Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Александр Арсёнов,

Разработчики системы "умного проезда" (автоматизированной системы оплаты и контроля проезда или АСОКП) в коммунальном пассажирском транспорте утверждают: те возможности, которые мы видим сегодня, - только вершина айсберга. Недочеты системы вскоре будут исправлены, а из тестового режима в рабочий, согласно планам, система выйдет к августу.



На наших глазах было проведено тестирование надежности валидатора.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (2.49 МБ)

Сперва его бросили в коридоре с плиточным полом, так, что он сначала ударился в потолок. Потом два раза сбросили в лестничный проем, метров с трех-четырех. Потом его били молотком. Только после этого испытания на корпусе появились следы в виде потертостей. Но на функционировании устройства это никак не отразилось.


 
Редакция предупреждает – попытка повторения подобного опыта в транспортном средстве обойдется вам очень дорого. 


О проекте электронной оплаты проезда IT.TUT.BY рассказал директор технического отделения IBA Вадим Смотряев, руководитель проекта по программной части.
 
Вадим Смотряев
 
Долго ли разрабатывались системы электронной оплаты проезда? Какой у компании опыт в подобных проектах?

Непосредственно проектом электронной оплаты проезда мы занимаемся уже более трех лет. Другого рода системы по продаже билетов (к примеру, через банковские устройства) разрабатывались и ранее. Таким образом, системами оплаты проезда на транспорте IBA занимается более пяти лет. Вообще же в направлении создания систем самообслуживания компания работает более 10 лет.
 
Даже тогда, когда в Беларуси банковские карточки практически совсем не были распространены, мы создавали системы автоматизированной оплаты. Тогда было много скепсиса: "А оно не сломается?", "Как тут платить?"… но прошло 10 лет, и сейчас банковские платежно-справочные терминалы де-факто являются стандартном, в их удобстве не сомневаются. Уверен, система автоматизированной оплаты проезда уже скоро станет привычной и неотъемлемой частью нашей жизни.
 
Надолго ли прописана "дорожная карта" проекта, какие еще сервисы будут появляться?

Есть план по использованию для пополнения карточек вместо киосков существующей сети банковских терминалов. Другая возможность - приобретение карточек не в киосках, а в режиме самообслуживания. Киоски и кассы - режимные, они, в отличие от терминалов, не работают по формуле 24х7. Пассажиры жалуются, что часто нет возможности купить билет - это можно исправить. Прототипы таких устройств уже разработаны.



Прототип терминала выдачи и пополнения бесконтактных карт

В прошлом году компания IBA проводила семинар по системам оплаты и контроля проезда на транспорте, так называемому умному проезду, обсуждали проблематику не только Минска, но и регионов, рассматривали преимущества и возможности системы. Больший интерес к автоматизированным системам оплаты проезда проявляют областные центры, но есть интерес к таким системам и у небольших городов, и у предприятий, занимающихся междугородними перевозками.

Так что в будущем автоматизированные системы оплаты и контроля проезда могут быть интегрированы на базе одной карты. Подобный опыт есть и в России, и в других странах. Уже сейчас валидаторы и смарт-карты поддерживают такую возможность. В память карты может быть занесено несколько приложений для различных целей. Универсальный проездной, как мне кажется, обязательно появится, это лишь дело времени.
 
Вопрос из области фантастики: если возможно объединить в одну карточку проездной на все виды транспорта по всей стране, то, быть может, можно в эту же карточку добавить платежные возможности и даже электронный паспорт? Увидим ли мы такое через 5-10-20 лет?

Эта фантазия недалека от реальности. Начиная проектировать систему "умного проезда", мы понимали перспективность этой технологии и разработали фактически универсальную платформу iCard, которая позволяет записать на карточку практически любые данные.

Могу показать свой портмоне, там много разных карт, и банковских, и дисконтных… Сейчас есть тенденция к объединению информации на одном носителе. В Беларуси в настоящее время проектируется внутренняя идентификационная карта, "электронный паспорт". Та же "карта школьника" может быть в скором времени объединена с проездным.
 
Многие белорусские банки получили лицензию на эмиссию и обслуживание банковских смарт-карт, которые работают как привычным способом, так и бесконтактно. Туда можно записывать и другие приложения. Технически возможно записать и "электронный проездной".

Современные средства позволяют реализовать это хоть сейчас. Вопрос в том, насколько это будет надежно, удобно, целесообразно, как будут обстоять дела с приватностью и законодательством… Не скажу, через сколько лет мы увидим "единую карточку" и будет ли она действительно "единой", но технически это уже реализуемо.

 
Будет ли когда-нибудь применяться технология NFC, позволяющая проводить оплату с телефона?

Технология NFC сейчас набирает обороты в мире, мы понимаем ее перспективность. Следующим этапом "умной оплаты" может быть оплата с помощью мобильного устройства путем простого "прикладывания" его к терминалу. Валидаторы, которые установлены, уже сейчас поддерживают NFC на уровне "железа", эта возможность просто не "включена" программно. Мы как софтверная компания будем готовы принять участие в NFC-разработках.
 
Сейчас интерес к NFC в Беларуси есть, но устройства с поддержкой данной технологии пока не получили широкого распространения, хотя, думаю, что в ближайшее время ситуация изменится. Когда появится бóльшая заинтересованность, когда подобные услуги будут предлагаться более широко и такого рода оплата проезда будет одобрена Минсктрансом, "включить" NFC не составит труда. Надеюсь, в скором будущем это произойдет, NFC уже становится стандартом для производителей смартфонов.
 
Но пока используются карты Mifare и технология RFID. Что значат эти слова?

RFID – это широкое понятие, которое подразумевает любой способ передачи радиосигналов между специальным чипом, RFID-меткой и считывателем сигналов. Для "функционирования" метки никакого питания, "батареек" не нужно, да и считыватель потребляет сравнительно немного энергии.
 
Mifare – одна из самых популярных в мире технологий для систем бесконтактной оплаты проезда. Недостатки старой версии Mifare Classic были изучены, и недавно была представлена новая версия - Mifare Plus, которую мы и используем. Версия Plus защищена от копирования и подделок, данные шифруются сложными алгоритмами. Разработчики стандарта, с которыми мы тесно сотрудничаем, говорят, что IBA Group одной из первых компаний в мире внедрила систему с максимальным уровнем безопасности технологии Mifare Plus.

Бортовой компьютер

Почему сейчас параллельно используется распечатка на талончике и RFID-валидатор для проездных? Возможно ли отказаться от талончиков или распечатывать их прямо на терминале?

Организация оплаты разовой поездки - это проблема любой транспортной системы. На момент разработки проекта около 40% поездок являются разовыми. Поэтому наличие отдельного способа оплаты для разовых поездок - это обязательное требование.
При выборе способа оплаты разовой поездки было рассмотрено множество технологий. Однако стоимость любого RFID-носителя превышала стоимость разового проезда, поэтому альтернативу бумажному талону найти не удалось.
 
В Москве в метро выдают одноразовые RFID-карточки, их себестоимость сопоставима с одной поездкой — у нас такой вариант стоил бы дороже самого проезда. Мы рассматривали различные технологии, но экономически нецелесообразно было вводить бесконтактный инструмент для разовых поездок.
 
Системы продажи билетов прямо в салоне есть в разных странах, но для Беларуси любой способ приема оплаты разовой поездки, который мы рассматривали (купюры, банковские карты…), значительно удорожал проект, усложнял каналы связи. Да и терминалы для продажи разовых билетов занимали бы много места в салоне. Электронный компостер всего на несколько сантиметров выступает вперед из поручня, а терминал продажи занимал бы место одного-двух пассажиров. Да и в час пик им было бы сложно пользоваться. Пожалуй, это может быть применимо только на пригородных и междугородних маршрутах.
 
