154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  2. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах
  3. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  4. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  5. Мингорисполком отказал организаторам в проведении «Чернобыльского шляха»
  6. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  7. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики
  8. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  9. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  10. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  11. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  12. Акции в поддержку Навального в России: задержаны более 1600 человек
  13. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  14. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  15. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  16. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  17. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  18. «И линии нарисуем, и достойно ответим». В Москве проходит встреча Лукашенко и Путина
  19. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  20. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»
  21. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  22. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  23. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  24. Дерматолог — о симптомах и опасности крапивницы
  25. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  26. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  27. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси
  28. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  29. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  30. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты


Александр Арсёнов,

Лицей БГУ 18 сентября отчитался об итогах экспериментов с электронными книгами, онлайн-дневниками и дистанционными курсами на пресс-конференции "Плюсы и минусы электронного обучения в школах".

Директор Лицея БГУ Вадим Эдвардович Матулис у электронного расписания

Виртуальная школа и электронные дневники

Проект "Виртуальная школа", стартовавший при поддержке Сбербанка России, в лицее уже активно осваивают. Всего от Сбербанка лицей получил четыре интерактивных класса: по биологии, физике, химии и математике. В биологическом классе ученикам демонстрируют трехмерные модели клеток и проецируют на доску изображение с микроскопа, а в кабинете физики ход лучей в оптическом эксперименте смело строят на интерактивной доске с помощью виртуальной линейки.


 
Опасения журналистов насчет того, что яркие технологии увлекут учеников больше, чем сам материал, развеял заместитель директора Лицея БГУ по учебной работе Игорь Варакса: "Добраму настаўніку інтэрактыўная дошка не пашкодзіць, хаця і дрэннаму не дапаможа".

К тому же, "Виртуальная школа" — далеко не первая инициатива по внедрению современных технологий в образование в Лицее БГУ. Стартовавший в этом году в 11 минских школах проект "Электронная школа" действует в лицее уже два года.
 
Интернет-курсы и олимпиады

С 2006 года в лицее работает и постоянно обновляется сервер дистанционного обучения. Любой желающий (не только белорус) может пройти подготовительные курсы для поступления в лицей и подготовку к ЦТ. Курс по одному предмету стоит около 300 тысяч и включает теоретические материалы, задачи с объяснением решений и контрольные тесты. Для посетителей подготовительных курсов лицея курсы бесплатные. Кроме курсов есть и репетиционное онлайн-тестирование, которое в этом году прошли 600 человек.
 
Замдиректора Лицея БГУ по учебной работе Игорь Варакса
Подобные онлайн-курсы по некоторым предметам есть и для учеников лицея. Оценки за прохождение онлайн-тестов сейчас не ставятся, хотя такая возможность предусмотрена. Контрольные работы лицей проводит "по старинке" на бумаге.
 
По словам Вадима Эдвардовича Матулиса, директора лицея, главная проблема онлайн-курсов — самостоятельность учеников. Преподаватель может контролировать "онлайн-посещаемость" и оценивать результаты онлайн-тестов, но далеко не все пользователи подготовительных курсов занимаются равномерно на протяжении года, "пробуждаясь" лишь за месяц до поступления.
 
Кроме онлайн-курсов, лицей проводит и открытые интернет-олимпиады: два этапа лицейской олимпиады проходят онлайн, а третий этап проходит оффлайн в самом лицее. По результатам олимпиады нельзя предоставлять льготы по поступлению, но для поступающих олимпиада является хорошей тренировкой. К тому же, лицей на собственные средства дает призы победителям олимпиады, в этом году призами были внешние винчестеры.
 
Онлайн-дневники и электронные карты ученика

Уже два года лицей ведет как обычные, так и онлайн-дневники. Полностью отказаться от бумажных дневников и журналов лицей не может без распоряжения минобразования.
 
Однако онлайн-дневники призваны не только уменьшить количество бумажной работы, этот проект предназначен скорее для удобства родителей и даже самих учителей. В онлайн-журнале учитель может автоматически получать статистику по ученикам (к примеру, средний балл за четверть) и задавать домашнее задание за пару кликов, а родители — контролировать успеваемость ребенка в любой момент из любого места.
 
Хотя лицей и признает теоретическую возможность хакерского взлома онлайн-дневника, за два года попыток взлома не было. К тому же, бумажный дневник или журнал даже проще "взломать".
 
Раньше лицей использовал для онлайн-дневников российскую платформу dnevnik.ru, теперь же перешел на Netschool: плюс последней в том, что данные хранятся не на российских серверах, а на серверах лицея.
 
