• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Александр Арсёнов,

Изображение The Independent
Пока одни борются с пиратством в интернете, другие на победу и не надеются и даже сами распространяют свою музыку бесплатно. Есть ли шансы на легальный заработок музыкантов через интернет? Нужно ли бороться со свободным распространением музыки? IT.TUT.BY расспросил об этом белорусских музыкантов и представителя Пиратского центра.

"Ляпис Трубецкой" сами раздают свою музыку в интернете (к примеру, новый альбом "Грай" есть тут), такова позиция "анархо-синдиката", как группу называет их лидер Сергей Михалок. Макс Корж собирает полную "Минск-Арену" — его музыку не послушал только ленивый, ведь вся она есть прямо на его странице "ВКонтакте". Правда, Макс предлагает свою музыку и на iTunes по доллару за песню — кто хочет, тот заплатит.
 
Тем временем в мире идет борьба с пиратством, законы только ужесточаются. Иногда тайно: недавно мир узнал об очередном международном договоре только благодаря Wikileaks. Основателя крупнейшего торрент-трекера Pirate Bay посадили на два года, а сам трекер представил браузер для обхода цензуры. Крупнейших пиратов Рунета, соцсеть "ВКонтакте", призывают легализовать музыку и видео, но соцсеть не сдается.
За рубежом страсти кипят, а у нас все тихо, и всех авторов ситуация с авторскими правами устраивает?


Лявон Вольскі. Фота TUT.BY
Музыку Лявона Вольскага можна знайсці хіба не на кожным камп’ютары, плэеры ці тэлефоне маладога беларуса. “Тры чарапахі”, “Паветраны шар”, “Лёгкія-лёгкія”, “Турысты”, "Госці", "Абсэнт", “Простыя словы” — усе песні ўсіх праектаў аўтара ляжаць у свабодным доступе. Але сам Лявон за сваю музыку ў інтэрнэце грошай не атрымлівае.

Лявон Вольскі:

У гэтай сітуацыі мы ўжо гадаваліся. Гэта ідзе незалежна ад нас, дадзена, як надвор’е. Яно ёсць, кепскае ці добрае, выбіраць не даводзіцца. Кепска, што пакуль мы не можам рабіць усё па цывілізаванай схеме. Як на iTunes — выкладваць музыку за сімвалічную плату. Пакуль гэтага няма, змагацца з пірацтвам няма сэнсу.
 
За мяжой людзі звычайна не карыстаюцца тымі ж торэнтамі. Усе мае знаёмыя за мяжой музыку ці фільмы купляюць. Апроч таго што яны сумленныя людзі, бываюць выпадкі, калі супраць тых, хто пампуе пірацкую музыку ці фільмы, бываюць балючыя санкцыі. У Еўразвязе звычайна выстаўляюць штрафы за пірацкую музыку.
 
Мне цяжка меркаваць, правільна гэта ці не. Мы жывем не ў цывілізаванай музычнай прасторы. Ёсць заканадаўства — яго трэба выконваць.
 
Канешне, я сам карыстаўся пірацкімі крыніцамі, калі было неабходна нешта знайсці, а ліцэнзійных фільмаў ці музыкі знайсці было нельга. Ліцэнзійныя купляю, намагаюся за ўсё плаціць. Праграма для торэнтаў у мяне стаіць, але год ёй не карыстаўся ўжо.
 
Хаця ў доступе ёсць пераважна “афіцыйна пірацкія” дыскі. Вы ж не бачылі працэсаў супраць тых, хто прадае ў крамах дыскі, на якіх фільмы, спампаваныя з тых жа торэнтаў, вось яны і прадаюцца. Няўжо ж гэта афіцыйна купленыя рэчы? У такой сітуацыі пра нейкае права размаўляць цяжка.
 

Саша Немо. Фото с сайта певца
Белорусская поп-звезда Саша Немо сейчас дает рекордный по продолжительности тур по Беларуси и на посещаемость не жалуется. Его музыка крутится по радио и ТВ, легально продаются диски, идут авторские гонорары, но песни он, как и Михалок и Корж, сам выкладывает в свободный доступ в интернете.

Саша Немо:

Каждый из нас использует медиапространство по-своему. Если кто-то реально хочет заработать на продукте деньги, то он будет защищать свои права и в интернете. На телевидении и радио авторские права защищены, мы получаем гонорары, а интернет… Он дает возможность более масштабно пропагандировать свое творчество.
 
Быть может, когда народ начнет осознанно скачивать платную музыку в том же iTunes, я тоже буду продавать там свои треки. Но нужно понимать, кто ты и где ты, приспосабливаться к обстановке — я не зарабатываю на интернете и добровольно выкладываю свою музыку для бесплатного скачивания.
 
