Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Катерина Сипакова,

Не успев развернуться в полную силу, проект "Электронная школа" спровоцировал противоречивые эмоции. В частности, сомнения вызвало экспериментальное внедрение электронных дневников и журналов в ряде столичных школ.
 
Некоторые опасения со стороны родителей и учителей по поводу новшества и его недостатков были изложены в статье "Компьютерных вестей", которая после публикации пропала с сайта. Редакция прокомментировала это лаконично: "Снята по требованию важной организации, которая кровно заинтересована в продвижении проекта и имеет рычаги влияния на СМИ. Сорри".
 
IT.TUT.BY обратился за разъяснением к представителям Минобразования и компании-разработчика внедряемых электронных дневников и журналов. Член рабочей группы по вопросам реализации Концепции информатизации системы образования РБ до 2020 года Павел Лис уверил, что даже не слышал о статье.
 
Представитель ООО "Образовательные системы", разработчика проекта schools.by, рассказал, что статью видели, но с редакцией "Компьютерных вестей" не контактировали и снимать материал с публикации не просили.
 
Впрочем, наличие недоработок в компании не отрицают: "Поэтому и проводится апробация <...> Нам нужна была обратная связь от реальных школ. И не только от тех, которые сами захотели пользоваться системой: энтузиасты сами исправляют проблемы, если они есть. Сейчас у нас есть целый список усовершенствований <...> К началу второй четверти мы представим кардинально улучшенную версию, которая будет намного лучше, чем все аналоги, которые есть в соседних странах, потому что мы учли все последние изменения и замечания", - рассказал директор ООО "Образовательные системы" Евгений Мицкевич.
 
Компания "Образовательные системы" мало известна. Она занимается единственным проектом - собственно, schools.by. И разработанная ими система не уникальна. Почему Министерство образования выбрало именно их? "Насколько мне известно, ранее в министерство поступало до десятка подобных предложений в год от разных компаний. Некоторые были апробированы. Проблема большинства компаний в том, что они приходят и просят денег [из бюджета] <...> Эта компания прошла весь путь согласований, который проходили другие разработчики. Но они нашли инвестора. И для структуры образования эта инициатива бесплатна", - пояснил Павел Лис.
 
Но проект коммерческий — и кто-то платить должен. В данном случае это родители, которые хотят пользоваться электронным дневником. Один из острых вопросов связан как раз с неожиданным увеличением стоимости этой услуги: в начале августа на сайте schools.by была указана цена, близкая к 20 000 рублей за 30 дней пользования сервисом. Перед самым началом учебного года она увеличилась до 51 500 рублей за 30 дней. Такое резкое изменение представители компании-разработчика объяснили тем, что первоначальная цена была сформирована три года назад и не учитывала коммерческого интереса. А то, что неактуальная информация до последнего момента не была убрана с сайта, признали недосмотром.

 
"У нас нет никаких иллюзий. Мы рассчитываем, что максимум 20% родителей будут пользоваться нашим платным сервисом. Эту цифру мы взяли из опыта соседних стран", - говорят в ООО "Образовательные системы".
 
Разработчики сообщили, что для родителей, которые не имеют компьютера и доступа в интернет, будет платный сервис SMS-уведомлений. Они будут получать список оценок, пропущенных уроков и, возможно, комментарии учителя к оценкам.
 
На момент встречи корреспондента IT.TUT.BY с разработчиками за сервис уже заплатили родители учеников нескольких минских школ, официально участвующих в эксперименте. Но пока не все: "Школы должны ввести в систему список учеников и данные об их родителях, чтобы мы знали, кому посылать информацию. Большинство школ еще не сделали этого", - рассказали в ООО "Образовательные системы".
 
"Мы ни одного родителя не заставляем платить. Мы физически не можем этого сделать. Если родитель не хочет подключаться к системе, он просто забывает о нас и живет дальше", - добавили разработчики.
 
В компании также подтвердили, что часть средств, полученных от родителей за пользование электронными дневниками, компания будет переводить на счета школ в качестве оплаты услуг по вводу данных. Но конкретные цифры назвать отказались — коммерческая тайна.
 