Три четверти лицеистов пользуются интернетом ежедневно
 
Около 55% преподавателей лицея самостоятельно заполняют электронный журнал. По словам директора лицея, подобный проект был бы бессмысленным, если бы не все учителя вели и своевременно заполняли онлайн-журналы, поэтому за остальных 45% преподавателей онлайн-журналы ведет учебно-вспомогательный персонал.
 
Жалоб на онлайн-дневники ни от детей, ни от родителей, ни от преподавателей не поступало.
 
Кроме онлайн-дневников на конференции упомянули и возможность введения электронных карт ученика и электронных пропусков.
 
Представитель компании "СкулТрейд" Дмитрий Скурчик рассказал об эксперименте в школе №2 в Боровлянах. Там установлены турникеты и видеокамеры для контроля посещаемости, а ученикам выданы личные идентификационные карты. Переговоры о подобном эксперименте ведутся с минской школой №196.
 
По словам Скурчика, личные карты в перспективе можно использовать и в качестве платежных в школьном буфете, родители в таком случае смогут узнавать, чем питается ребенок. Также есть дополнительная платная услуга SMS-оповещения родителей о входе/выходе ученика из школы. Систему SMS-оповещений можно использовать и для уведомлений о посещаемости.
 
Планшеты и "читалки"

Два года в лицее проводился эксперимент с электронными книгами. Один класс лицея был целиком обеспечен "читалками", успеваемость, усталость и здоровье учеников контролировалось и сравнивалось с другими классами.
 
Если со здоровьем и, в частности, зрением результат был предсказуемо положительным ("читалки" на электронной бумаге для зрения не опаснее бумажных книг), то успеваемость и время, проводимое с современной техникой, удивили преподавателей.
 
К примеру, по курсу литературы ученики с "читалками" на 27% быстрее прочитывали заданные произведения, но на контрольные вопросы отвечали на 30% хуже в сравнении с другими классами.
 
Тем не менее, за экранами "планшетизированные" ученики стали проводить меньше времени: около 43% опрошенных учеников утверждают, что стали меньше времени уделять современным гаджетам, еще столько же не заметили разницы, лишь 14% стали больше времени "смотреть в монитор".
 
Ученики обычных классов проводят по результатам опроса в среднем 3 часа в день в интернете, из них 43% времени уделяется учебе, 49% — общению и еще 8% — играм. Обладатели учебных "читалок" же проводят во всемирной паутине всего полтора часа (в два раза меньше!), уделяя уже 60% времени учебе, 9% играм и всего 32% времени общению в соцсетях.

Больше всего ученикам по результатам опроса "читалки" помогли в математике, химии, истории и литературе.
 
По итогам эксперимента лицей сделал вывод о том, что электронные книги позволяют ученикам эффективнее использовать свое время и оптимизировать внеклассную работу. Не понравился эксперимент с "читалками" разве что тем, кто уже владел более функциональными планшетами.
 
О том, почему для эксперимента были выбраны менее функциональные ридеры, Игорь Варакса сказал: "Ідэальнай прылады няма. Для нас галоўным параметрам была бяспека вучняў, таму былі абраныя рыдэры на электроннай паперы".

К 2017-2018 году, по расчетам лицея, около 80% учеников будут иметь свои собственные планшеты и "читалки"

В лицее понимают, что устройства морально устаревают быстрее, чем учреждения успевают их закупать, и поэтому склоняются к концепции "bring your own device". Многие ученики уже имеют собственные планшеты или "читалки", лицей же может обеспечить устройствами остальных.
 
В этом году только 13 из 24 учеников нового тестового класса пожелали получить лицейские электронные книги, остальные имели собственные гаджеты. Всего же в 2013 году только 46% лицеистов не имели планшет или "читалку" (смартфоны тут не учитываются), тогда как в 2012-м таковых было 83%.
 
Собственные устройства учеников бывают разными: это и электронные книги, и планшеты на Android и iOS, имеющие разные диагонали экранов. Лицей старается разработать универсальные учебные материалы, которыми можно было бы пользоваться с любого устройства.
 
Процесс перевода учебников в электронный вид зависит не только от учебных заведений или минобразования: для создания электронной версии книги нужно согласие автора, чего не всегда просто добиться. Однако лицей активно работает с книгами авторства своих преподавателей: все книги, которые сейчас издает лицей, дублируются в этом формате и доступны ученикам в электронном виде.
 
Для этого используется формат Epub, более универсальный, чем распространенный PDF. Кроме того, много учебной литературы других авторов доступно ученикам на портале padruchnik.by.
-20%
-20%
-35%
-40%
-5%
-15%
-10%
-40%
-25%
-30%
-10%