Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Офтоп


/

Мы уже неоднократно сообщали о том, что в Минске внедряется автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте. Для своеобразных испытаний системы избрали трамваи. Уже сейчас их пассажиры пробивают бумажные билеты при помощи электронных компостеров, а с 1 февраля минчане будут ездить на трамваях по электронным проездным. К августу "Минсктранс" собирается ввести систему автоматизированной оплаты за проезд на всех видах наземного общественного транспорта.  

"Минсктранс" на пресс-конференции ответил на вопросы по некоторым спорным моментам новой системы.


Не приложил к валидатору безлимитный проездной – будешь оштрафован 

Пока электронные проездные продаются на неограниченное число поездок. Однако простое наличие электронного проездного, как было с бумажными, не будет считаться оплатой проезда. Каждый раз, входя в транспортное средство, пассажир должен будет приложить проездной к валидатору. На форуме под предыдущими новостями на эту тему возникал резонный вопрос: а за что, собственно, контролеры будут штрафовать пассажира, имеющего при себе уже оплаченный в киоске "Минсктранса" проездной, ведь число поездок все равно не ограничено? 

Замгендиректора "Минсктранса" Андрей Паплевка ответил, что валидация проездных позволит "Минсктрансу" получить подробную информацию о пассажиропотоке, "чтобы потом ее использовать для более эффективной оптимизации работы и, опять же, для расчета новых тарифов". По его словам, в итоге система будет заточена под два варианта оплаты: поездки по расстоянию и разовые. Но пока что, по сути, тот подход, что был в бумажном варианте, перенесут в электронный. 

"Когда человек покупает себе проездной, он покупает только право поездки. Но реализация этого права осуществляется только в тот момент, когда вы входите в конкретный автобус
троллейбус и предъявляете талончик–проездной", - утверждает Андрей Паплевка. Но теперь просто предъявить – мало. 

Замгендиректора "Минсктранса" Ирина Якубовская продолжает мысль: если пассажир забыл или не стал прикладывать проездной к валидатору, его оштрафуют за безбилетный проезд. 

"Если я покупаю бумажный проездной, на нем написано, что я могу проехать на определенном виде транспорта, и написано - на месяц, на полмесяца или на декаду. На карточке этого не видно: информация закодирована внутри карточки. Значит, контролер, зайдя в подвижной состав, берет свою карточку, подносит к любому валидатору, они все блокируются, и человек уже не может оплатить проезд
так как он должен был оплатить проезд до следующей остановки, - объясняет Ирина Якубовская. У контролера есть ручной терминал, к которому он подносит вашу карточку, и информация с нее списывается. Таким образом в систему уйдут сведения, что именно конкретная карточка, которая, например, закодирована на автобус на декаду, находится здесь, в этом временном периоде в этом подвижном составе. У контролера на валидаторе будет видно "оплачено" или "не оплачено". Если вы не прикладывали при входе проездной к валидатору, будет написано - "не оплачено". 

Директор технического отделения СП "ЗАО "Международный деловой альянс" Вадим Смотряев, который представлял на пресс-конференции систему автоматизированной оплаты, также не видит проблемы в требовании валидации проездного с неограниченным числом поездок: "Когда вы приобретаете бумажный билет, он дает право поездки. Но если вы его не прокомпостировали, то считается, что проезд не оплатили. О чем тут можно говорить?".
 
Тем более, говорит Смотряев, регистрация в системе каждый раз необходима для важного сбора статистики о новой системе.
 
Однако, с точки зрения некоторых пользователей портала TUT.BY, сравнивать бумажный билет, у которого лимит всего на одну поездку, и проездной, у которого неограниченный лимит, все-таки некорректно.


"Минсктранс": о том, что проезд оплачен успешно, пассажирам будет легко узнать

Представители "Минсктранса" утверждают, что технология позволит валидатору считывать информацию с проездного с расстояния до пяти сантиметров, причем если проездной лежит в сумочке, достаточно будет приблизить к валидатору именно сумочку, не доставая документ. Однако пассажиры сомневаются: а как узнать, что валидатор зарегистрировал проездной в системе, и на ближайшей остановке тебя, вполне законопослушного, не застанет врасплох контролер? 

"Все устройства, которые устанавливаются в транспортных средствах, имеют несколько степеней дублирования информации. Прежде всего это надпись "оплачено" или "отказано". Также есть дополнительный световой индикатор. Зеленый означает, что проезд оплачен, красный – что не оплачен. К тому же раздается звуковой сигнал", - объясняют специалисты.
 
По словам представителей "Минсктранса", приложив второй раз проездной к валидатору, можно будет увидеть, была ли сделана оплата, и некоторую дополнительную информацию - по какому тарифу производилась оплата, каков остаток и сколько дней осталось пользоваться проездным. 


Чтобы обновить ПО, специалистам не надо будет обходить все валидаторы

По словам Вадима Смотряева, валидаторы имеют скрытые возможности, которые позволят в дальнейшем развивать систему. Например, на валидаторах есть две сенсорные кнопки. В дальнейшем можно будет предоставлять дополнительные услуги: оплата за попутчиков, за багаж. Но этот функционал сейчас не активирован, так как пассажирам нужно дать время привыкнуть к тому, что появляется уже сейчас, утверждает специалист.
 
Как объясняют представители "Минсктранса", внедрить новые функции не составит технической сложности.
 
"В системе заранее заложена возможность одновременного обновления программного обеспечения. Сама система позволяет удалять программное обеспечение. То есть не надо стоять с ноутбуком, подходить к каждому валидатору и обновлять ПО. Система подготовлена, чтобы сделать это централизованно", - успокаивает пассажиров, пока настороженно относящихся к новинке, Вадим Смотряев.
Нужные услуги в нужный момент