Поддержать TUT.BY
145 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Уролог объясняет, как не пропустить признаки одного из самых частых заболеваний почек
  2. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  3. Минздрав временно запретил ввозить и продавать в Беларуси некоторую продукцию NIVEA. Что говорит торговля?
  4. Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
  5. КГБ сообщил о задержании Костусева и Федуты «по подозрению в совершении преступления»
  6. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  7. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  8. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  9. «Самая длинная 16 сантиметров». Дома у минчанки живут 34 улитки. Смотрите, какие они красивые
  10. «На претензии отвечали: „Вам что, жалко?“». Как Gastrofest боролся с клонами фестиваля
  11. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  12. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи
  13. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  14. Третья волна. В Беларуси растет количество заразившихся COVID-19 и пациентов с тяжелыми пневмониями
  15. «Когда умирают такие люди, говорят, что уходит эпоха». Друзья и коллеги — о «песняре» Леониде Борткевиче
  16. Биатлонистка Сола честно рассказала о позиции, народной любви и собственном гнездышке в Новой Боровой
  17. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  18. Герасименя продала на аукционе золотую медаль чемпионата мира
  19. «Самое благоприятное время для продавцов». Что происходит на вторичном рынке квартир в Минске
  20. «Все больше откусывают парк». Как там стройка Национального стадиона и чем она тревожит местных
  21. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  22. «Фокусируюсь на великой цели по примеру Маска». Как сын Израилевича попал в список «Форбс»
  23. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  24. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  25. Минобороны заявило, что неизвестное воздушное судно нарушило белорусскую границу со стороны Польши
  26. Купаловский восстановит поставленный 20 лет назад спектакль. Названы фамилии новых актеров
  27. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  28. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  29. Известный ученый оказался в эмиграции, а Федута — в КГБ. Что происходит в стране 13 апреля
  30. Цена биткоина впервые в истории превысила 62 тысячи долларов за монету


Катерина Сипакова,

Не успев развернуться в полную силу, проект "Электронная школа" спровоцировал противоречивые эмоции. В частности, сомнения вызвало экспериментальное внедрение электронных дневников и журналов в ряде столичных школ.
 
Некоторые опасения со стороны родителей и учителей по поводу новшества и его недостатков были изложены в статье "Компьютерных вестей", которая после публикации пропала с сайта. Редакция прокомментировала это лаконично: "Снята по требованию важной организации, которая кровно заинтересована в продвижении проекта и имеет рычаги влияния на СМИ. Сорри".
 
IT.TUT.BY обратился за разъяснением к представителям Минобразования и компании-разработчика внедряемых электронных дневников и журналов. Член рабочей группы по вопросам реализации Концепции информатизации системы образования РБ до 2020 года Павел Лис уверил, что даже не слышал о статье.
 
Представитель ООО "Образовательные системы", разработчика проекта schools.by, рассказал, что статью видели, но с редакцией "Компьютерных вестей" не контактировали и снимать материал с публикации не просили.
 
Впрочем, наличие недоработок в компании не отрицают: "Поэтому и проводится апробация <...> Нам нужна была обратная связь от реальных школ. И не только от тех, которые сами захотели пользоваться системой: энтузиасты сами исправляют проблемы, если они есть. Сейчас у нас есть целый список усовершенствований <...> К началу второй четверти мы представим кардинально улучшенную версию, которая будет намного лучше, чем все аналоги, которые есть в соседних странах, потому что мы учли все последние изменения и замечания", - рассказал директор ООО "Образовательные системы" Евгений Мицкевич.
 
Компания "Образовательные системы" мало известна. Она занимается единственным проектом - собственно, schools.by. И разработанная ими система не уникальна. Почему Министерство образования выбрало именно их? "Насколько мне известно, ранее в министерство поступало до десятка подобных предложений в год от разных компаний. Некоторые были апробированы. Проблема большинства компаний в том, что они приходят и просят денег [из бюджета] <...> Эта компания прошла весь путь согласований, который проходили другие разработчики. Но они нашли инвестора. И для структуры образования эта инициатива бесплатна", - пояснил Павел Лис.
 
Но проект коммерческий — и кто-то платить должен. В данном случае это родители, которые хотят пользоваться электронным дневником. Один из острых вопросов связан как раз с неожиданным увеличением стоимости этой услуги: в начале августа на сайте schools.by была указана цена, близкая к 20 000 рублей за 30 дней пользования сервисом. Перед самым началом учебного года она увеличилась до 51 500 рублей за 30 дней. Такое резкое изменение представители компании-разработчика объяснили тем, что первоначальная цена была сформирована три года назад и не учитывала коммерческого интереса. А то, что неактуальная информация до последнего момента не была убрана с сайта, признали недосмотром.

 
"У нас нет никаких иллюзий. Мы рассчитываем, что максимум 20% родителей будут пользоваться нашим платным сервисом. Эту цифру мы взяли из опыта соседних стран", - говорят в ООО "Образовательные системы".
 
Разработчики сообщили, что для родителей, которые не имеют компьютера и доступа в интернет, будет платный сервис SMS-уведомлений. Они будут получать список оценок, пропущенных уроков и, возможно, комментарии учителя к оценкам.
 
