Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Игры


Кирилл Стасевич,

Некоторые видеоигровые жанры делают мышление более пластичным, утверждают исследователи из Колледжа королевы Марии при Лондонском университете (Великобритания), опубликовавшие на эту тему статью в PLoS ONE.

Скриншот игры Starcraft

Брайан Гласс и его коллеги из Техасского университета в Остине (США) и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) поставили следующий эксперимент: попросили несколько десятков добровольцев сыграть в Starcraft или в The Sims. При этом у подопытных оценивалась пластичность мышления (способность переключаться между задачами, держать в уме сразу несколько заданий и т.п.).

Стратегия в реальном времени Starcraft — это игра, в которой, чтобы выиграть, нужно управлять армией, оценивать ресурсы, баланс сил, в общем — стратегически мыслить. Две группы пользователей играли в две версии Starcraft, а третья развлекала себя The Sims, которая, как вы помните, имитирует повседневную жизнь, а потому не нуждается в сложносочиненных тактиках и стратегиях. Игрища продолжались от 6 до 8 недель, при этом каждый участник потратил на них 40 часов.

Важно: играли только женщины, так как, по словам авторов работы, им нужны были люди, которые "по жизни" не очень-то увлекаются компьютерными и видеоиграми, а среди мужчин найти достаточное число тех, кто тратит на игры меньше двух часов в неделю, очень, очень нелегко.

В общем, оказалось, что Starcraft стимулирует когнитивную пластичность: Starcraft-игроки выполняли тесты быстрее и точнее своих коллег, забавлявшихся с "Симами". Что, наверное, не должно удивлять, если сравнить обе игры между собой. (Впрочем, если учесть некоторое предубеждение против любых компьютерных игр, все еще существующее в сознании людей, подобные результаты еще долго будут изумлять почтенную публику.)

Скриншот игры The Sims

Влияние компьютерных игр на психологию интересует науку давно, и такие эксперименты время от времени ставятся: например, опыты с играми в жанре action показали, что они "раскачивают" способность быстро принимать решения. Стратегии же, в чем нас уверяет вышеописанный эксперимент, развивают умение учиться на ошибках и перестраивать мышление по ходу выполнения задачи. Теперь исследователи намерены выяснить, как долго длится сей когнитивный эффект от игр.

Психологи давно отказались от представления о когнитивных способностях как о чем-то неизменном и неподвижном: в зависимости от обстоятельств наше мышление может делаться более или менее пластичным. Менее пластичным оно становится с возрастом, и было бы, конечно, любопытно узнать, помогут ли компьютерные игры пожилым людям сохранить подвижность ума.

Не стоит также забывать, что стимуляция когнитивных способностей происходила и у тех, кто вообще не слишком увлечен играми, так что игровой стаж, получается, не нужен. Компьютерную стратегию можно уподобить лекарству, которое принимают, когда в нем появляется необходимость, и перестают, когда эта необходимость исчезает.
Нужные услуги в нужный момент