Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Игры


Арсений Тембеков,

Мы знаем, чего ждать от голливудских блокбастеров, на создание которых ушли сотни миллионов долларов. Но чего ждать от видеоигры, в которую денег вложено больше, чем в "Аватар" Кемерона? IT.TUT.BY пожил в Лос-Сантосе, месте действия гангстерской эпопеи Grand Theft Auto V.



Игра GTA V стоила 266 миллионов долларов, но уже за первые сутки сумма продаж составила 800 млн долларов. Бюджет игры включает пять лет разработки самой игры плюс затраты на маркетинг.

Цифра просто огромная, особенно в сравнении с бюджетами других игр и фильмов: GTA IV и Red Dead Redemption стоили по 100 миллионов, "Аватар" обошелся в 237, "Элизиум" стоил всего 115, "Tрансформеры 3" - 195. Дороже GTA V только "Пираты Карибского моря 3" - 300 млн долларов.
 
Серия игр Grand Theft Auto давно получила широкую известность, и новая часть ничем кардинально не отличается от прошлых: гангстеры и полицейские, гонки и перестрелки, свободный мир и насыщенный сюжет.

Перед нами экшн-"песочница" с большим миром и практически неограниченной свободой действий, в которой есть основной сюжет, посвященный трем главным героям (Майклу, Франклину и Тревору); есть набор необязательных заданий, которые могут как выдаваться по продвижению игрока по сюжету, так и в совершенно случайное время; есть и различные мини-игры.



 
GTA V не принуждает к выполнению каких-то определенных задач, игрок может игнорировать всё и просто изучать мир, заниматься дайвингом, использовать транспорт, в том числе и воздушный, устраивать массовые убийства и затем уходить от погони, которую на него устраивает полиция. 

Что касается самого сюжета, то он достаточно незатейливый. Rockstar как обычно выпустила игру-сатиру на реальный мир, высмеяв подрастающее на смену поколение ленивых и неблагодарных детей, проблемы общества, помешанного на потреблении и не замечающего всей той грязи, в которой оно утонуло, затронула некоторые изменения характера и мыслей о смысле жизни, присущие всем людям в определенном возрасте.


 
Впервые в серии не один, а три игровых персонажа, между которыми можно переключаться практически в любой момент времени:
 
Майкл де Санта - женат на Аманде, которая изменяет ему с тренером по гольфу, имеет двух детей, Джимми и Трейси, которые относятся к нему как к помехе в их эгоистичной подростковой жизни. Бывший грабитель банков, находится под программой защиты свидетелей ФБР и страдает от кризиса среднего возраста.
 
Франклин Клинтон - гангстер-афроамериканец, который хочет исправить свою жизнь и стать лучше. Имеет собаку по кличке Чоп (существует отдельное приложение iFruit для смартфонов и планшетов, в котором надо с этой собакой играть, реализовано наподобие тамагочи).
 
Трэвор Филлипс - старый друг Майкла, грабивший банки вместе с ним. Бывший военный летчик, подсевший на наркотики, психически неуравновешенный реднек (у нас такого назвали бы "деревенщиной").
 
Каждый герой имеет свою историю, которая сводит его с остальными двумя. Каждый имеет свои задания, уникальные способности, стиль игры.

С самого начала игры вам дадут понять, что вы тут главный. Это ваш мир, и как проводить в нем время, решаете только вы сами. Три персонажа позволили как бы в одной игре реализовать по три половинки от полноценных: ваши протагонисты - личности еще те, у каждого найдется что рассказать о себе, и многое предстоит вам пережить вместе с ними. 

Переключаясь на любого из них, возникает труднопреодолимое желание влезть в шкуру героя. Например, играя Майклом, я предпочитал красть только шикарные тачки, носил костюмы, убивал только по необходимости. Тревором же я в трусах вскакивал на мотоцикл и носился везде, куда только мог добраться, устраивал аварии с большим количеством жертв, набирал максимальный рейтинг розыска у полиции.

