Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Погода в американском городе Хьюстон в штате Техас 10 августа 2003 года, судя по всему, была теплой, но по данным американских метеорологов в тот день была гроза. Однако даже град в конце лета не мог бы испортить свадьбу американки российского происхождения Екатерины Дмитриевой и ее жениха Юрия Маленченко, хотя бы потому, что последний в торжественный момент находился примерно в 380 километрах над Новой Зеландией.

Екатерина Дмитриева и "представитель" Юрия Маленченко
Екатерина Дмитриева и "представитель" Юрия Маленченко
Российский космонавт Маленченко сделал предложение своей подруге еще в декабре 2002 года, и примерно тогда же свадьбу запланировали на август, однако из-за неожиданных сдвигов в графике полетов Маленченко в заветную дату должен был оказаться на борту МКС. Это, как мы все теперь знаем, влюбленных не остановило, тем более что по законам Техаса брак может заключаться и без физического присутствия одной из сторон, если на то есть уважительная причина.
 
К десятилетию первой и пока единственной в истории "космической" свадьбы РИА Новости рассказывает о том, кто сейчас готов организовать вам брак в прямом смысле на небесах, во сколько это обойдется и получится ли взять с собой подружек невесты и шаферов.
 
Внеземная любовь

Церемония проходила в режиме телемоста с американским ЦУПом в присутствии почти 200 человек. Вместо Маленченко официальные документы подписывал его друг, а невеста в свадебном платье и ее жених, добавивший к стандартной форме космонавтов только галстук-бабочку, по видеосвязи обменялись воздушными поцелуями. Американский астронавт Эдвард Лу, с которым Маленченко до этого летал на шаттле "Атлантис", выступил в качестве шафера, исполнив на портативном синтезаторе марш Мендельсона.

"Свадебный" полет на МКС для Маленченко был уже третьим по счету, и недовольство начальников, тем не менее, не закрыло для него дорогу в космос, как это предсказывали многие эксперты отрасли: российский космонавт впоследствии работал на МКС в 2007 и 2012 годах.

Правда, больше никому этот номер повторить, по-видимому, не удастся: в контракты, которые подписывают экипажи МКС перед стартом, решили добавить особый пункт, запрещающий проводить свадебные церемонии во время полета. Американские астронавты при этом не могут и слетать на МКС в свадебное путешествие: после 1992 года родственникам в одном экипаже по правилам NASA работать нельзя.
 
Первый брак комом

МКС. Фото: NASA

Частных лиц, однако, никакие контракты не ограничивают, поэтому неудивительно, что интерес к таким экзотическим бракосочетаниям с тех пор не угасает. Правда, и спустя 10 лет место в истории для первой "гражданской" космической свадьбы остается вакантным: несмотря на огромное количество планов и амбициозных заявлений, ни один проект пока не дошел до стадии первого "Горько!".

Вероятно, самым публичным провалом в этой области можно назвать проект японской компании First Advantage, о котором в 2008 году не писал только ленивый. Японцы совместно с американской Rocketplane, компанией — разработчиком одноименного суборбитального корабля, заявили об уникальной на тот момент услуге: платите деньги, проходите четырехдневный экспресс-курс подготовки — и кольцами можно будет обменяться в невесомости.
 
По амбициозным планам компании, космическая свадьба обошлась бы жениху и невесте в 2,3 миллиона долларов, причем в эту сумму включались не только билеты в космос для пары, двух их гостей и священника, но и свадебное платье, организация банкета на Земле, транспортные расходы и расходы на проживание, а также прямая трансляция 60-минутной церемонии. Собственно в невесомости молодожены и их гости могли провести около пяти минут.
 
Первую свадьбу в космосе First Advantage планировала организовать в 2011 году, однако Rocketplane так и не смогла выполнить условия контракта с NASA, в рамках которого создавался корабль Rocketplane XP, и в 2010 году заявила о банкротстве. Наверное, больше всех расстроились американцы Синди Кэшмен и Митч Уоллинг, которые, как отмечалось в многочисленных статьях того времени, планировали стать первыми клиентами First Advantage.
 
