174 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. С какими заболеваниями чаще всего путают язву и какие у нее симптомы
  2. В чем секрет храма в Будславе и что о нем надо знать. Вопросы и ответы о костеле, пережившем пожар
  3. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  4. Лукашенко принял верительные грамоты послов шести стран
  5. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  6. Ozon зарегистрировал в Беларуси юрлицо. Что обещает белорусам российский маркетплейс
  7. На МТЗ идет реконструкция. Уже закупили новые электропечи, с ними воздух станет чище
  8. Мозырский НПЗ уходит в июне на ремонт. А что будет делать «Нафтан»?
  9. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  10. С 13 мая снова дорожает автомобильное топливо
  11. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  12. В Беларуси становится все больше алкомаркетов
  13. Что сейчас происходит с органом из костела, пережившего пожар
  14. В Green City открывается фудкорт. Первым там заработает «МакДональдс», будет и новый для Минска бренд
  15. Один из лучших минских спектаклей этого сезона. Почему надо посмотреть «Записки юного врача»
  16. Какие симптомы указывают на пограничное расстройство личности. Объясняет психотерапевт
  17. «Дочка успокаивает: папа вернется». Минчанину, которого задержали на репетиции барабанщиков, дали 6 лет колонии
  18. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  19. В Беларуси — сильная геомагнитная буря
  20. Выходец из БРСМ стал новым директором Оперного театра
  21. «Парни, подкатывая, просят посоветовать пилу». История лесоруба Вики
  22. Семье Ромы, который спас брата из горящего дома, выделили арендное жилье
  23. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  24. «До переезда я думал, что это типичный Техас с перекати-поле». Белорусы — о жизни в Остине
  25. Прогноз погоды на короткую рабочую неделю
  26. Лукашенко: Если люди поддержат новый проект Конституции, — быть этой. Не поддержат — у нас же Конституция есть
  27. Многие известные люди поддержали перемены и осудили насилие. Что с ними теперь?
  28. «С большой вероятностью после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  29. Дерматолог — о влиянии гель-лака на кожу и ногти, тревожных симптомах и противопоказаниях
  30. «Нынешняя война отличается от предыдущих». Поговорили с белорусками, которые живут в Израиле, о событиях последних дней


Дмитрий Патыко,

Если изобретение, по каким-то причинам не освоенное промышленностью, "идет в народ" и начинает жить своей жизнью независимо от воли автора, то изобретателя все же можно считать счастливым человеком. Именно такая судьба ждала детище научного сотрудника факультета радиофизики Белорусского государственного университета Владимира Щербатюка — автомобильный блок зажигания для бензиновых двигателей ОН-427.

На ОН-427 у Владимира есть патенты Беларуси и России, блок более 15 лет назад даже был выпущен опытной партией в количестве 250 штук. И хотя отзывы водителей были только восхищенные, на предприятии-производителе проект решили не продолжать, так как производство столкнулось с финансовыми проблемами.

Но джинн был выпущен на свободу: схема электронного блока попала в Интернет, и теперь любой желающий, у кого руки и голова на месте, может кликнуть заветные слова и смастерить его самостоятельно. Что умельцы и делают с большой пользой для себя. Ведь дополнительный электронный блок системы зажигания позволяет за счет более полного сгорания топлива экономить его от 3 до 20 %.
 
Суть новинки, если коротко, заключается в том, что вместо электрической искры смесь бензина и воздуха поджигается плазмой. Блок формирует в искровом промежутке свечи высокое напряжение специальной формы, которое позволяет изменить физику сжигания топливовоздушной смеси. Это можно назвать даже "электромагнитным взрывом", который заставляет фронт пламени двигаться быстрее. В результате достигается более быстрое и более полное сгорание топлива, что влечет за собой увеличение КПД двигателя.
 
Справедливости ради надо сказать, что принципиально новой предложенную белорусом систему назвать нельзя. В литературе можно найти описание системы плазменного зажигания "Plasmig" английской фирмы "Plasma Ignition Systems Ltd". Но та давняя разработка требовала серьезного вмешательства в стандартное электрооборудование автомобиля, в том числе доработки катушки зажигания, и по этой причине от нее отказались. А Владимир Щербатюк проблему решил: его блок устанавливается без переделки электрической схемы, причем на любые автомобили с бензиновым двигателем.
 