Играя Франклином, сперва придется решать типично бандитские вопросы, позже, когда он отойдет от прошлых дел, прошлое постоянно будет давить на него. Майкл сперва кажется достаточно счастливым для человека, совершившего кучу преступлений и вышедшего сухим из воды, однако ему все равно неймется и кажется, будто в жизни чего-то недостает. Задания с ним будут довольно жестокими, но отторжения не вызывают: у него есть какие-то принципы, по которым он живет, и они кажутся достаточно справедливыми для такого места, как Лос-Сантос. Миссии Тревора это безумие в чистом виде, проще сказать, что там будут сплошные взрывы, горы трупов, чрезвычайное обилие насилия и дикий накал страстей, прямо как в голливудском боевике.
 
 
Кстати, три персонажа использованы весьма хитро – как только игра за одного начинает напоминать рутину, то игра сразу предложит переключиться на второго, где сосредоточено все действие. Казалось бы, незамысловатый ход, однако крайне удачный, позволяющий непрерывно быть в первом ряду происходящих событий и не упускать ничего.

Площадь мира GTA V около 127 квадратных километров (почти две площади Бобруйска!), на которых расположился сам город, море, горы, поля, пустыня, аэропорты – множество территорий, заполненных чем-то. После прохождения всех заданий большая часть карты будет открыта, но все равно остается множество мест для исследования, в которых можно найти полезные и интересные сюрпризы, оставленные разработчиками.
 
Лос-Сантос наполнен яркими и теплыми цветами: очень красивые рассветы и закаты, пронзительно синее море, песочные пляжи, огромные горы и сельскохозяйственные поля. Этот город выглядит куда привлекательнее серого и однообразного Либерти-Сити из GTA IV.



 
Внимание к деталям проявляется везде: от долгого бега одежда начинает запотевать, появляется одышка; автомобили можно мять и полностью выводить из строя (не столь эффектно как в GTA IV, увы), дождь сильно влияет на управляемость транспортом, пыль при езде по бездорожью не поднимается так высоко, океан становится серым и неприветливым; велосипед весело трещит шестернями во время гонок по дорожкам и противно хрустит при съезде на песок, в кинотеатрах можно смотреть самые настоящие мультфильмы, которые иногда захватывают все внимание и совершенно забывается тот факт, что вы сейчас сидите перед телевизором, в котором ваш герой сидит в виртуальном кинотеатре и смотрит этот мультфильм. А как тут реализована вода! Гонять на водном байке крайне увлекательно, открывается совершенно новый вид на то, что творится под вами, и то, что вы не замечали, мчась по автостраде на огромной скорости, пока сбоку проносятся пальмы и дома.


 
В перерывах между основным сюжетом стоит потратить несколько часов на свободное путешествие по миру. Во-первых, это поможет прокачать ваших персонажей, что положительно скажется на дальнейшем прохождении игры. Во-вторых, непрерывный и порой напряженный экшн хочется прекратить и расслабиться, и в этом вам помогут самые разнообразные мини-игры: теннис, гольф, поход в стрип-клуб, различные задания чудаков, которых вы можете встретить во время поездок по городу. Некоторые задания могут быть достаточно скучными (вроде обычных гонок по городу), а могут быть весьма необычными (приключения Майкла в его галлюцинациях). Пускай они весьма короткие, зато запоминаются такие вещи надолго.
 
Город живет своей жизнью, и об этом вам будут напоминать некоторые эпизоды, происходящие тут и там. Прогуливаясь по Лос-Сантосу, вы время от времени будете встречать воришек, крадущих деньги и удирающих со всех ног, замечать инкассаторские машины, которые соблазнительно доступны из-за малой охраны. Или как вам нравится идея прогулять по лесу и найти там нескольких бандитов, готовящихся живьем закопать незнакомца? Как поступать в таких случаях, решать только вам.

Разработчики совершенно не соврали когда заявляли, что в GTA V будут использованы самые лучшие идеи, которые они придумывали в своих прошлых играх: из Red Dead Redemption взята система случайных заданий, из Max Payne 3 - удобная стрельба, из San Andreas – атмосфера безалаберности, которая была подпорчена слишком серьезной GTA IV.