В США до сих пор зарабатывают и на продаже дисков. Там заключают контракты с лейблами. У нас музыканты зарабатывают в основном на концертах, корпоративах, если на дисках, то именно на продажах на самих концертах.
 
Сложившуюся сегодня ситуацию с пиратством в интернете нельзя просто так взять и решить в один день. Физические носители отмирают, все перебирается в интернет. Все должно быть на законодательном уровне, преступая закон, человек должен понимать, на что идет. У нас законодательство в этой области, сам механизм, как мне кажется, в зачаточном состоянии. И многие этим пользуются.
 
Недавно я подписал контракт с компанией, которая будет защищать мои права в интернете. Правда, я не знаю в деталях, как именно это будет делаться. У них есть порталы, с которыми заключены договоренности: если скачивают музыку с этих порталов, автору будут идти отчисления. Но это трудоемкий, кропотливый процесс, который отследить невозможно.


Олег Молчан. Фото из личного архива
Композитор Олег Молчан, участник и музыкальный руководитель легендарных "Песняров" с 1989 по 1999 год, не только не выкладывает свою музыку в свободный доступ, но и отстаивает свои авторские права: запрещает исполнять его песни без разрешения, требует удалять их с пиратских сайтов, отстаивает интересы правообладателей в Национальном центре интеллектуальной собственности (НЦИС).

Олег Молчан:

Я являюсь членом авторского совета НЦИС и членом РАО и выступаю за то, чтобы урегулировать авторские права в интернете, чтобы авторы могли заработать на своих произведениях. Был такой фильм "Побег из Вегаса", там была ироничная фраза "Иди с торрентами судись!".
 
Мало того что авторы не зарабатывают на своих произведениях в интернете, так еще и отношение к авторскому праву крайне циничное. Знаете, на некоторых пиратских самому автору нужно еще и доплатить, чтобы попасть в топ!
 
Более того, на RuTube выложили недавно два десятка песен, автором которых я являюсь. Я попросил удалить записи, у меня попросили предоставить доказательство того, что я являюсь автором. В принципе я могу доказать авторство, взять документы, подтверждающие регистрацию произведений в НЦИС, только на это нужно время, но почему не спрашивают у того, кто размещает записи, имеет ли он на это право? "У нас в правилах написано, что тот, кто выложил, несет ответственность", — вот что мне ответили. Но удалить одного, так зальет другой!
 
Когда я выпустил юбилейный диск "Песняров" в 2010 году, он тут же появился на Рутрекере. Да, там хорошие отзывы, почитать приятно, но ведь так не окупить затраченные средства! И что мне, требовать снимать раздачу? И так с каждой раздачей?
 
Еще интереснее было с Ириной Видовой — сторонняя компания [Merlin] Danmark Music Group заявила свои права на ее произведения на Youtube! То есть самому правообладателю приходится оправдываться! Была и история с дистрибьютором, который сам предложил нам распространять музыку, предложил контракт… И исчез: ни отчетов, ни денег. Пришлось потратить около месяца на переписку и удаление своего контента с Amazon.com, itunes.apple.com и других и переразмещение на тех же ресурсах, но с другим дистрибьютором.
 
Я двумя руками за то, чтобы творчество, музыка, фильмы распространялись в интернете, но чтобы это делалось цивилизованно. Не раз на советах НЦИС поднимали эту проблему, связывались с РАО, но нарушение авторских прав в интернете тяжело доказуемо.
 
Важно, чтобы в Беларуси в законы внесли охрану авторского права именно в интернете. Не так нужна охрана брендов, сколько охрана прав самого человека, творца. У нас этого нет, в России уже есть. Нужна правовая база, кодекс, касающийся всех участников процесса.
 
Я считаю, что начинать надо с владельцев ресурсов. Ведь тот, кто создает ресурс, более образован в области права, у него больше опыта, возможностей, чем у пользователя, а значит, должна быть соответствующая ответственность за то, что он разрешает делать пользователю.
 
Если я выкладываю произведение искусства, то я должен доказать, что имею на это право, ведь правообладатель физически не может уследить за всеми ресурсами в интернете, даже если правообладатель — крупная компания или издательство. Не думаю, что есть сложность в этом.
 
Конечно, даже если будет цивилизованный рынок, то пользователи будут искать обходные, бесплатные пути получения произведений. Но если это будет сделать совсем просто, как сейчас, то кто станет платить? А если никто не будет платить, то кто будет создавать, на что будут жить творцы?

Да, есть телевидение и радио, которые приносят отчисления, но интернет их уже вытесняет. Интернет уже не игрушка, а часть жизни, никуда он, как и проблемы, с ним связанные, не исчезнет. Да и интернет значительно сильнее может помочь молодым авторам, поддержать их финансово и даже морально.
 
