• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  2. Что происходит в Беларуси 28 февраля. Онлайн дня
  3. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  4. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  5. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  6. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  7. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  8. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  9. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  10. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  11. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  12. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  13. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  14. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  15. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  16. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  17. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  18. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  19. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  20. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  21. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  22. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  23. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  24. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  25. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  26. В магазинах стало больше зарубежных продуктов. Чиновники придумали, как нанести удар по импорту
  27. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  28. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  29. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  30. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси


Александр Арсёнов,

Разработчики интернет-регистратуры talon.by (ЗАО "Мапсофт"), с помощью которого можно заказать талон к врачу через интернет, рассказали на пресс-конференции 20 августа об успехах по компьютеризации белорусских поликлиник. Представители компании также поделились планами, среди которых разработка виртуальных очередей и электронных амбулаторных карт.

Скриншот карты поликлиник, в которых доступен онлайн-заказ талонов к врачу

Сервис talon.by доступен через интернет с 2010 года. На сегодняшний день с ее помощью можно заказать талон к врачу в 49 белорусских поликлиниках, еще две поликлиники присоединятся к системе в ближайшее время. Также на сайте есть возможность вызвать врача на дом. 39 из 49 доступных учреждений здравоохранения находятся в Минске, но разработчики системы планируют к 2015 году подключить большинство белорусских поликлиник.

В месяц на сайте заказывают около 50 тысяч талонов, а число уникальных посетителей достигает 70 тысяч. Всего за время существования сайта было заказано более полумиллиона талонов, а за последний год число заказов увеличилось в 1,5 раза.
За разработки по направлению информатизации здравоохранения ЗАО "Мапсофт" было удостоено интернет-премии "ТИБО-2013" в области медицины.

Как работают сервисы

Скриншот формы заказа талона

В мае 2013 года сайт talon.by серьезно обновился. До этого основной упор разработчики делали на функциональность, теперь же сайт приобрел и дружелюбный интерфейс. Кроме того, была разработана отдельная мобильная версия. По словам Кирилла Полюховича, ведущего специалиста "Мапсофт", отдельное приложение для смартфонов теперь делать необязательно — весь функционал сайта доступен через мобильную версию.

Многие изменения делались с учетом отклика пользователей. Сейчас от пользователей в техподдержку сайта поступает лишь около трех обращений в неделю, большинство из них касается не функций сайта, а работы поликлиник. Раздел помощи сайта почти целиком составлен из часто задаваемых вопросов, разбитых на рубрики.

Конкуренты у системы "Мапсофта", по словам Полюховича, есть, но большинство из них имеет существенный недостаток: они не связаны напрямую с базами данных поликлиник. Это значит, что поликлиникам нужно вручную следить за заказами талонов и выделять талоны для онлайн-заказа отдельно от обычных талонов.

На сайте talon.by доступны сразу все свободные талоны к врачам, поликлиники сами выбирают квоту талонов, которые можно заказать через сайт. Эта квота используется в среднем на 75%, а по отдельным специальностям и на 100%, но эти же талоны остаются доступными для заказа через регистратуру. Сайт напрямую связан с базой данных поликлиники: как только пользователь заказывает талон, заказ учитывается автоматически без участия регистратуры. А в случае вызова врача на дом уведомления моментально поступают в регистратуру.

К сожалению, одной распечатки талона, заказанного через интернет, в большинстве поликлиник недостаточно — нужно подтвердить талон в регистратуре. По словам Полюховича, это связано с политикой поликлиник, желающих получить подтверждение того, что пациент пришел в назначенное время.

Заказать талон можно как на конкретное время (к врачу, свободному в это время), так и к определенному врачу (выбрав время, в которое свободен этот врач). Для заказа талона не нужна регистрация на сайте (хотя разработчики планируют добавить опциональную регистрацию для постоянных пользователей) — достаточно ввести фамилию, адрес проживания и дату рождения. После этого пользователю становится доступен кабинет пользователя, в котором также можно просмотреть уже заказанные талоны.

Кроме онлайн-заказа талонов, "Мапсофт" также предлагает поликлиникам установку инфокиосков. Они дублируют функции сайта на месте, но талон, полученный в инфокиоске, уже не нужно подтверждать в регистратуре. Всего в белорусских поликлиниках установлено 20 инфокиосков.