 
Упомянув проработку мелочей, хочется отдельно упомянуть поддержку смартфонов\планшетов и встроенный в игру браузер. Если с первым все понятно – приложение позволит воспитывать из реальной жизни виртуальную собачку и заниматься разными делами, не включая игру, то со вторым все гораздо интереснее. В GTA V существует пародия на Twitter, названная Bleeter, и аналог Facebook – LifeInvader. Второй, кстати, существует в реальном интернете и предлагает использовать свой аккаунт Rockstar Games, позже он будет использоваться в GTA Online. В обеих соцсетях можно узнать реакцию людей на те или иные события, происходящие в игровом мире, и пускай даже почти все это заранее следует какому-то внутреннему таймеру, все равно время от времени зайти и проверить статус вашей дочери и сына оказывается интересным – можно узнать, что же на самом деле думают отпрыски Майкла за его спиной и чем же в очередной раз накачалась знакомая Франклина.
 
Однако, это не самая "вкусная" часть игрового интернета. Ею, на мой взгляд, являются онлайн-биржи с акциями. В игре представлено свыше десятка разных фирм, акции которых вы можете приобрести, чтобы потом выгодно сбыть. Стоит ли говорить о том, что достаточно самому подстроить несколько пакостей одной или нескольким фирмам, чтобы скупить их акции задешево, подождать, пока ситуация восстановится, а потом продать на бирже? Не решусь точно утверждать, сколько времени я провел за этим делом, но игра на бирже оказалось весьма полезной на первых порах.


 
GTA V это прежде всего песочница. Год назад вышел Far Cry 3, который показал красивую природу, заполненную животными и красивыми локациями, но увы, все это через короткий промежуток времени начинает надоедать, и ощущение живущего своей жизнью мира окончательно пропадает. Свежевышедший Saints Row IV даже не пытается создать иллюзию жизни, город откровенно пустует, люди и машины бесцельно появляются тут и там, чтобы через несколько секунд безумного бега исчезнуть навсегда.

Из последних игр с наполненным контентом миром хочется вспомнить TES V: Skyrim и Fallout: New Vegas, им GTA V все-таки проигрывает: в первых двух огромное количество персонажей предлагают различные задания, присутствует определенная нелинейность и вариативность прохождения, которая побуждает игрока тщательно изучать весь игровой мир и самому исследовать новые участки карты в поисках миссий, третья же предлагает игровую карту не как цель для изучения в поиске новых заданий, а просто как декорации, на фоне которых происходит все остальное.

Однако стоит учесть, что те игры в первую очередь относятся к жанру ролевых, где изучение мира есть основа всего, а экшн он и будет экшном, так что честного сравнения проводить не имеет никакого смысла, слишком разные жанры представлены на двух чашах весов. Сюжет GTA V развивается стремительно даже в сравнении с GTA IV, в этом плане крайне удачно выразился Дэвид Селлек: “В том моменте, где раньше вам только выдавали пистолет, в GTA V вы уже угоняете субмарину и крадете при ее помощи секретную ядерную установку прямо со дна океана, на обратном пути устроив мировой пожар”. Куда уж там Фалауту и Скайриму...
 
К сожалению, из-за выхода на достаточно устаревшем "железе" игровых консолей текущего поколения, улицы в GTA V пустуют, машин на дорогах не так много, как хотелось бы, наличествуют и другие проблемы технического характера. Несмотря на все заявления по поводу отсутствия планов по выпуску версий на PlayStation 4, Xbox One и PC, она скорее всего там появится, обновленная и улучшенная. Лишнюю прибыль разработчики вряд ли упустят.

 
Я провел в игре больше 30 часов и совершенно согласен с высокими рейтингами от игроков и журналистов на Metacritic. Игра, безусловно, удалась.

История, которую рассказывает GTA V, достаточно незатейлива и предсказуема, но то, как она подается, то, какие в игре диалоги, как персонажи взаимодействуют друг с другом, как знакомятся – все это выполнено с таким мастерством, что наблюдать за происходящим на экране можно как за отличным фильмом. Это большой-пребольшой блокбастер, и вам в нем отведена самая главная роль на 50 с чем-то часов. Даже три роли.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-45%
-30%
-18%
-20%
-25%
-30%
-21%