• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Дмитрий Рогозин
Дмитрий Рогозин
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в понедельник на заседании комиссии по расследованию аварии ракеты "Протон-М" подверг резкой критике структуру и работу российской ракетно-космической отрасли. По мнению вице-премьера, в ней нет четких целей, она плохо управляется, на предприятиях сохраняется низкая технологическая дисциплина. Рогозин считает, что настало время обсудить вопрос объединения усилий космической и авиационной промышленности.

Кувалда для сборки

Меры, принимаемые Роскосмосом для повышения контроля качества продукции ракетно-космической отрасли РФ, не привели к ожидаемым результатам, заявил Рогозин.

Вице-премьер отметил, что на предприятиях отрасли сохраняется низкая технологическая дисциплина, порой имеет место преступная халатность. При этом отсутствует материальная и административная ответственность глав предприятий отрасли.

"Дальше-то что? Нам проблемы надо решать, а не посыпать голову пеплом", - сказал вице-премьер.

Рогозин сравнил специалистов Центра имени Хруничева, применивших силу при установке датчиков угловых скоростей на ракету "Протон-М", с русским персонажем американского фильма-катастрофы.

"Значит, получается, правы создатели фильма "Армагеддон", где наш космонавт Андропов в ушанке летает по космической станции и кувалдой устраняет недочеты", - сказал вице-премьер.

Комиссия по расследованию причин аварии "Протона" должна назвать среди лиц, виновных в этом ЧП, и чиновников Роскосмоса, заявил Рогозин.

Отрасль без стратегов

Вице-премьер назвал основные, по его мнению, проблемы в отрасли.

Сейчас имеет место "мутное понимание целей космической деятельности", сказал Рогозин. Он добавил, что есть "еще более мутное понимание" системы управления отраслью. Один из выводов, который Рогозин, по его словам, сделал - это отсутствие в руководстве ракетно-космической отрасли людей с опытом стратегического планирования. Вместе с тем ставятся глобальные задачи по развитию российской космонавтики, отметил замглавы правительства.

Рогозин усомнился в целесообразности больших затрат на пилотируемые программы в российской космической отрасли.

"Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что мы можем держать наших космонавтов на орбите как угодно долго? Доказали уже", - сказал Рогозин, обращаясь к руководству Роскосмоса.

Рогозин считает, что Роскосмос самоустранился от стимулирования спроса на внутреннем рынке на космические услуги. "Как будто отвечаем только за пуски. Ну, запустили спутник, а дальше что? Кто проинициирует хотя бы организацию взаимодействия конкретных и федеральных органов исполнительной власти и конкретных структур на рынке, для того чтобы в полной мере воспользоваться этими услугами - и дистанционное зондирование Земли, и навигация, и связь?" - сказал вице-премьер.

Роскосмос должен не развивать самостоятельно бизнес космических услуг в России, но создавать условия для его появления, считает эксперт в ракетно-космической отрасли страны. "Роскосмос должен выходить с инициативами по стимулированию частного космического бизнеса в России. Поэтому предложения со стороны руководства правительства РФ в адрес Роскосмоса совершенно правильные", - сказал он.

Замглавы правительства отметил, что научно-технический задел российской космической отрасли формируется слабо.

"Я примеры приведу. Вы знаете, сколько в США научно-технических работ, посвященных развитию ракетно-комической техники? С 2007 по 2011 год - 716 работ, в Европейском союзе - 658, у нас - 132", - сказал Рогозин.

"Это мы - глобальная космическая держава, мы и первый спутник запустили, и первого космонавта. У нас задел скоро будет исчерпан", - добавил вице-премьер.

Идея объединения с авиапромом

Российская космическая отрасль страдает дублированием функций, считает Рогозин. "Отрасль переразмерена и плохо управляется. Зарплаты невысокие — они и будут невысокими, когда у нас огромное количество предприятий занимаются одним и тем же, фактически параллельно, синхронно работают над реализацией одних и тех же задач", - сказал он.

В США четыре предприятия делают спутники, в Китае - два, а в России - десять, привел пример Рогозин. "Почему десять? И жалуются, что у нас спутники по ресурсу меньше, чем иностранные. И при этом отсутствует единая научно-техническая политика. Практически все предприятия у нас - натуральные хозяйства", - сказал вице-премьер.

Рогозин назвал недопустимым, что Роскосмос до сих пор совмещает функции заказчика и производителя космических аппаратов.

Вице-премьер считает необходимым "обсудить вопрос соединения в рамках единой технической политики того, что делается как в космической промышленности, так и в авиационной".

"Тем более что в авиации сейчас расширяется потолок возможностей, вполне вероятно, могут появиться и аппараты, работающие как в ближнем космосе, так и в воздушном пространстве. Так, может быть, если мы говорим о переразмеренности и в авиации, и в космосе, сейчас использовать этот шанс? Другого шанса не будет", — сказал вице-премьер.

Объединение авиационной и космической промышленности России неизбежно и приведет к эффективным результатам, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.

"Стоит сказать, что объединение будет очень сложным, учитывая разницу корпоративных культур и патриотизм предприятий, который на самом деле правильная вещь. Здесь действовать надо будет очень осторожно, но жестко", — сказал эксперт.

В качестве примера подобного объединения Ионин привел ОАК. "Думаю, что в случае с космической и авиационной промышленностью подобное объединение может произойти за год-полтора, но все-таки необходимо идти по этому пути очень осторожно, не "махать шашкой", а решать проблемы аккуратно. Важнейшая задача — в результате объединения не растерять тот небольшой кадровый потенциал, что есть в отраслях", — добавил он. 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-15%
-40%
-10%
-50%
-10%
-80%
-10%
20170802