Мнение главврача

Наталья Дергач

Одной из первых белорусских поликлиник, вставших на путь компьютеризации, стала 34-я поликлиника. По словам главврача Натальи Дергач, сейчас в поликлинике установлено более 200 компьютеров. Сотрудники поликлиники уже не представляют свою работу без компьютеров.

В поликлинике с прошлого года при поддержке "Мапсофта" действует собственный колл-центр. Пациентам теперь не нужно дозваниваться в регистратуру, достаточно подождать свободного оператора. Также колл-центр позволяет автоматически оповещать пациентов о необходимости пройти процедуру (к примеру, если пациент давно не проходил флюорографию). Среднее время ожидания составляет 3 минуты, а из 787 звонков, поступивших в колл-центр 19 августа, самое долгое ожидание на линии составило 7 минут.

Такая статистика, как и информация о заказанных талонах, доступна главврачу в реальном времени. По словам Натальи, это облегчает работу главврача, вместо бумажной работы время можно уделять работе с людьми. Это же касается и работы регистратуры, которую интернет-регистрация избавляет от части рутинной бумажной работы.

Также Дергач рассказала, что, несмотря на опасения, ложных заказов талонов или хулиганских атак на систему почти не было. Система "Мапсофта" позволяет регистратуре контролировать заказы талонов и отсеивать "мусорные" как автоматически, так и вручную. Кроме того, одновременно пользователь может заказать только 5 талонов. "Мы собирались ввести систему блокировки недобросовестных пользователей, но она оказалась просто не нужна", — добавил Полюхович.

Лишней работы сайт talon.by регистратуре, по словам Натальи, не добавил, а наоборот, уменьшил нагрузку: заметная часть бронирования талонов происходит просто без участия сотрудников поликлиники. Правда, персонал регистратуры сократился незначительно: амбулаторные карты остаются "на бумаге", и сотрудники регистратуры обязаны лично разносить их по кабинетам.

Наталья Дергач также сказала, что электронные услуги не окупаются напрямую (или окупятся в будущем благодаря сокращению персонала регистратуры), но окупаются косвенно за счет более эффективной работы и рационального использования рабочего времени.

Планы на будущее

Кирилл Полюхович

Среди планов разработчиков интернет-регистратуры не только предсказуемое расширение системы на все поликлиники республики и повсеместная установка инфокиосков. "Мапсофт" планирует расширить функциональность онлайн-регистратуры, подключать учреждения без собственных баз данных, связать учетные записи родственников.

Также разработчики хотят добавить возможность заказывать талоны по направлению врача в "чужих" учреждениях здравоохранения, а не только в "родной" поликлинике пользователя. Однако сделать это можно будет только через "родную" регистратуру из-за проблемы идентификации пациента в "чужом" учреждении. Тем не менее ехать за талоном дальше "родной" регистратуры не придется.

Компания технически готова внедрить электронные амбулаторные карты и истории болезни, но этому препятствуют организационные и финансовые вопросы. Полностью исключить бумажный документооборот в здравоохранении (несмотря на возможности цифровой подписи) не позволяет законодательство. Эксперимент по внедрению электронной карты пациента компания планирует начать в 2015 году.

Также "Мапсофт" ведет разработку системы электронной очереди и собирается заменять в поликлиниках информационные стенды на электронные табло. Электронная очередь позволит снизить время ожидания приема и упорядочить порядок посещения врача. С ее помощью можно также решить споры между пациентами с талонами и срочными случаями — система позволит рассчитать необходимое время на прием и наличие свободных врачей.

Пока главной проблемой электронной очереди являются как раз временные нормативы. Организовать очередь в поликлинике значительно сложнее, чем, к примеру, в банке: пациентам не все равно, в какой кабинет обращаться; должны совмещаться срочные направления, забронированные талоны, перенаправления от одного врача к другому. Но разработчики не считают эти проблемы неразрешимыми и обещают экспериментальные электронные очереди в поликлиниках в ближайшем будущем. 
-10%
-35%
-10%
-30%
-5%
-25%
0072641