор. 

Оксана Минич отмечает очень быстрое формирование культуры виртуального общения и его бессистемность: школьник знает, откуда скачать музыку, но не слышал об информационных ресурсах или не желает ими пользоваться. Впрочем, это касается не только самих школьников.

"К сожалению, в массовом сознании родительской общественности компьютер - особенно домашний - это игрушка, и как он может быть использован для формирования стремления к самообучению, не все понимают. Этот проект призван "разбудить" общественное сознание, показать, что обучение - это непрерывный процесс, в котором взаимодействие идет не только между учеником и учителем, но туда активно включен родитель", - говорит Оксана Анатольевна. 

В частности, родители смогут напрямую задавать вопросы учителю, не покидая рабочего места. 

 
 
По итогам опросов участников апробации платформы "Дневник.ру", среди родителей к использованию сетевых сервисов положительно относятся в основном те, кто постоянно пользуется компьютером. 69% опрошенных родителей ответили, что пользуются ресурсами сети Интернет почти каждый день (ответ "Никогда" дали 3% опрошенных). 37% опрошенных родителей используют сеть Интернет в основном для работы (80% проведенного в Сети времени), для развлечений интернет использует 50% родителей со средней интенсивностью (до 50% проведенного в Сети времени). 
 
При этом для получения сведений по вопросам образования своего ребенка 38% опрошенных родителей используют лишь 5% времени нахождения в Сети, и только 15% родителей – более 80% времени. Наиболее часто родители используют такие сетевые ресурсы, как "Одноклассники" (40%) и "ВКонтакте" (21%).
 
Безусловно, для успешного функционирования "Электронной школы" необходимо наличие персональных компьютеров или мобильных устройств с доступом к интернету на рабочем месте каждого учителя, работающего с системой. По словам Оксаны Минич, каждый учитель будет иметь возможность вести свою предметную страницу. Кроме того, у учителей должен быть достаточный уровень владения технологиями.

"В среднем в Минске на один ПК приходится 4,3 учителя. За пополнение парка отвечает директор, который анализирует потребности школы и направляет заявку на оснащение в органы управления образованием. Оснащение компьютерной техникой для учреждений общего среднего образования заложено и ежегодно осуществляется комитетом по образованию Мингорисполкома, управлениями образования администраций районов в соответствии с государственной программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы", - говорит собеседница. 
 
Подготовка учителей к работе с любыми новыми системами или техническими средствами обучения осуществляется Минским городским институтом развития образования через систему специальных программ. Перед началом реализации экспериментальных или инновационных проектов обязательно проводятся совещания и обучающие семинары для участников, затем осуществляется консультирование по возникающим вопросам.
-16%
-30%
-10%
-25%
-15%
-10%
-40%
-50%
-50%
-10%