СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Valve представила "операционную систему для телевизора и гостиной" SteamOS


Увидевшая свет в минувшую пятницу SteamOS 1.0 Alchemist это "операционная система для телевизора и гостиной", основанная на ядре Linux. Поставив эту ОС на свой компьютер, вы получаете гарантированный (не в смысле "бесплатный", а в смысле без шаманства) доступ к сотням, а в перспективе и тысячам игр и приложений, распространяемых через Steam.



Игровые приставки стоят на краю пропасти. У них еще достаточно поклонников, чтобы оплатить разработку эксклюзивных игрушек, но места для маневра все меньше. Их давят компьютеры, ставшие мощными и дешевыми настолько, что оправдали даже превращение самих приставок в подобие ПК. Вспомните, из чего составлены Xbox One и PS4!

Их душат вездесущие мобильные устройства — с казуальным контентом, современные, нетребовательные, на любой вкус и кошелек.

Есть под игровым солнцем и четвертая сила, занявшая и агрессивно расширяющая свой плацдарм, — Valve Corporation, бывшая Valve Software. Вы знаете ее как компанию, в которой нет начальников, и как создателя Steam — оригинальной платформы для дистрибуции (не только игрового!) софта. По размаху и статусу Steam уже сопоставима с игровыми империями Microsoft и Sony, а сейчас трансформирует свое главное детище в самостоятельную, обособленную операционную систему и аппаратный продукт.

Разработчики Valve не стали строить операционку с нуля, а взяли за базу стабильную версию Debian GNU/Linux — самого или одного из самых популярных линуксовых дистрибутивов. Так что, пусть у SteamOS свой пользовательский интерфейс / рабочий стол, свой репозиторий программного обеспечения, организованный и контролируемый Valve, внутри она остается "Линуксом" — и при желании этим легко воспользоваться.
 
SteamOS 1.0 — ранняя "бета", установка которой не рекомендована для среднестатистического пользователя. Инсталлятор размером в один или три гигабайта (в зависимости от варианта) норовит занять весь винчестер и, при неправильном обращении, может завести неопытного юзера в тупик. Впрочем, тот, кто рискнул поставить новинку, утверждает, что там нет ничего, что смутило бы человека, который хоть раз устанавливал Linux.
 
 
Слишком много "линукса" на квадратный сантиметр журнальной площади? В самой Valve тесную связь со свободной ОС считают неоценимым преимуществом. Отчасти потому, что это позволило добиться повышенной производительности (по сравнению с MS Windows), отчасти — потому что SteamOS так же открыта. Многим это, безусловно, поможет: компьютер со SteamOS легко превратить из игрового в развлекательный или даже рабочий, просто доустановив недостающий софт из репозитория Debian (там несколько десятков тысяч программ).

Это свойство уже оценил кое-кто из журналистов, столкнувшись с необходимостью сделать видеозапись происходящего на экране. На всякий же случай в SteamOS предусмотрен эталонный образ системы, к которому пользователь всегда сможет откатиться, если вдруг зайдет с экспериментами слишком далеко.
 
Сейчас SteamOS доступна только для скачивания с сайта Valve, но примерно с Нового года будет поставляться еще и предустановленной на Steam Machine — персоналках рекомендованной конфигурации, произведенных Valve или ее партнерами.

Три сотни тестовых образцов Steam Machine от Valve уже отправлены случайно выбранным пользователям; заявлена и как минимум одна такая машина сторонним вендором (iBuyPower). Плюс геймер всегда сможет выбрать: купить ли готовую Steam Machine и не возиться с установкой операционки — или собрать ее самому, отталкиваясь от озвученных Valve спецификаций: 64-разрядный процессор, UEFI-мать; единственная заминка — рекомендована видеокарта nVidia, но поддержка AMD и Intel'овских GPU обещана.

Самосборный вариант будет уступать "фирменному" только отсутствием разработанного Valve Steam Machine Controller — новаторского манипулятора с двумя тачпадами и "точной обратной связью" (уже заявлено, впрочем, что его наличие не будет необходимым).
 
Собранная или купленная, Steam Machine одинаково выигрывает у стандартных игровых консолей вроде PS4 или Xbox One. Аппаратно они весьма схожи (да и чего удивляться: ведь и то, и другое, и третье суть персоналки).

Но, во-первых, Steam Machine легко подогнать под имеющийся бюджет: кто-то удовольствуется типичной конфигурацией (дешевле 600 долларов), а кто-то раскошелится на суперсовременные процессор и "видео". Во-вторых, и "фирменную" и домашнюю Steam Machine одинаково легко апгрейдить: архитектура открыта, никаких тайных сюрпризов. Наконец, в-третьих, в наличии полный набор программного обеспечения — вместо "как бы компьютерных" софтверных коллекций вышеупомянутых консолей.
 
Valve в своем репертуаре: бета-версия Steam Machine упакована в военного вида сундук! Фото: The Verge
 
Вместе с тем, если у вас зачесались руки, советую не спешить качать инсталлятор. Ставить SteamOS сейчас по большому счету нет смысла. Все то же самое можно получить с гораздо меньшими трудностями, установив стандартный клиент Steam на рабочую персоналку.

Тем временем SteamOS доведут до ума — вычистят баги и недоработки (например, научат ее инсталлироваться второй системой), включат обещанную функцию "домашнего стриминга" (сейчас из трех тысяч наименований в Steam линуксоидам доступны только четыре сотни — а стриминг снимет это ограничение, позволив транслировать любую игру с Windows-компьютера) и добавят доступ к медиасервисам.
 
Вопрос, на который каждый аналитик пытается сейчас дать ответ: изменит ли SteamOS расстановку сил в игровом мире? В смысле — не только оттянет ли аудиторию с приставок, но и качнет ли стрелку весов в сторону Linux?

Valve в этом не сомневается и указывает на очевидные преимущества SteamOS для разработчиков игр: операционка бесплатна для всех (в том числе производителей Steam Machine) и в значительной степени свободна (только сам клиент Steam остается проприетарным); пользователи имеют прямой выход на разработчиков, а те, в свою очередь, могут оперативно реагировать на жалобы и предложения, поскольку избавлены от вечных паразитов-посредников (издатель, владелец платформы и т.д.).
 
Если вопрос кажется вам наивным — мол, где Valve, а где Microsoft или Sony! — рекомендуем к Steam присмотреться. Уже сегодня она представлена армией из 65 миллионов пользователей, семь из которых находятся онлайн одновременно. И даже не учитывая, не веря другим интересным доводам (три из каждых четырех игрушек для PC, продаваемых через интернет, продаются в Steam; совокупный трафик, генерируемый платформой, составляет несколько процентов от общего трафика Глобальной сети), это можно сопоставить с тиражами "настоящих" игровых консолей. Не редкость здесь и именитые разработчики.

Так что у SteamOS определенно есть шанс. Есть он, получается, и у Linux.
 
Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY