Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Офтоп


Александр Березин,

Перемещение личного состава в условиях боевых действий — одна из самых сложных для современных Вооруженных сил задач. Вертолет дорог, его потеря означает потерю пилота, для восполнения которого нужно длительное обучение, а наземный транспорт уязвим из-за мин и засад вдоль дорог.

Программа началась с беспилотного вертолета K-MAX, успешно применяемого для доставки грузов на боевые позиции в Афганистане. Увы, масса такого груза мала, а сопротивление воздуха у открытой контейнерной подвески с длинным тросом предсказуемо велико. Здесь и ниже иллюстрации Lockheed Martin

Первоначальная попытка Lockheed Martin подойти к решению этой проблемы сводилась к созданию летающего джипа вроде "Хаммера", но с вертолетными винтами и крыльями. Но расход топлива у таких машин оказался не ниже, чем у обычных вертолетов, даже при меньшей вместимости, да и необходимость в пилоте убивала весь смысл затеи.

Загрузка в стандартизированные капсулы будет вестись через откидной кормовой люк
 
Теперь речь идет о принципиально другой идее — беспилотном вертолете со внушительными крыльями, позволяющими: а) быстро взлететь и б) тратить куда меньше топлива, чем обычные вертолеты. Transformer захватывает и перевозит стандартные капсулы, которые могут быть набиты грузами, людьми, разведывательными наземными машинами и прочим, передает IEEE Spectrum.

В сложенном виде система должна иметь размеры 2,55×9,0 м. Таково требование заказчика. В противном случае на узких однополосных дорогах (вроде горных афганских) ее просто не удастся доставить на стартовую площадку

В отличие от обычного вертолета новая машина имеет кольцевые обтекатели вокруг винтов, что исключает цепляние ими за элементы ландшафта и слегка увеличивает тягу при малых оборотах. Если верить конструкторам, скорость Transformer равна 400 км/ч, а летать машина будет на 370 км.
 
Сообщается, что полноразмерная версия Transformer будет отработана к 2015 году. Тогда же начнутся ее испытания, включающие транспортировку капсул с людьми в режиме дистанционного управления (в перспективе разработчики надеются на достижение полной автономности).

Предусмотрена также подвеска под Transformer разведывательного автомобиля. Правда, она должна сильно поменять аэродинамику, ведь машина совсем не похожа по формам на стандартизированную капсулу.

Учитывая, что проект поддерживается Управлением перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA), финансовых проблем у него, скорее всего, не возникнет, а вот технические — вполне. В качестве ключевой трудности представляется корректное управление трансформерным вертолетом при разных центрах тяжести и весе стандартизированных подвесных капсул.

Контейнерная перевозка грузов, часто практикуемая на обычных летательных аппаратах как минимум с 1930-х, тем и хороша, что слегка меняет лишь общую аэродинамику, а общий вес контейнера не превышает трети массы самолета. Как сходные мероприятия будут выглядеть при массе капсулы до 50% от общей, на что нацелены в Lockheed Martin — пока остается большим вопросом.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-20%
-11%
-10%
-20%
-5%
-50%