Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Александр Арсёнов,

В агрогородке Октябрьский Смолевичского района школа с виду самая обычная. Но она может удивить не только вековой историей, но и собственным интернет-ТВ. Школьники делают местные новости, берут интервью, снимают познавательные программы и даже переводят англоязычные научно-популярные ролики. IT.TUT.BY побывал на съемках очередной передачи онлайн-телевидения Плисской школы.



Плиса - одно из старейших поселений района, впервые она упоминается в актах Великого княжества 1594 года. С конца XIX века в деревне организуется церковно-приходское обучение. Впоследствии строятся одно за другим здания школы. Во время войны школа была сильно повреждена, учащиеся и учителя своими силами восстанавливали ее. В 1977-м при поддержке выпускника школы, государственного деятеля Владимира Андреевича Микулича было возведено новое большое здание в поселке Октябрьском.
 
Сегодня тут учатся сотни детей из ближайших деревень. Но школа известна и за пределами района: на выставке TIBO-2011 был отмечен ее сайт plisa.by, сейчас же разносится новость о необычном школьном интернет-ТВ. Школьников, снимающих видеоролики, уже сложно назвать детьми. Самому младшему из сотрудников 11 лет, в основном телевидением занимаются ученики 10-11 классов, но к делу они относятся очень серьезно и ответственно. Пожалуй, называть их стоит сотрудниками канала.



 
О том, зачем нужно сниматься в школьном ТВ, сотрудники канала отвечают, что в первую очередь это просто интересно. Кроме того, это практика, стимул к поиску хорошего вуза и работы. Хотя пока о поисках на ТВ работы не думали. Попасть на ТВ им сейчас кажется почти нереальным, хотя шутят, что мечтают попасть на BBC. Из любимых программ называют "Вечерний Ургант" на ОНТ, "Хочу знать" с Ширвиндтом, "Добрай раніцы, Беларусь", передачи с Люсей Лущик.
 
Ребята говорят, что в первый раз было сложно сниматься, страшно, "эмоции через край". Но уже через пару выпусков, получив одобрение и поддержку зрителей, почувствовали себя уверенно.



Хотя местными звездами они себя не считают, чувствуют только ответственность перед зрителем, ведь и школьники, и родители, и учителя ждут следующего выпуска. Критики было совсем немного, ребята быстро исправились в новых выпусках. По их словам, не было такого, что не получилось бы реализовать, нет "забытых" рубрик, есть только новые планы.
 
Любимая рубрика ребят - школьные новости. Информацию для новостей они черпают из всех возможных источников, сами пишут сценарии выпусков, сами берут репортажи. Каждый из них - местный журналист, хотя у некоторых есть свои отдельные рубрики, есть постоянные ведущие новостей.



Кроме того, ребята занимаются совместно с учителями переводами и озвучкой англоязычных научно-популярных роликов по физике. Есть и "местный Discovery": рубрики "Хочу все знать" и "Школьный эксперимент". Эксклюзивные неформальные интервью ребятам дают в рубрике "За чашкой чая". Снимаются материалы про школьные мероприятия, делаются работы на различные конкурсы (в этом году три попали на республиканский уровень).

Выпуск новостей:
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Выпуск "За чашкой чая":
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Выпуск "Хочу все знать":
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Все видео можно посмотреть на сайте школьного телевидения или на Youtube-канале школы


Подробно про свою работу IT.TUT.BY рассказали Александр Курочкин (оператор, репортер), Кристина Хадорченко (ведущая "Хочу все знать", репортер) и Иван Клечковский (ведущий "За чашкой чая", репортер).
 
Кристина Хадорченко (слева), Иван Клечковский (в центре), Александр Курочкин (справа)
 
IT.TUT.BY: Как готовится выпуск новостей?

Иван:
Когда в школе появляется какая-нибудь новость, мы собираем информацию, делаем статью про новость, пробуем снять фото, видео на месте.

Кристина:
Потом показываем материал ведущим, пересказываем. Они учат текст, мы снимаем.
 
IT.TUT.BY: Но ведь не на всех мероприятиях получается присутствовать лично. Читаете ли газеты, следите ли за соцсетями?

Кристина:
Конечно. Есть районная газета "Край Смолевичский", там читаем новости.

Александр:
Но в основном новости школьные и касаются именно школьных мероприятий, участия школы в мероприятиях других учреждений. Но бывает, что нам присылают новости района.
 
