Александр Арсёнов,

Первая белорусская игровая конференция GDS Conference 2013 прошла 7 декабря. "Смело идите в геймдев!" и "Уходите из геймдева!", "Начинайте со стартапа" и "Сначала наберитесь опыта в корпорации" — звучало со сцен Лицея БГУ.



В рамках конференции прозвучали выступления белорусских специалистов, гостей из России, Украины, Франции и даже Ирана. Доклады были посвящены всем этапам и аспектам разработки игр: от сбора средств на игру до периода после выпуска, от игрового интерфейса до звуковых эффектов, от подбора кадров до модели монетизации.






 
Параллельно шли две секции докладов: более узкой тематики в малой аудитории (в которой места хватило далеко не всем желающим) и самой широкой тематики (в большом зале). Уставшим от докладов предлагалось поучаствовать в конкурсах в холле, опробовать современные игровые контроллеры Kinect и Leap Motion (в малом зале демонстрировали и Oculus Rift), интерактивную танцевальную площадку и даже старую добрую восьмибитную приставку.


Oculus Rift. Фото: Алеся Серада

 
Несколько секретов в рамках секции "Секреты компаний" раскрыл Wargaming, белорусский разработчик онлайн-баталий на танках, а с недавнего времени и на самолетах. К примеру, компания организует "плановые утечки" информации, но с внеплановыми борется "контрутечками". В общении с игроками на форумах представители компании ведут себя умышленно грубовато — аудитория игр взрослая и такой стиль общения принимает. А боятся в компании только того, что Wargaming купит еще одну студию разработчиков, которым нужно будет найти проект и менеджеров.




 
"Геймдев это не IT, а шоубиз!" — заявил со сцены Денис Вайханский, основатель и руководитель Alis Games. Разработка игр, по его словам, занятие рискованное и непредсказуемое, правят бал хиты и блокбастеры. Разработчик игр должен понимать, что делает наркотик (в хорошем смысле), но не должен сам становиться наркоманом (в плохом смысле). "Мы лишь делаем молоток. А забьет ли человек гвоздь или разобьет лоб жене — зависит не от нас", — объяснил он про игровую зависимость.
 
"Все ненавидят free-to-play", — признались разработчики во время дискуссии о монетизации в играх. Люди, делающие игры, часто сами фанаты игр, "хардкорные" игроки и не принимают условно-бесплатные игры с последующими платежами. Однако для широкой аудитории такая модель удобна и интересна, если только free-to-win (выиграть-можно-бесплатно) не превращается в pay-to-win (заплати-чтобы-выиграть).



 
"Чудаки среди разработчиков нужны", — объяснил Марио Риццо, генеральный директор французской студии Kobojo. Он вспомнил, что ему приходилось работать с человеком, с которым не мог ужиться практически никто. Однако именно этот человек предложил идею рейдов (совместных походов на мощного врага) в ролевых онлайн-играх.
 
А главной проблемой геймдева в Иране Джедди Махди, иранский разработчик, проживающий теперь в Беларуси, назвал исключительно государственное финансирование и санкции США. Государство, а не сами разработчики, решает, какие темы затрагивать в играх, да и крупные международные проекты запустить в стране невозможно.
 
Александр Мелещенко
 
"Раньше были попытки, были подобные небольшие мероприятия. Но мы решили, что хватит, пора проводить это на более масштабном уровне", — рассказал IT.TUT.BY Александр Мелещенко, руководитель IT House, организатора конференции. "Да, за последние годы есть заметная динамика в белорусской игровой индустрии, но была даже более существенная причина провести GDS: ведь до этого у нас просто не было игровых конференций. Все знают про конференцию в Сан-Франциско, в Москве Киеве, а что же Минск, белое пятно на карте?".

"Пока не все замечательно и нам далеко до конференций мирового уровня, но сегондняшняя конференция — важный шаг", — добавил он. "Минск тоже будет городом, где развит геймдев, где проходят интересные мероприятия".
На вопрос о том, не пожалеют ли посетители о том, что слушая один доклад, пропускают другой параллельный, Александр ответил:"Это обычная практика конференций — проводить несколько секций одновременно. Недавно я вернулся из Москвы с форума "Открытые инновации". Там сразу шло 9 параллельных выступлений, это было тяжело, перебор. Мы сделали две секции и интерактив в холле, чтобы у участников в каждый момент времени был выбор".

"БГУ много сейчас делает для развития инноваций. Это междисциплинарный университет, который обладает компетенцией в физике, химии, высоких технологиях… Эта конференция — пример тому, что они поддерживают инновации и развитие IT", — объяснил он участие БГУ в мероприятии и Лицей в качестве площадки. "Вот Виктор Кислый, основатель Wargaming, какой заканчивал вуз?".

Александр Зезюлин

"То, что Wargaming появились в Беларуси… Если мы посмотрим на успехи других компаний, таких, как ЕРАМ, становится понятно, что усилия государства и местных бизнесменов увенчались успехом не только для Wargaming", — рассказал IT.TUT.BY Александр Зезюлин, исполнительный продюссер GameStream, минской студии, работающей над World of Tanks и другими проектами."Это вопрос отчасти успеха и усердия. Wargaming уже 15 лет, успех пришел далеко не сразу, только в последние несколько лет".

На вопрос о том, заменяет ли белорусская конференция зарубежные, он ответил: "Одно другого не отменяет, на зарубежные конференции нужно ездить обязательно, особенно на GDC, на профильные конференции. К примеру, разработчикам онлайн-игр будет полезно съездить на конференцию HighLoad, художникам на свои мероприятия. Локальные конференции полезны тем, что они позволяют создать среду, связи между людьми, пообщаться в неформальной обстановке, без спешки и языкового барьера. Таких конференций будет больше — недавно прошел UX People в Минске, сейчас почти такая же конференция DevGAMMпроходит в Киеве… Это необходимая часть построения здоровой рабочей обстановке".




В завершение конференции прошла церемония награждения победителей GamedevCUP, конкурса разработчиков игр. Победители получили призы в номинациях "Art" (среди 2D-художников), "Sound" (среди звукорежиссеров и саунд-дизайнеров) и "Demo". В последней лучшую демо-версию игры назвали как жюри, так и зрители. Первые выбали проект "Надежда" про девочку, убегающую от ужасов войны, однако победитель находился в Волгограде и общался с публикой по видеосвязи. Посетители же отдали больше всего голосов за Duck’n’kill, проект для контроллера Leap Motion, авторы которого накануне продемонстрировали игру для IT.TUT.BY.


 
Пожалуй, единственным моментом, не удовлетворившим на конференции посетителей и организаторов, стала внезапная перезагрузка Windows и последующее обновление прямо во время доклада. 
-10%
-50%
-20%
-50%
-45%
-20%
-20%