Корабли бракосочетаний

Проект туристического корабля. Изображение Virgin Galactic
Проект туристического корабля. Изображение Virgin Galactic

Сегодня у желающих войти в историю "внеземным" образом выбор лишь не намного больше, чем пять лет назад. Большинство проектов так и находится на стадии в лучшем случае наземных испытаний. Чуть лучше дела обстоят только у Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и голландской Space Expedition Corporation.

И те, и другие рассчитывают, что первые коммерческие полеты пройдут уже в середине 2014 года, при этом компания Брэнсона уже заявляла об "очереди" примерно в 600 человек. По разным источникам, в их числе могут быть и Кейт Уинслет и ее супруг, племянник Брэнсона Нед Рокнролл, которые уже поженились в штате Нью-Йорк в конце прошлого года, но хотят продолжения банкета, а также Мила Кунис и Эштон Катчер, тоже мечтающие о свадебном путешествии на орбиту.
 
Один билет на брэнсоновский SpaceShipTwo обойдется в 250 тысяч долларов, голландцы же обещают свозить вас в космос на корабле Lynx, разработанном компанией XCOR Aerospace, "всего" за 100 тысяч. Правда, если вместимость SpaceShipTwo — шесть пассажиров и два члена экипажа, то в двухместный Lynx никто, кроме жениха и невесты, уже не поместится.
 
Если короткого полета на высоту около 100 километров вам мало, обращаться можно к Space Adventures — эта компания отправила в космос всех имеющихся на сегодняшний день туристов. Глава компании Эрик Андерсон в 2008 году оценивал стоимость полета на специально модифицированном российском "Союзе" вокруг Луны в 100 миллионов долларов на одного человека, в прошлом же году места в лунное путешествие продавались уже по 150 миллионов.

Первая свадьба на орбите вокруг Луны может состояться уже в 2017 году — если у Space Adventures все получится.

Можно надеяться на то, что многочисленные компании — разработчики пилотируемых кораблей для NASA додумаются использовать их и как "космические лимузины" для желающих на свадьбу прокатиться на околоземную орбиту. Сейчас такие проекты на разных стадиях есть, например, у United Launch Alliance, Blue Origin, Sierra Nevada Corporation, Boeing, ATK, Astrium, Excalibur Almaz, а также SpaceX, которая единственная пока действительно запустила свой Dragon в космос и сейчас стремительно переделывает его из грузового в пассажирский корабль.
 
Свадьба в красных тонах

Изображение NASA
 
Наконец, есть и экстремальные варианты. Если жениху и невесте хочется еще более исторической свадьбы и не хочется потом жить вместе с тещей и свекровью соответственно, они могут принять участие в проекте Mars One, который стартовал в этом году. Если паре удастся обойти в многоступенчатом реалити-шоу около миллиона (по оценкам организаторов) конкурентов и войти в состав первого экипажа, то в 2023 году их ждет полет на Марс — в один конец.

Там же можно будет и пожениться, а провести первую свадьбу в истории новой марсианской колонии сможет кто-то из двух других коллег-"марсиан". Лишь одно из множества неудобств, с которым придется смириться паре — трансляция церемонии в прямом эфире на весь мир, тогда как бракосочетание Маленченко и Дмитриевой по официальному NASA TV показывать не стали. Регистрация в Mars One закрывается уже 31 августа, так что тем, кому этот вариант понравился, стоит поторопиться с предложением руки и сердца.
 
Если же вас больше интересует идея марсианского свадебного путешествия с возвращением домой, можно вместе с супругом или супругой пройти отбор и стать первыми участниками проекта фонда Inspiration Mars Foundation, созданного первым космическим туристом Деннисом Тито. Предполагаемая дата 501-дневного полета к Красной планете и обратно уже известна — 5 января 2018 года, а следующая возможность представится только в 2031 году.

Пока никакой информации о вступительных взносах или плате за участие в проекте нет, так что теоретически такой медовый месяц может оказаться и бесплатным. Пожениться при этом нужно успеть к началу отбора — фонд ищет для первого полета именно семейную пару, потому что на двоих членам экипажа придется делить всего 35 кубических метров жилого пространства, половина которого поначалу будет занята припасами.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-30%
-15%
-15%
-20%
-50%
-30%
-50%
-50%