Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Александр Арсёнов,

То, что у каждого уважающего себя университета должен быть свой сайт и даже электронная библиотека, - уже давно норма. Но как учреждению образования себя вести с социальными сетями, где ученики и абитуриенты проводят значительно больше времени, чем на сайтах вузов?

Сотрудники управления воспитательной работы с молодежью БГУ обсудили 10 декабря "онлайн-лицо университета" с теми, кто это лицо создает - администраторами групп и страниц вуза и отдельных факультетов в социальных сетях.
 
Сообщества в соцсетях создавались без участия университета. Начинались они как группы однокурсников или "фан-клубы" факультетов, но никак не планировались в качестве представительств официальных учреждений. Еще пару лет назад социальные сети рассматривались студентами как личное пространство, а администрацией — в лучшем случае как игрушка, а чаще как вредная забава на парах.
 
Сейчас же университет официально, но не официозно представлен во "ВКонтакте", Twitter, Facebook, Instagram, на сервисе анонимных вопросов "Спрашивай.by", имеется свой канал на Youtube, есть множество сообществ факультетов, кафедр, групп.





БГУ предложил администраторам групп скоординировать действия, выработать набор правил и полезных советов, меняться информацией. На первой встрече слово было предоставлено, активному блоггеру в Twitter (@minssk) и Instagram (photominsk), выпускнику БГУ. Он привел статистику по активности из Беларуси, рассказал об изменчивых тенденциях в соцсетях, правилах успешной подачи информации. На следующих встречах выступить предложено всем желающим и имеющим полезный опыт.
 
IT.TUT.BY расспросил Ивана Василюка и Наталью Капацевич, организаторов встречи и работников управления воспитательной работы с молодежью БГУ.



IT.TUT.BY: Зачем университету "активничать" в социальных сетях, если уже есть
официальный сайт и другие официальные источники информации?

Иван: Сегодня нам надо работать со студентами, выпускниками, абитуриентами удобными для них способами. К примеру, я не захожу на TUT.BY, я читаю новости из группы TUT.BY "Вконтакте": и смешно, и полезно.
 
Наивно полагать, что человек будет часто заходить на сайт университета. К тому же сейчас есть вакуум информации, и если ею не займемся мы, займется кто-то другой. Информация может быть порочащая, неправильно преподнесенная. Лучше даже о негативных вещах будем сообщать мы, ведь иначе подача может быть значительно более агрессивная.
 
Наталья: Безусловно, у нас был, есть и будет официальный сайт. Там есть много полезной информации, но мало интерактива. Задать вопрос и получить на него быстрый ответ невозможно. Этим сайтом для общения студенты пользовались редко, нужно было найти другой способ.
 
Иван: К тому же, идея достаточно прагматичная. Любой репост или лайк в соцстях это оценка деятельности университета.

IT.TUT.BY: Кто и когда поднял вопрос активности в соцсетях на университетский уровень?

Наталья: Группа БГУ "ВКонтакте" существовала чуть ли не с самого начала существования соцсети, с 2007 года. Когда я пришла в соцсеть, я начала вести университетские конкурсы в отдельных группах. О них узнавали, в них принимали участие очень многие. Позже я заинтересовалась общеуниверситетской группой. Ее администраторы (Анастасия Гвардиян и Константин Придыбайло) уже были выпускниками, сначала вели активно, но позже она стала угасать. Когда после выпуска я осталась работать в университете, попросила дать мне права на ее модерирование, начала развивать ее. Тогда, около двух лет назад, в ней было 5-6 тысяч человек, сейчас около 14 тысяч.
 
IT.TUT.BY: Какие соцсети важны для университета? Те, что несут полезную информацию, или также и чисто развлекательные?

Иван: Ссылки всякие нужны, ссылки всякие важны. Любая онлайн-активность может работать для продвижения университета. Кто-то увлекается котиками, кто-то собачками, кто-то технарь, кто-то гуманитарий. К сожалению, на официальном сайте мы не можем уйти от официоза, но мы должны идти туда, где есть студенты. Пускай и с опозданием, мы приходим, как в тот же Instagram, наши студенты там есть и им это интересно. Под фото мы публикуем ссылки на другие соцсети, на официальный сайт.
 
Наталья: Одно из последних мероприятий - Капустник в Лицее БГУ. Там было 600 зрительских мест, а желающих намного больше. Когда я сидела в жюри, постила и твитила в разные соцсети, видела, что есть вопросы вроде "почему видео не добавляете", было много лайков и комментариев.
 
IT.TUT.BY: Как университет относится к неофициальным группам, стихийным и неподконтрольным? Будет ли с ними бороться, брать под свой контроль?

Иван: Мы есть во многих соцсетях, даем альтернативную информацию. По поисковым запросам вроде "БГУ", "БДУ", "Белорусский государственный университет" и т.д. наши новости выходят первыми. Сначала студент попадает к нам, но имеет альтернативные источники информации. Думаю, что бороться с ними не надо, мы, наоборот, используем их как источники информации.
 
Есть отличные группы "Подслушано в БГУ", из них понятно, чем живет университет. Нам небезразлично, что в них происходит, ведь там поднимаются живые темы, волнующие студентов, вроде платного образования, общежитий.

IT.TUT.BY: Ведение страницы в соцсети - серьезный труд, работа. Что за нее полагается, как студенты и сотрудники университета будут привлекаться к такой работе?

Наталья: В университете есть различные формы морального и материального поощрения студентов, которые активно принимают участие в научной, спортивной и общественной жизни БГУ. А этим как раз и занимаются администраторы и модераторы групп в соцсетях.

Иван:
Я не стал бы ставить акцент на поощрении. Администраторы групп - фанаты в лучшем смысле слова. Наша задача не платить за посты, а найти тех, кому это интересно делать, и поддержать их.

IT.TUT.BY: У БГУ есть официальная пресс-служба. Не будет ли возложена часть работы на нее? Или же нужна отдельная "социально-сетевая" пресс-служба?

Наталья: Мы сотрудничаем с пресс-службой, друг другу помогаем. Нам нужно откуда-то брать новости: мы знаем, какие мероприятия проводим мы, но не всегда знаем о мероприятиях факультета, управления по науке, той же библиотеки. Из пресс-службы мы берем такую информацию.
 
К тому же для каждой соцсети нужна своя форма подачи информации: для Twitter что-то краткое, но очень емкое, для Instagram это может быть отдельная, уникальная картинка, для "ВКонтакте" это более объемная информация. Просто "копировать-вставить" тут не сработает.
 
Иван: У каждой студенческой организации есть свои пресс-секретари. И у каждого есть свое мнение, скажем, впечатление о мероприятии. Они также публикуют посты в соцсетях, иногда в группах БГУ мы представляем одну новость с разных точек зрения. В каком-то смысле мы частично "группы репостов", но это делает группы только более привлекательными. Если один человек будет подавать только одно мнение, это не будет интересно читателям. 
Нужные услуги в нужный момент