![]() |
Программа началась с беспилотного вертолета K-MAX, успешно применяемого для доставки грузов на боевые позиции в Афганистане. Увы, масса такого груза мала, а сопротивление воздуха у открытой контейнерной подвески с длинным тросом предсказуемо велико. Здесь и ниже иллюстрации Lockheed Martin |
Первоначальная попытка Lockheed Martin подойти к решению этой проблемы сводилась к созданию летающего джипа вроде "Хаммера", но с вертолетными винтами и крыльями. Но расход топлива у таких машин оказался не ниже, чем у обычных вертолетов, даже при меньшей вместимости, да и необходимость в пилоте убивала весь смысл затеи.
![]() |
Загрузка в стандартизированные капсулы будет вестись через откидной кормовой люк |
![]() |
В сложенном виде система должна иметь размеры 2,55×9,0 м. Таково требование заказчика. В противном случае на узких однополосных дорогах (вроде горных афганских) ее просто не удастся доставить на стартовую площадку |
В отличие от обычного вертолета новая машина имеет кольцевые обтекатели вокруг винтов, что исключает цепляние ими за элементы ландшафта и слегка увеличивает тягу при малых оборотах. Если верить конструкторам, скорость Transformer равна 400 км/ч, а летать машина будет на 370 км.
![]() |
Предусмотрена также подвеска под Transformer разведывательного автомобиля. Правда, она должна сильно поменять аэродинамику, ведь машина совсем не похожа по формам на стандартизированную капсулу. |
Учитывая, что проект поддерживается Управлением перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA), финансовых проблем у него, скорее всего, не возникнет, а вот технические — вполне. В качестве ключевой трудности представляется корректное управление трансформерным вертолетом при разных центрах тяжести и весе стандартизированных подвесных капсул.
Контейнерная перевозка грузов, часто практикуемая на обычных летательных аппаратах как минимум с 1930-х, тем и хороша, что слегка меняет лишь общую аэродинамику, а общий вес контейнера не превышает трети массы самолета. Как сходные мероприятия будут выглядеть при массе капсулы до 50% от общей, на что нацелены в Lockheed Martin — пока остается большим вопросом.