На момент встречи корреспондента IT.TUT.BY с разработчиками за сервис уже заплатили родители учеников нескольких минских школ, официально участвующих в эксперименте. Но пока не все: "Школы должны ввести в систему список учеников и данные об их родителях, чтобы мы знали, кому посылать информацию. Большинство школ еще не сделали этого", - рассказали в ООО "Образовательные системы".
 
"Мы ни одного родителя не заставляем платить. Мы физически не можем этого сделать. Если родитель не хочет подключаться к системе, он просто забывает о нас и живет дальше", - добавили разработчики.
 
В компании также подтвердили, что часть средств, полученных от родителей за пользование электронными дневниками, компания будет переводить на счета школ в качестве оплаты услуг по вводу данных. Но конкретные цифры назвать отказались — коммерческая тайна.
 
Электронный журнал
 
 
Еще один спорный вопрос — двойная нагрузка на учителей. Разработчики утверждают, что польза для педагогов от нового сервиса будет только в случае самостоятельного заполнения электронного журнала. Но пока это означает внесение оценок в два журнала, причем в случае электронного — во внеурочное время из-за недостаточного числа компьютеров и планшетов в школах. Сегодня в Минске на один компьютер приходится 4,3 учителя. Стоит ли говорить о небольших населенных пунктах?
 
При этом и Евгений Мицкевич, и Павел Лис неоднократно напоминают, что изначальная суть проекта заключается в упрощении жизни учителя. "Журнал и дневник — основные документы. Учитель заполняет журнал — это входной материал. Выходной — отчеты директору, в районный и городской отделы образования, министерство, — рассказывает представитель рабочей группы при Минобразования. — Учитель заполнил электронный журнал, на основе этого генерируется отчет, который идет по всем инстанциям. Это в перспективе".
 
Кроме того, Павел Лис сообщил, что сейчас разрабатываются предложения по внесению корректировок в нормативную базу, которая позволит некоторым школам отказаться от бумажных журналов и дневников: "Эти школы должны соответствовать определенным критериям, перечень которых сейчас тоже прорабатывается и должен быть опубликован до конца года. Например, наличие широкополосного доступа в интернет, количество компьютеров. Развитие инфраструктуры будет осуществляться за счет бюджетных средств там, где есть заинтересованность учителей. Будут обязательные показатели и дополнительные: например, использование на уроках дополнительных интерактивных средств обучения — проекторов, интерактивных досок, число обучаемых, которые используют собственные технические средства, например планшеты".
 
Пока до конца не решен вопрос, показывать ли собственные оценки ученикам в их версии электронного дневника. Сейчас школьники видят их только в бумажном. Но разработчики согласны, что в случае отмены последнего оценки придется показывать и родителям, и учителям, и ученикам.
 
Но простую замену бумажного дневника электронным сложно назвать прогрессом. Разработчики обещают, что дневник будет интерактивным и связанным с дополнительными сервисами как в родительской версии, так и в версии школьника. Например, родители под своим паролем могут "подписать" дневник: поставить "галочку" в соответствующей графе. В дневнике могут отображаться объявления по школе, персональные сообщения от учителей. В будущем планируется насыщение сервиса дополнительной информацией, которая не будет напрямую касаться учебного процесса, но будет полезна для родителей в вопросах воспитания.
 
После того как вся необходимая учебная литература будет оцифрована, школьники в своей версии дневника смогут кликнуть на домашнее задание и попасть в нужный параграф учебника или просмотреть презентацию, загруженную учителем.
 
"Мы должны исключить проблемы "забыл, болел, не знал", - говорит Павел Лис. Причем в данном случае это касается и учеников, и их родителей.


 
Еще одна проблема, которую хотелось бы исключить — на этот раз пользователям сервиса, — несанкционированный доступ к чужому профилю. Ученик может узнать пароль родителя или учителя или воспользоваться оставленным без присмотра планшетом с введенными данными для входа в систему.
 
По словам разработчиков, жесткая иерархия доступа и ограниченные права для каждого пользователя не позволят увидеть и сделать много. "Главное действующее лицо системы — директор школы. Он может раздать различные права учителям, модераторам и администраторам системы, — пояснил Евгений Мицкевич. — Кроме того, система настроена так, что даже при краже пароля учителя много исправить нельзя. Можно, например, поставить себе оценку за вчера. Учитель это увидит: оценка, поставленная во внеурочное время, выделяется другим цветом <...> Восстановить оценку очень легко. Кроме того, через определенное время внесение оценок в журнал закрывается и поставить их можно только с разрешения директора. По сути, чтобы незаметно внести изменения в электронный журнал, нужно украсть пароль директора. Поэтому им нужно быть крайне внимательными <...> Сейчас прорабатывается возможность блокировки системы в случае отсутствия активности в течение определенного времени".



Пока вопросов, действительно, много. Но если верить организаторам эксперимента, все пожелания пользователей новых сервисов будут учитываться. Насколько точно и оперативно это будет происходить, можно будет судить по следующей версии электронных дневников и журналов, которая должна появиться к началу второй учебной четверти.
-99%
-30%
-5%
-20%
-58%
-10%
-10%
-35%
-10%