Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Офтоп


Евгений Золотов,

Вот уже несколько дней (может быть, и недель, никто точно не знает) Microsoft торгует интересным и необычным для нее товаром. Это не игровая консоль или планшет, не софт и даже не какие-нибудь сервисы. Это широкий перечень сувенирной продукции, предназначенной для дискредитации одного из главных ее конкурентов.

Тут вам и кружки с надписью "Потерпите, пока мы крадем ваши данные", и футболки "Я слежу за тобой" и "Добро пожаловать в нашу сеть" (плюс паук на всю грудь), толстовки, бейсболки. По весьма демократичным ценам, начиная с 8 долларов. И на всем стоит легко узнаваемый логотип браузера Google Chrome.
 
Да, для Microsoft это продолжение памятной антикампании Scroogled ("обгугленный" в смысле "одураченный"), на которую только в текущем году (пресса, ТВ, веб-реклама) были истрачены миллионы. Но продолжение неожиданное. В самом деле, кто мог ожидать такого от Microsoft? Как, почему она на такое решилась?


Google хорошо держит удар. Пропагандистских роликов Scroogled, в которых выдуманные персонажи страдают от пользования гугловскими сервисами, она, кажется, не заметила вовсе. А появление в интернет-магазине Microsoft антигугловского отдела прокомментировала лаконично: мол, ничего удивительного, конкуренция в сегменте носимой электроники накаляется.
 
Но бог с ней, с Google. Вопрос, который крутится на языке: достойна ли избранных методов сама Microsoft? Ведь это почтенная компания, сформировавшая компьютерный мир таким, каким мы его знаем (ну или знали последние тридцать лет). Существуют негласные рамки приличия; почему она решила за них выйти? С каких пор гикать и прилюдно кидаться в противника калом... Хорошо, хорошо, давайте назовем это черным пиаром. Так вот: с каких пор это стало предпочтительней презрительного молчания, а тем более — честной конкурентной борьбы?
 
Черный пиар вообще-то — удел политиков, и не удивительно, что делать его софтверному гиганту помогает человек, пришедший из мира политических дрязг — пиарщик-скандалист Марк Пенн (Mark Penn), работавший, в частности, на обоих Клинтонов, Тони Блэра, Билла Гейтса и других.



Схема проста: во-первых, извлечь на свет божий что-нибудь непристойное из жизни противника, а то и попросту соврать, исказить факты; во-вторых, развешать листовки на каждом углу и не проронить ни слова о том, как ты сам собираешься решать ту же проблему, а лучше и вообще постараться, чтобы никто не знал, что за всем этим стоишь ты.

Microsoft следует этим правилам в точности. Она не только ни словом не обмолвилась о своих собственных отношениях с правоохранительными органами и рекламными партнерами (ключевые пункты, по которым бьет Scroogled), но и не оставила отпечатков. На Microsoft.com нет ни единого упоминания о Scroogled, а на кружках-футболках-толстовках отсутствуют малейшие намеки относительно того, кто товар произвел.

Интересно, что юристы полагают использование чужого логотипа в данном случае правомерным. А вот тот факт, что Microsoft просит за свои новые "продукты" деньги, странен: при ее-то возможностях грех не раздавать их бесплатно!

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

К сожалению, черный пиар работает. В политике это верный способ бросить тень на конкурента: если сделать "вброс" правильно, избиратели как минимум будут вспоминать о жертве атаки с мыслью "А вдруг правда?". В ІТ такой ход тоже способен принести пользу, почему и не все считают акцию Microsoft глупой. Хочет того Google или нет, на волне поднятой Сноуденом истерии по утраченной приватности намек на неспособность сохранить тайны клиентов может создать компании негативный имидж.
 
Однако, даже отважившись заняться "очернительством", делать это можно по-разному. Черный пиар занимает в арсенале ІТ-гигантов особое место: его применяют только в самых трудных случаях, когда другие методы бессильны или не способны дать быстрый результат. Кто-то, как и Microsoft, действует грубо: так пару лет назад Facebook пыталась проплатить серию антигугловских статей в американской прессе, была поймана с поличным и пристыжена. Другие предпочитают более политкорректные формы, как Oracle, Sun Microsystems и Netscape, сформировавшие антимайкрософтовскую коалицию на переломе веков и спонсировавшие соответствующую PR-активность.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео
 
Лучше всех вброс удался Apple. Ее агиткампания Get a Mac (более известная как "Mac против PC": помните эти забавные сценки, где современный, свободный, легкий и творческий "Мак" подкалывал зашоренного товарища, изображавшего Windows PC?) шла почти всю вторую половину "нулевых", повернула вспять падающие продажи "Макинтошей" и даже удостоилась престижной награды за креативность, хотя по сути оставалась все той же ядовитой смесью однобоких сравнений, преувеличений и чистого вранья.
 
Почему Get a Mac произвела благоприятное впечатление, тогда как Scroogled и больше года спустя после старта упоминается прессой в лучшем случае с иронией? Убедительного ответа на этот вопрос пока никто не дал. Мне нравится думать, что причина не столько в различиях между PR-кампаниями, сколько в различном имидже самих корпораций: Apple в последнее десятилетие блистала, тогда как у Microsoft при Балмере проявились черты пожилого бюрократа — и поверить, что она в состоянии противостоять более молодой и разворотливой Google, конечно, с ходу не получается.

Это объясняет и реакцию Google: с ее стороны в такой ситуации действительно лучше делать вид, что ничего не случилось, чем ворошить оставленную для нее вонючую кучку. Scroogled неэффективна.

Microsoft не удалось насобирать даже четверти миллиона подписей под петицией, требующей от Google прекратить "читать" почту своих пользователей. Но почему тогда софтверный гигант упрямо продолжает давить на те же самые рычаги? Вероятно, объяснение следует искать на самом верху: уйдет Стив Балмер — и Microsoft образумится, прекратит финансировать сомнительные инициативы. Так что, если удастся, купите на память скругловскую кружку или футболку: второго такого шанса может и не представиться. 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-30%
-20%
-50%
-20%
-30%
-20%
-13%
-50%
-50%