Не обязательно покупать музыку напрямую. Есть хороший, цивилизованный подход: к примеру, пускай пользователь свободно прослушивает любую музыку на сайте, но при этом просматривает рекламу, отчисления с которой пойдут правообладателю. Ведь это не так и сложно сделать! Но нужна законодательная база, без нее таких "чудес" не произойдет.
 
Сейчас я сделал для себя большой шаг — закупил лицензионное музыкальное ПО. Стоит оно приличных денег, но я решил начать с себя. Но ведь нам всем доводилось пользоваться пиратской продукцией — музыка, фильмы, программы… Ведь сфера относительно новая, сейчас в интернете Дикий Запад, но из реального Дикого Запада с течением времени выросла нормальная цивилизованная страна!
 

Михаил Волчек. Фото TUT.BY
А что же сами пираты? В Беларуси действует собственный Пиратский центр — организация, отстаивающая интересы пиратов и пропагандирующая идеалы пиратства. Михаил Волчек, активный участник пиратского движения, выступает не за отмену авторского права и онлайн-анархию, а за совершенствование копирайта и предоставление его альтернативы.

Михаил Волчек:

Мое мнение такое. Музыки сейчас в интернете навалом. Ее будут слушать массово, если отдают даром или продают за копейки. Иначе слушатель найдет другого близкого себе и по ценностям, и эстетически музыканта. Интересный пример был не так давно в Финляндии, где полиция ворвалась в дом к 9-летней девочке и конфисковала ноутбук за то, что та скачала с торрентов музыкальный альбом. Хотим ли мы такой ситуации?
 
Бывает, что творческий человек переходит от собственно творения к бизнесу. А бизнес чаще всего не значит, что создается что-то новое, просто под бренд собираются деньги. В таком случае автор может стать рантье — ему может казаться, что это хорошо, но на самом деле это конец автора.

К тому же белорусский Закон "Об авторском праве", как, в общем, и мировые, защищают в основном интерес правообладателя и далеко не всегда автора. А крупный правообладатель нередко игнорирует интересы как автора, так и потребителя.
 
Никто не говорит, что автор не должен получать деньги за свое творчество. Должен, но цивилизованными путями, без ущемления правообладателями (от которых он получает хорошо если 10% дохода, бывает и меньше) и без стимулирования наживы на одном произведении.

Да, можно начать жесткое правоприменение белорусских законов в области авторского права (они соответствуют международным нормам), но белорусы не готовы платить "международные" деньги. Плюс пиратство у нас в менталитете. Пиратство значит делиться фильмами, файлами, в том числе и в Сети, не требуя и не получая за это ни копейки. Просто потому, что это часть культуры – делиться.

Тут важно понимать, что термин "пират" сейчас изменяет свое прежнее значение. Белорусское пиратское сообщество на самом деле это люди, активно выступающие за свободное распространение информации, альтернативы копирайту, прозрачность в принятии решений государством, участие граждан в жизни общества.
 
Будет удобная инфраструктура, будут доступные цены — люди будут платить. Посмотрите сами: музыканты в переходах бесплатно "раздают" свою музыку слушателям, не требуя вознаграждения. Но при этом люди отдают им деньги и суммы набираются вполне неплохие. (TUT.BY проводил эксперимент: за час можно заработать 200 тысяч. — Прим. автора). Даже на этом примере видно, что общество не бросает творца. Другое дело, люди не хотят переплачивать жирному посреднику.
 
Наши законы сейчас не отличают коммерческий обмен контентом в интернете от некоммерческого. Некоммерческий обмен идет исполнителю только в плюс: о нем узнают, к нему приходят на концерты. А вот если коммерческое распространение происходит в обход автора — это другая история.

Государство, как мне кажется, должно поддерживать и стимулировать некоммерческий обмен. Нужно в законе явно прописать такой обмен. Ведь есть немало путей такого обмена, богатый мировой опыт.
 
Можно хостить торрент-трекеры (современный образ библиотек), на которых авторы, если так пожелают, смогут раздавать свои произведения. Чтобы на таком трекере не было навязчивой рекламы, необходимо финансирование из общественных, частных, государственных, но прозрачных фондов.

Еще есть такой вариант, как Flattr — сервис микроплатежей, где можно распределять свои добровольные вклады между интересными авторами, композиторами, музыкантами, да хоть создателями обычных сайтов, просто ставя привычный "лайк", к примеру, на Youtube. Есть и краудфандинг, сервисы вроде Kickstarter. Еще много есть способов не остаться "голодным". Тут все зависит от фантазии посредника или самого творца. 
{banner_819}{banner_825}
-50%
-21%
-20%
-14%
-10%
-20%
-10%
-55%
-7%
-51%
0065385