• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  2. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  3. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  4. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  5. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  6. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  7. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  8. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  9. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  10. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  11. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  12. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  13. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  14. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  15. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  16. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  17. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  18. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  19. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  20. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  21. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  22. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  23. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  24. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  25. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  26. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  27. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  28. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  29. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  30. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?


Дмитрий Патыко,

Если изобретение, по каким-то причинам не освоенное промышленностью, "идет в народ" и начинает жить своей жизнью независимо от воли автора, то изобретателя все же можно считать счастливым человеком. Именно такая судьба ждала детище научного сотрудника факультета радиофизики Белорусского государственного университета Владимира Щербатюка — автомобильный блок зажигания для бензиновых двигателей ОН-427.

На ОН-427 у Владимира есть патенты Беларуси и России, блок более 15 лет назад даже был выпущен опытной партией в количестве 250 штук. И хотя отзывы водителей были только восхищенные, на предприятии-производителе проект решили не продолжать, так как производство столкнулось с финансовыми проблемами.

Но джинн был выпущен на свободу: схема электронного блока попала в Интернет, и теперь любой желающий, у кого руки и голова на месте, может кликнуть заветные слова и смастерить его самостоятельно. Что умельцы и делают с большой пользой для себя. Ведь дополнительный электронный блок системы зажигания позволяет за счет более полного сгорания топлива экономить его от 3 до 20 %.
 
Суть новинки, если коротко, заключается в том, что вместо электрической искры смесь бензина и воздуха поджигается плазмой. Блок формирует в искровом промежутке свечи высокое напряжение специальной формы, которое позволяет изменить физику сжигания топливовоздушной смеси. Это можно назвать даже "электромагнитным взрывом", который заставляет фронт пламени двигаться быстрее. В результате достигается более быстрое и более полное сгорание топлива, что влечет за собой увеличение КПД двигателя.
 
Справедливости ради надо сказать, что принципиально новой предложенную белорусом систему назвать нельзя. В литературе можно найти описание системы плазменного зажигания "Plasmig" английской фирмы "Plasma Ignition Systems Ltd". Но та давняя разработка требовала серьезного вмешательства в стандартное электрооборудование автомобиля, в том числе доработки катушки зажигания, и по этой причине от нее отказались. А Владимир Щербатюк проблему решил: его блок устанавливается без переделки электрической схемы, причем на любые автомобили с бензиновым двигателем.
 
Стало быть, препятствий для внедрения новинки нет? Не тут-то было!
 
Надо заметить, что изобретение очень своеобразно легло на нашу действительность. Водитель какого-нибудь автопарка прекрасно видит в нем свою выгоду и был бы рад, если бы такая система стояла на его машине. Но он будет заинтересован в ней только тогда, когда она будет установлена подпольно. И некоторые так действительно делают, благо на небольшой по размерам блок никто не обращает внимания. В противном случае, если усовершенствование проведет само предприятие, норму расхода топлива пересмотрят, и что-либо сэкономить "для себя", чтобы заработать на этом лишнюю копейку, станет проблематично. Самое интересное, что выгоду от новинки видит и руководитель предприятия, но вовсе не горит желанием заняться инновацией, так как понимает, что водители, лишенные потенциального приработка, тут же хлопнут дверью. Поэтому-то и официальные отзывы об опытной эксплуатации новой системы зажигания в автохозяйствах, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций, были порой очень уклончивыми.
 
Словом, ситуация "зависла". Но не успокоился автор изобретения.
 
— Поскольку первый вариант ОН-427 собирался из зарубежных комплектующих и никто не обращал внимания на цену (главное было продемонстрировать заданные характеристики), то блок получился относительно дорогим, — поясняет Владимир Щербатюк. — Да, он очень быстро окупается, но все же первоначальные затраты кого-то могли отпугивать. Поэтому я переработал схему, перевел элементную базу только на отечественные детали, и это позволит снизить цену вовсе до смешной. Надеюсь, что новый вариант будет привлекательным для производителей.

В Минске есть несколько предприятий, которые могли бы освоить это нужное изделие. Прежде всего это производство ОАО "МНИПИ", где была изготовлена первая опытная партия блока ОН-427, довести который до промышленного образца мне помогли специалисты малого предприятия "Витар" НПО "Транстехника". Кроме того, с этой работой справились бы на Минском электромеханическом заводе, в ОАО "Минский завод "Калибр".

Но, прежде чем осваивать производство, новую версию блока, который существует пока только в чертежах и в компьютерной модели, необходимо изготовить и провести полномасштабные испытания. Надеюсь, что разработкой все же заинтересуется Министерство транспорта и коммуникаций. Ведь выгода от внедрения может быть очень существенной.

По оценкам специалистов НПО "Транстехника", проводивших в свое время испытания ОН-427, использование этого блока может приносить стране по 3 миллиона долларов экономии ежегодно. Это только если брать по минимуму, ориентируясь на то, что сэкономлено будет 3 % бензина. Реально же можно экономить примерно 10 %. При этом только за счет экономии топлива блок окупается за 3—5 месяцев.


 
Кроме того, у разработки есть и экологическая составляющая. Плазменный блок зажигания снижает содержание токсичных компонентов в выхлопе до уровня, который гораздо ниже нижнего предела чувствительности приборов, используемых в ГАИ.
Это, кстати, чуть не свело с ума российских автоинспекторов, остановивших недалеко от Москвы для проверки машину друга изобретателя. Его автомобиль был оборудован плазменным блоком зажигания, и, естественно, приборы показали в выхлопе ноль содержания угарного газа и несгоревших углеводородов.

Поверить в это было невозможно, так как прибор без проблем реагировал на выхлоп самых крутых иномарок, оборудованных бортовым компьютером. А здесь обычная с виду легковушка — и на тебе, "эталон чистоты"! Отпустили незадачливого белоруса только после того, как он прочел служивым людям лекцию о преимуществах отечественной разработки.
 
К слову, к такому чистому выхлопу с подозрением относятся не только автоинспекторы, но и сами бортовые компьютеры. Отсутствие показаний содержания СО и СН они воспринимают как отказ датчика и автоматически ориентируются на минимально возможный (по их "представлениям") уровень выбросов, чем только ухудшают экологические характеристики двигателя. Чтобы исправить это недоразумение, считает изобретатель, нужно всего лишь "перепрошить" бортовой компьютер, введя в него новую информацию.
 
Но как "перепрошить" тех, чье бездействие не позволяет довести до широкого внедрения ценную разработку? Этого изобретатель не знает. 
-20%
-10%
-40%
-20%
-10%
-10%
-15%
-30%
-20%
-10%
-30%
0072641