Электронный журнал
 
 
Еще один спорный вопрос — двойная нагрузка на учителей. Разработчики утверждают, что польза для педагогов от нового сервиса будет только в случае самостоятельного заполнения электронного журнала. Но пока это означает внесение оценок в два журнала, причем в случае электронного — во внеурочное время из-за недостаточного числа компьютеров и планшетов в школах. Сегодня в Минске на один компьютер приходится 4,3 учителя. Стоит ли говорить о небольших населенных пунктах?
 
При этом и Евгений Мицкевич, и Павел Лис неоднократно напоминают, что изначальная суть проекта заключается в упрощении жизни учителя. "Журнал и дневник — основные документы. Учитель заполняет журнал — это входной материал. Выходной — отчеты директору, в районный и городской отделы образования, министерство, — рассказывает представитель рабочей группы при Минобразования. — Учитель заполнил электронный журнал, на основе этого генерируется отчет, который идет по всем инстанциям. Это в перспективе".
 
Кроме того, Павел Лис сообщил, что сейчас разрабатываются предложения по внесению корректировок в нормативную базу, которая позволит некоторым школам отказаться от бумажных журналов и дневников: "Эти школы должны соответствовать определенным критериям, перечень которых сейчас тоже прорабатывается и должен быть опубликован до конца года. Например, наличие широкополосного доступа в интернет, количество компьютеров. Развитие инфраструктуры будет осуществляться за счет бюджетных средств там, где есть заинтересованность учителей. Будут обязательные показатели и дополнительные: например, использование на уроках дополнительных интерактивных средств обучения — проекторов, интерактивных досок, число обучаемых, которые используют собственные технические средства, например планшеты".
 
Пока до конца не решен вопрос, показывать ли собственные оценки ученикам в их версии электронного дневника. Сейчас школьники видят их только в бумажном. Но разработчики согласны, что в случае отмены последнего оценки придется показывать и родителям, и учителям, и ученикам.
 
Но простую замену бумажного дневника электронным сложно назвать прогрессом. Разработчики обещают, что дневник будет интерактивным и связанным с дополнительными сервисами как в родительской версии, так и в версии школьника. Например, родители под своим паролем могут "подписать" дневник: поставить "галочку" в соответствующей графе. В дневнике могут отображаться объявления по школе, персональные сообщения от учителей. В будущем планируется насыщение сервиса дополнительной информацией, которая не будет напрямую касаться учебного процесса, но будет полезна для родителей в вопросах воспитания.
 
После того как вся необходимая учебная литература будет оцифрована, школьники в своей версии дневника смогут кликнуть на домашнее задание и попасть в нужный параграф учебника или просмотреть презентацию, загруженную учителем.
 
"Мы должны исключить проблемы "забыл, болел, не знал", - говорит Павел Лис. Причем в данном случае это касается и учеников, и их родителей.


 
Еще одна проблема, которую хотелось бы исключить — на этот раз пользователям сервиса, — несанкционированный доступ к чужому профилю. Ученик может узнать пароль родителя или учителя или воспользоваться оставленным без присмотра планшетом с введенными данными для входа в систему.
 
По словам разработчиков, жесткая иерархия доступа и ограниченные права для каждого пользователя не позволят увидеть и сделать много. "Главное действующее лицо системы — директор школы. Он может раздать различные права учителям, модераторам и администраторам системы, — пояснил Евгений Мицкевич. — Кроме того, система настроена так, что даже при краже пароля учителя много исправить нельзя. Можно, например, поставить себе оценку за вчера. Учитель это увидит: оценка, поставленная во внеурочное время, выделяется другим цветом <...> Восстановить оценку очень легко. Кроме того, через определенное время внесение оценок в журнал закрывается и поставить их можно только с разрешения директора. По сути, чтобы незаметно внести изменения в электронный журнал, нужно украсть пароль директора. Поэтому им нужно быть крайне внимательными <...> Сейчас прорабатывается возможность блокировки системы в случае отсутствия активности в течение определенного времени".



Пока вопросов, действительно, много. Но если верить организаторам эксперимента, все пожелания пользователей новых сервисов будут учитываться. Насколько точно и оперативно это будет происходить, можно будет судить по следующей версии электронных дневников и журналов, которая должна появиться к началу второй учебной четверти.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-30%
-10%
-30%
-25%
-10%
-10%
-10%
-35%
-30%