Стало быть, препятствий для внедрения новинки нет? Не тут-то было!
 
Надо заметить, что изобретение очень своеобразно легло на нашу действительность. Водитель какого-нибудь автопарка прекрасно видит в нем свою выгоду и был бы рад, если бы такая система стояла на его машине. Но он будет заинтересован в ней только тогда, когда она будет установлена подпольно. И некоторые так действительно делают, благо на небольшой по размерам блок никто не обращает внимания. В противном случае, если усовершенствование проведет само предприятие, норму расхода топлива пересмотрят, и что-либо сэкономить "для себя", чтобы заработать на этом лишнюю копейку, станет проблематично. Самое интересное, что выгоду от новинки видит и руководитель предприятия, но вовсе не горит желанием заняться инновацией, так как понимает, что водители, лишенные потенциального приработка, тут же хлопнут дверью. Поэтому-то и официальные отзывы об опытной эксплуатации новой системы зажигания в автохозяйствах, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций, были порой очень уклончивыми.
 
Словом, ситуация "зависла". Но не успокоился автор изобретения.
 
— Поскольку первый вариант ОН-427 собирался из зарубежных комплектующих и никто не обращал внимания на цену (главное было продемонстрировать заданные характеристики), то блок получился относительно дорогим, — поясняет Владимир Щербатюк. — Да, он очень быстро окупается, но все же первоначальные затраты кого-то могли отпугивать. Поэтому я переработал схему, перевел элементную базу только на отечественные детали, и это позволит снизить цену вовсе до смешной. Надеюсь, что новый вариант будет привлекательным для производителей.

В Минске есть несколько предприятий, которые могли бы освоить это нужное изделие. Прежде всего это производство ОАО "МНИПИ", где была изготовлена первая опытная партия блока ОН-427, довести который до промышленного образца мне помогли специалисты малого предприятия "Витар" НПО "Транстехника". Кроме того, с этой работой справились бы на Минском электромеханическом заводе, в ОАО "Минский завод "Калибр".

Но, прежде чем осваивать производство, новую версию блока, который существует пока только в чертежах и в компьютерной модели, необходимо изготовить и провести полномасштабные испытания. Надеюсь, что разработкой все же заинтересуется Министерство транспорта и коммуникаций. Ведь выгода от внедрения может быть очень существенной.

По оценкам специалистов НПО "Транстехника", проводивших в свое время испытания ОН-427, использование этого блока может приносить стране по 3 миллиона долларов экономии ежегодно. Это только если брать по минимуму, ориентируясь на то, что сэкономлено будет 3 % бензина. Реально же можно экономить примерно 10 %. При этом только за счет экономии топлива блок окупается за 3—5 месяцев.


 
Кроме того, у разработки есть и экологическая составляющая. Плазменный блок зажигания снижает содержание токсичных компонентов в выхлопе до уровня, который гораздо ниже нижнего предела чувствительности приборов, используемых в ГАИ.
Это, кстати, чуть не свело с ума российских автоинспекторов, остановивших недалеко от Москвы для проверки машину друга изобретателя. Его автомобиль был оборудован плазменным блоком зажигания, и, естественно, приборы показали в выхлопе ноль содержания угарного газа и несгоревших углеводородов.

Поверить в это было невозможно, так как прибор без проблем реагировал на выхлоп самых крутых иномарок, оборудованных бортовым компьютером. А здесь обычная с виду легковушка — и на тебе, "эталон чистоты"! Отпустили незадачливого белоруса только после того, как он прочел служивым людям лекцию о преимуществах отечественной разработки.
 
К слову, к такому чистому выхлопу с подозрением относятся не только автоинспекторы, но и сами бортовые компьютеры. Отсутствие показаний содержания СО и СН они воспринимают как отказ датчика и автоматически ориентируются на минимально возможный (по их "представлениям") уровень выбросов, чем только ухудшают экологические характеристики двигателя. Чтобы исправить это недоразумение, считает изобретатель, нужно всего лишь "перепрошить" бортовой компьютер, введя в него новую информацию.
 
Но как "перепрошить" тех, чье бездействие не позволяет довести до широкого внедрения ценную разработку? Этого изобретатель не знает. 
-10%
-20%
-5%
-30%
-30%
-30%
-25%
-25%
-10%
-10%