Кристина: В экстренных случаях ученики могут отправлять комментарии, предложения и жалобы на сайт.

Иван:
Кроме того, с нами общаются в социальных сетях. Обращаются и к каналу, и к ведущим лично.
 
IT.TUT.BY: Часто ли выходят новости школы?

Иван:
Выходят новости два-три раза в четверть, но, конечно, хотелось бы чаще.
 
Кристина: Да, хотелось бы чаще, но есть учеба, тяжело совмещать с ней частые выпуски.
 
IT.TUT.BY: А сколько уходит времени на выпуск?

Кристина:
Смотря какой выпуск и о чем выпуск. Все зависит от материала.

Александр:
Написать статью можно и за день, а вот обрабатывать можно несколько дней. А в выпуск идут 5-6 новостей.
 
IT.TUT.BY: Получалось ли брать интервью у директора, у администрации, у известных людей?

Иван:
Да, у директора брали уже интервью, когда школу наградили за социальную деятельность. Стараемся узнавать ее мнение о важных событиях.
 
Кристина: На удивление чиновники к нам относятся серьезно, доверяют, дают информацию.

Александр:
Кроме того, нас в качестве ведущих попросили поучаствовать в празднике города. Это тоже показывает, что нам доверяют.

Кристина:
Было забавно, когда нас пригласили на съемки "Белараши", это такой школьный "Ералаш". Снимались несколько дней, это были самые веселые три дня.
 
Александр: Да, приезжал режиссер, инструктировал, показывал разные тонкости, сюжеты. Это была большая серьезная практика: как снимать, как держаться перед камерой.
 
Иван: Вообще, хотелось бы взять интервью у белорусских телеведущих. Как они пришли к этому, страшно ли было…

Кристина:
Лично я хотела бы пообщаться с Люсей Лущик, любимая ведущая.
 
IT.TUT.BY: Сложно ли объяснить родителям, чем вы занимаетесь?

Кристина:
Родителям было трудно объяснить, что это и для чего это. Но когда они увидели выпуски, убедились, что нам это никакого вреда не несет.


Сотрудники канала надеются, что из школьного проект когда-нибудь перерастет в городской. А после учебы в университете хотели бы вернуться домой и прославиться так же, как их преподаватель Александр Дмитриевич.
 
Александр Рубанов

IT.TUT.BY расспросил самого Александра Рубанова, учителя информатики и вдохновителя проекта, о школьном ТВ.
 
Как давно возникла идея проекта, как давно начались съемки?

Снимать начали в конце прошлого года, был пилотный выпуск новостей. Всем понравилось, продолжили. Идея была моя. У нас есть своя газета, свой сайт, но нужно развиваться и дальше. Вообще, идея давно, пару лет "витала в облаках", хотелось сделать что-то по-настоящему творческое.

И какая реакция школы, знакомых?

Реакция администрации школы очень положительная. Всячески пытаются поддерживать, стимулировать к новым выпускам, передачам. А друзья… Как сказала одна моя знакомая, "теперь я увидела, что школа на самом деле живет". Не всегда удается узнать, что происходит в школе, а через Youtube-канал, через сайт школы, социальные сети и прочее новости доступны всем желающим. Смотрят и действительно удивляются, сколько всего происходит.

Школьники тоже интересуются программами. К примеру, в программу "Хочу все знать", где мы отвечаем на вопросы учеников, однажды пришла записка совсем детским почерком с двумя вопросами: "В каком классе у меня начнется химия?" и "Когда я выйду замуж?".

Как сами участники проекта воспринимают работу над школьным ТВ?

Это для них и факультатив, и игра, и профессиональная подготовка. Нередко прямо во время съемок у нас в сценарий вмешиваются какие-то шутки, какая-то изюминка. Где-то были спецэффекты, где-то ведущие сами обсуждали новость. В каждом выпуске что-то новое, ребята подходят с креативом, всегда довольны, всегда рады.

Что еще хотели бы снять? Уже планируются новые рубрики?

Да, уже планируем сделать документальный фильм об истории школы. Мы знаем, где было первое здание школы, знаем многих бывших учителей, директоров, истории из их жизни. Материала хватает. Хотим издать диск со всеми выпусками передачи "Школьный эксперимент" (Лабораторные работы 6-го класса), диски будем распространять бесплатно.

Затратно ли это занятие для вас по времени и по финансам?

Да, времени на это уходит много, но делаю с удовольствием, мне не тяжело, да и ТВ не идет в ущерб профессиональным обязанностям. Что до финансов, то все финансируется силами школы. Это внебюджетные средства, зарабатываем как получается: сдаем макулатуру, металлолом. Выпуски размещены на школьном сайте, компьютеры школьные, а вот камера своя. Сейчас пытаемся любыми средствами заработать деньги на микрофон, чтобы звук был хорошим.

Какие используете программы для оформления выпусков?

Непосредственно для монтажа Sony Vegas 11, для создания и редактирования эффектов Adobe After Effects. Эффекты сложно самим создавать, используем бесплатные заготовки, их модифицируем.
 
Александр Рубанов и ведущие новостей Виктория Кусенкова (слева) и Владислав Симончик (справа)

Как учите детей работать на школьном ТВ?

У нас есть кружок журналистов, там они учатся говорить, писать статьи. Многое узнают на собственном опыте, что-то рассказываю сам. Даже сейчас, после многих съемок, ребята долго тренируются, репетируют. Помогаю как могу. Кстати, они обращаются и к другим юным журналистам, которые пишут в районные газеты.

Как отбирались журналисты и ведущие?

Детей отбирал просто. Я ведь с ними работаю как преподаватель, знаю, у кого хорошие коммуникативные возможности, кто более творческий человек, кто более активный. Первоначально было четыре человека, потом набирали новых журналистов для новостей и новых рубрик. Некоторых брали по совету самих ребят, были те, кого сам бы не пригласил, но человек идеально подошел на роль.
 

Ирина Зыль, директор школы

Сам Александр стесняется называть свои достижения, за него это делает директор Плисской школы Ирина Николаевна Зыль:

Александр Дмитриевич очень необычный человек. Он у нас работает всего три года, сразу после вуза сюда пришел и хорошо зарекомендовал себя как специалист. Хотел что-то изменить, усовершенствовать. У него очень тесный контакт с детьми. Знаете, ведь бывают молодые специалисты, которые отрабатывают свое распределение "лишь бы отсидеть".

Всеми силами пытаюсь его удержать у нас. Ведь зарплаты в школе не сказать что высокие, а только на создании сайтов можно заработать достаточно, да и переманить его пытались. Стараемся его во всем поддерживать, выдавать премии, всячески поощрять. Он и сам патриот своей школы.

Когда он только стал у нас учителем информатики, когда у белорусских школ только начинали появляться свои сайты, он сделал сайт plisa.by. Этот сайт позже отметили на выставке TIBO-2011 в номинации "Наука и образование". Сайт с самого начала был отлично сверстан, было достаточно много интересной и полезной информации, был по-настоящему живым, а ведь он был в числе первых! Думаю, идея телевидения выросла из ленты новостей и фотогалереи сайта.

Проект Александра с телевидением очень необычный, он интересен и для детей, и для учителей, и для родителей, для всего поселка. Это нетрадиционная, новая форма подачи материала. Я сама жду новые выпуски, для себя узнаю что-то новое из их жизни, да и просто люблю смотреть на своих детей, видеть их творчество. Дети смелые, креативные, это всеми приветствуется.

Думаю, в будущем школьное ТВ действительно может вырасти во что-то большее. Не удивлюсь, если в местный канал. Несколько раз я сама давала им интервью, когда что-то важное происходит в школе, ко мне обращаются за комментарием. Например, ко мне обратились, когда школа стала победителем на слете передовиков в социальной сфере.

Кстати, кроме идей Александра, есть еще много полезных проектов, мероприятий. Есть волонтерский отряд, который помогает социально-педагогическому центру, где находятся дети, нуждающиеся в государственной защите, коррекционному центру для детей-инвалидов, помогает ветеранам. В рамках школьного самоуправления есть объединение "Плот", где дети участвуют в жизни школы, выбирают даже своих министров. Есть дискуссионный клуб, где дети учатся отстаивать свои взгляды, сами подсказывают темы заседаний.

Даже не могу отметить каких-то отдельных учителей, слишком много придется называть. У нас коллектив единомышленников, единое целое, где друг другу помогают, поддерживают. В июне у нас проходила коллегия управления образования Минской области, тогда было напряженное время, экзамены, оздоровительная площадка, ремонт школы… Работали единой командой, сами допоздна засиживались, про отдых забывали… Так что в своих работников верю.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-50%
-10%
-30%
-30%
-20%
-52%
-30%
-50%