Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Александр Арсёнов,

Образовательный проект "Умный класс" запущен в тестовом режиме на факультете компьютерных систем и сетей БГУИР совместно с Samsung и МТС. IT.TUT.BY посетил интерактивную лекцию, где студенты использовали планшеты, а преподаватели — мультимедийную доску.



Денис Терещенко, МТС
Впервые проект "Умная школа" для Беларуси был продемонстрирован на ТИБО-2012. Спустя год первый интерактивный класс уже действует в БГУИР в тестовом режиме. Университет был выбран, по словам заместителя гендиректора МТС Дениса Терещенко, как ведущий IT-вуз страны, Samsung, МТС и БГУИР станут "тремя китами" внедрения современных технологий в белорусское образование. "Это ждет все школы и университеты страны в течение ближайших 5-10 лет", — заявил он.
 
Алексей Лещев, БГУИР
"Мир меняется, мир уже другой. И нам, участникам образовательного процесса, необходимо не отставать от прогресса", — заявил Алексей Лещев, замдекана по учебной работе ФКСиС БГУИР. "Университет уже мощно оснащен, есть проекторы, телевизоры, онлайн-сервисы... Проект "Умная школа" позволит максимально эффективно использовать мобильные устройства учащихся". Преподавателям проект, по его словам, даст гибкие и понятные инструменты для управления учебным процессом, организации групповой работы учащихся, контроля успеваемости.
 
Алексей Голуб, Samsung
"Умный класс в белорусском вузе реализуется Samsung в рамках глобального проекта Smart School и представляет собой консолидацию ученика и преподавателя, интерактив между ними, вовлечение ученика в регулирование процесса образования", — дополнил руководитель департамента IT-Telecom представительства Samsung в Беларуси Алексей Голуб. Проект Samsung Smart School действует в США, Китае, Европе и СНГ. В России он реализован в университетах в Якутске (Северо­восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова) и Казани (Казанский федеральный университет). Настройку и обслуживание осуществляли инженеры Samsung из белорусского и лондонского офиса совместно со специалистами БГУИР.

Samsung предоставил для оборудования аудитории свою интерактивную доску с диагональю 65 дюймов, а для студентов гибридные планшеты ATIV Smart PC 5. Но к интерактивной доске могут подключаться не только устройства Samsung: наоборот, "Умная школа" создается максимально доступной для разных устройств разных производителей. Взаимодействовать с системой могут из любой точки мира стационарные компьютеры, ноутбуки и планшеты (возможно, даже смартфоны) на наиболее популярных в белорусском образовании операционных системах Windows и Android, готовится решение для iOS. Бесплатные Linux-системы вроде Ubuntu и Debian в белорусском проекте не рассматривались, хотя адаптация под них при необходимости возможна.



Для БГУИР проект был бесплатным, хотя определенные усилия нужно было приложить для адаптации программного обеспечения и учебных программ. "Это только первый шаг. Следующим будет предложение контента, адаптация лекций, создание виртуальных лабораторий", — дополнил замдекана по учебной работе Алексей Лещев. В дальнейшем по заявкам учебных заведений, заинтересованных в таком оборудовании, Samsung будет поставлять его под заказ и предоставлять скидки.


 
Для МТС проект, по словам замгендиректора МТС Дениса Терещенко, это "исполнение социальной миссии и реализация инновационной стратегии". Кроме популяризации проекта, "двигателем" которого называют МТС, оператор готов выступить в роли инфраструктурного оператора, предоставляющего свои ресурсы и сервисы для хранения данных "Умного класса". Как утверждает Терещенко, даже удар молнии в центр обработки данных оператора не повлияет на образовательный процесс: "Никогда все яйца в одной корзинке не хранятся, риски минимальны. Этот вопрос в мире решен, резервирование данных используют все уважающие себя компании". Впрочем, университеты и школы не обязаны в приказном порядке использовать облачные решения только от МТС.


 
Демонстрационный открытый урок провел преподаватель кафедры информатики Дмитрий Тычко. "Кто-нибудь знает, какая первая информационная система первой внедрила понятие многозадачности?" — стоя у интерактивной доски, обратился он к аудитории, "вооруженной" Android- и Windows-планшетами, нетбуками и ноутбуками. "В далеком 1964 году состоялся релиз такой операционной системы Multics, а компания Microsoft ввела многозадачность с опозданием в 21 год, только в 1985 году", — подтвердил он ответ ученика.



Во время лекции преподаватель не только демонстрирует заранее заготовленную презентацию, но и рисует специальной ручкой на интерактивной доске, получает в виде всплывающего окна вопросы от слушателей (а если не может дать ответ, прямо на доске делает себе заметку-напоминание), демонстрирует видео на доске или прямо на устройствах учеников. Также ученики при помощи связки ноутбука/планшета с интерактивной доской могут демонстрировать свое домашнее задание, показывать действия написанных ими программ.



По окончании лекций проводится контроль знаний: студенты получают на свои устройства тесты, выполняют их прямо на ноутбуках и планшетах, а преподаватель тут же получает не только результаты, но и статистику успеваемости. Контролируются не только студенты, но и преподаватель: после лекции уже ученики выставляют оценки учителю, снова же не отрываясь от своих мобильных устройств.



 
Система на данный момент шлифуется: программа может выдать критическую ошибку во время тестирования, что преподаватель может понять как несдачу теста студентом (в нашем случае преподаватель признал вину программы), а на планшетах прямо во время видеолекции можно легко переключиться на игры. Однако система находится в тестовом режиме и может быть легко доработана или переделана под требования учреждения образования.


 
Проект не абсолютно уникален в Беларуси, другие учреждения образования самостоятельно внедряют интерактивные доски, облачные и кроссплатформенные решения. К примеру, Лицей БГУ недавно подвел итоги программы "Виртуальная школа", использования планшетов и "читалок", онлайн-дневников, интернет-олимпиад и прочих инноваций. Однако проект "Умного класса", как утверждают участники, является единым комплексным и при этом достаточно гибким решением, готовым к внедрению во всех учреждениях образования по всей стране. 


Нужные услуги в нужный момент