Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Александр Арсёнов,

Лицей БГУ 18 сентября отчитался об итогах экспериментов с электронными книгами, онлайн-дневниками и дистанционными курсами на пресс-конференции "Плюсы и минусы электронного обучения в школах".

Директор Лицея БГУ Вадим Эдвардович Матулис у электронного расписания

Виртуальная школа и электронные дневники

Проект "Виртуальная школа", стартовавший при поддержке Сбербанка России, в лицее уже активно осваивают. Всего от Сбербанка лицей получил четыре интерактивных класса: по биологии, физике, химии и математике. В биологическом классе ученикам демонстрируют трехмерные модели клеток и проецируют на доску изображение с микроскопа, а в кабинете физики ход лучей в оптическом эксперименте смело строят на интерактивной доске с помощью виртуальной линейки.


 
Опасения журналистов насчет того, что яркие технологии увлекут учеников больше, чем сам материал, развеял заместитель директора Лицея БГУ по учебной работе Игорь Варакса: "Добраму настаўніку інтэрактыўная дошка не пашкодзіць, хаця і дрэннаму не дапаможа".

К тому же, "Виртуальная школа" — далеко не первая инициатива по внедрению современных технологий в образование в Лицее БГУ. Стартовавший в этом году в 11 минских школах проект "Электронная школа" действует в лицее уже два года.
 
Интернет-курсы и олимпиады

С 2006 года в лицее работает и постоянно обновляется сервер дистанционного обучения. Любой желающий (не только белорус) может пройти подготовительные курсы для поступления в лицей и подготовку к ЦТ. Курс по одному предмету стоит около 300 тысяч и включает теоретические материалы, задачи с объяснением решений и контрольные тесты. Для посетителей подготовительных курсов лицея курсы бесплатные. Кроме курсов есть и репетиционное онлайн-тестирование, которое в этом году прошли 600 человек.
 
Замдиректора Лицея БГУ по учебной работе Игорь Варакса
Подобные онлайн-курсы по некоторым предметам есть и для учеников лицея. Оценки за прохождение онлайн-тестов сейчас не ставятся, хотя такая возможность предусмотрена. Контрольные работы лицей проводит "по старинке" на бумаге.
 
По словам Вадима Эдвардовича Матулиса, директора лицея, главная проблема онлайн-курсов — самостоятельность учеников. Преподаватель может контролировать "онлайн-посещаемость" и оценивать результаты онлайн-тестов, но далеко не все пользователи подготовительных курсов занимаются равномерно на протяжении года, "пробуждаясь" лишь за месяц до поступления.
 
Кроме онлайн-курсов, лицей проводит и открытые интернет-олимпиады: два этапа лицейской олимпиады проходят онлайн, а третий этап проходит оффлайн в самом лицее. По результатам олимпиады нельзя предоставлять льготы по поступлению, но для поступающих олимпиада является хорошей тренировкой. К тому же, лицей на собственные средства дает призы победителям олимпиады, в этом году призами были внешние винчестеры.
 
Онлайн-дневники и электронные карты ученика

Уже два года лицей ведет как обычные, так и онлайн-дневники. Полностью отказаться от бумажных дневников и журналов лицей не может без распоряжения минобразования.
 
Однако онлайн-дневники призваны не только уменьшить количество бумажной работы, этот проект предназначен скорее для удобства родителей и даже самих учителей. В онлайн-журнале учитель может автоматически получать статистику по ученикам (к примеру, средний балл за четверть) и задавать домашнее задание за пару кликов, а родители — контролировать успеваемость ребенка в любой момент из любого места.
 
Хотя лицей и признает теоретическую возможность хакерского взлома онлайн-дневника, за два года попыток взлома не было. К тому же, бумажный дневник или журнал даже проще "взломать".
 
Раньше лицей использовал для онлайн-дневников российскую платформу dnevnik.ru, теперь же перешел на Netschool: плюс последней в том, что данные хранятся не на российских серверах, а на серверах лицея.
 
Три четверти лицеистов пользуются интернетом ежедневно
 
Около 55% преподавателей лицея самостоятельно заполняют электронный журнал. По словам директора лицея, подобный проект был бы бессмысленным, если бы не все учителя вели и своевременно заполняли онлайн-журналы, поэтому за остальных 45% преподавателей онлайн-журналы ведет учебно-вспомогательный персонал.
 
Жалоб на онлайн-дневники ни от детей, ни от родителей, ни от преподавателей не поступало.
 
Кроме онлайн-дневников на конференции упомянули и возможность введения электронных карт ученика и электронных пропусков.
 
Представитель компании "СкулТрейд" Дмитрий Скурчик рассказал об эксперименте в школе №2 в Боровлянах. Там установлены турникеты и видеокамеры для контроля посещаемости, а ученикам выданы личные идентификационные карты. Переговоры о подобном эксперименте ведутся с минской школой №196.
 
По словам Скурчика, личные карты в перспективе можно использовать и в качестве платежных в школьном буфете, родители в таком случае смогут узнавать, чем питается ребенок. Также есть дополнительная платная услуга SMS-оповещения родителей о входе/выходе ученика из школы. Систему SMS-оповещений можно использовать и для уведомлений о посещаемости.
 
Планшеты и "читалки"

Два года в лицее проводился эксперимент с электронными книгами. Один класс лицея был целиком обеспечен "читалками", успеваемость, усталость и здоровье учеников контролировалось и сравнивалось с другими классами.
 
Если со здоровьем и, в частности, зрением результат был предсказуемо положительным ("читалки" на электронной бумаге для зрения не опаснее бумажных книг), то успеваемость и время, проводимое с современной техникой, удивили преподавателей.
 
К примеру, по курсу литературы ученики с "читалками" на 27% быстрее прочитывали заданные произведения, но на контрольные вопросы отвечали на 30% хуже в сравнении с другими классами.
 
Тем не менее, за экранами "планшетизированные" ученики стали проводить меньше времени: около 43% опрошенных учеников утверждают, что стали меньше времени уделять современным гаджетам, еще столько же не заметили разницы, лишь 14% стали больше времени "смотреть в монитор".
 
Ученики обычных классов проводят по результатам опроса в среднем 3 часа в день в интернете, из них 43% времени уделяется учебе, 49% — общению и еще 8% — играм. Обладатели учебных "читалок" же проводят во всемирной паутине всего полтора часа (в два раза меньше!), уделяя уже 60% времени учебе, 9% играм и всего 32% времени общению в соцсетях.

Больше всего ученикам по результатам опроса "читалки" помогли в математике, химии, истории и литературе.
 
По итогам эксперимента лицей сделал вывод о том, что электронные книги позволяют ученикам эффективнее использовать свое время и оптимизировать внеклассную работу. Не понравился эксперимент с "читалками" разве что тем, кто уже владел более функциональными планшетами.
 
О том, почему для эксперимента были выбраны менее функциональные ридеры, Игорь Варакса сказал: "Ідэальнай прылады няма. Для нас галоўным параметрам была бяспека вучняў, таму былі абраныя рыдэры на электроннай паперы".

К 2017-2018 году, по расчетам лицея, около 80% учеников будут иметь свои собственные планшеты и "читалки"

В лицее понимают, что устройства морально устаревают быстрее, чем учреждения успевают их закупать, и поэтому склоняются к концепции "bring your own device". Многие ученики уже имеют собственные планшеты или "читалки", лицей же может обеспечить устройствами остальных.
 
В этом году только 13 из 24 учеников нового тестового класса пожелали получить лицейские электронные книги, остальные имели собственные гаджеты. Всего же в 2013 году только 46% лицеистов не имели планшет или "читалку" (смартфоны тут не учитываются), тогда как в 2012-м таковых было 83%.
 
Собственные устройства учеников бывают разными: это и электронные книги, и планшеты на Android и iOS, имеющие разные диагонали экранов. Лицей старается разработать универсальные учебные материалы, которыми можно было бы пользоваться с любого устройства.
 
Процесс перевода учебников в электронный вид зависит не только от учебных заведений или минобразования: для создания электронной версии книги нужно согласие автора, чего не всегда просто добиться. Однако лицей активно работает с книгами авторства своих преподавателей: все книги, которые сейчас издает лицей, дублируются в этом формате и доступны ученикам в электронном виде.
 
Для этого используется формат Epub, более универсальный, чем распространенный PDF. Кроме того, много учебной литературы других авторов доступно ученикам на портале padruchnik.by.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-40%
-20%
-10%
-50%
-10%
-50%