Поэтому пока в комплекте с бесконтактными карточками используются бумажные талоны и электронные компостеры. В будущем появятся терминалы по продаже билетов и пополнению счета на смарт-карте на остановочных пунктах. Как сейчас в терминалах некоторых банков можно приобрести билет на пригородный автобус, как на вокзале можно приобрести в терминале билет на электричку, так можно будет оплатить и наземный транспорт. И не только банковской картой, но и наличными деньгами.
 
Пока же никуда не исчезнут талончики у водителя. Но их количество будет уменьшаться, т.к. электронный билет для одной поездки (аналог талончика) можно будет записать на бесконтактную карту, что, очевидно, удобнее.

Фото: Снежана Инанец, из архива TUT.BY
 
То есть больше людей захотят покупать карты-проездные вместо разовых талонов? Что для этого нужно сделать?

Как уже говорилось, выпускаемые смарт-карты поддерживают до шести видов электронных проездных, находящихся в памяти одновременно. Это предоставляет пассажиру возможность управления своими проездными в рамках одной карты. Это может быть проезд в течение месяца, определенное количество поездок или проезд на определенную дистанцию, включающую конкретное количество зон. Могут быть разработаны и записаны на карту тарифы на день и даже на час.

Это значит, что человек теоретически может иметь одну смарт-карту для проезда на любом виде транспорта и выбирать тариф, в котором будут учтены разные варианты проезда, например, нечастые разовые поездки на одном виде транспорта и частые на другом.

Регулярно кондукторы слышат "не буду покупать билет, мне только одну остановку" или "почему одна остановка стоит как проезд через весь город". Это тоже можно решить особым тарифом, зональной или покилометровой оплатой.
 
Технически эти тарифы и методы оплаты реализованы и поддерживаются системой "умного проезда". Но пока система внедряется согласно существующим правилам и нормам.
 
Это значит, что система позволяет предлагать разные тарифы так, как сейчас предлагают мобильные операторы и интернет-провайдеры?

Да, именно так. Карточки позволят выбирать абонентский план, более правильно рассчитывать свои затраты. Но сравнивать карточку Mifare, которую мы используем, с сим-картой некорректно. Скорее она как кошелек, поскольку тарифы хранятся прямо на карточке. Ждать ничего не надо, как только пассажир пополнил карту, он может оплатить проезд.
 
Но даже гибкие тарифы не снимут вопросы про "мне только одну остановку". Рассматривался ли вариант с чем-то вроде турникета на входе, как это иногда делается за рубежом?

Рассматривались все варианты и был выбран оптимальный. Система строится на доверии и контроле. Дополнительно, для защиты от "относительно честных" пассажиров, которые стоят с талончиком и ждут контролера, вся система в транспортном средстве, включая компостеры и валидаторы, будет блокироваться на время контроля. Водитель также может ее заблокировать. То есть ездить с талончиком в кармане и пробивать его только при виде контролера не получится.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, из архива TUT.BY

Недавно пассажиры заметили что-то похожее на обновление системы посреди дня: валидаторы перезагружались и в начале выводили системную информацию. Это действительно была "перепрошивка на ходу"?

Система, которая сейчас внедряется, достаточно масштабная. Сотни транспортных средств, в которых не один и не два "умных" элемента. При таких масштабах вручную перепрограммировать каждое устройство невозможно. Если необходимо единовременное массовое обновление, его можно обновлять удаленно сразу на всех устройствах, находящихся в сети.

И тарифы, и поддержка NFC или сенсорных кнопок могут прийти в каждую машину в течение одного дня - как только транспортное средство подключится к сети, на него "зальется" прошивка по каналам мобильной связи. Кстати, прошивка "весит" совсем немного, это не десятки мегабайт, тут не Windows и не Linux. В месяц на одно транспортное средство с учетом ежедневной передачи данных по навигации и оплате, а также нескольких больших обновлений, требуется не более 60 Мб.

Да, пользователи могли видеть диагностику или обновление прошивки. Мы только начали внедрение системы, она работает в тестовом режиме, а мы отслеживаем и оперативно устраняем недочеты.

Высказывалось также недовольство из-за сообщений только на одном языке...

Система уже поддерживает русский, белорусский и английский языки.

В инструкциях в транспорте говорится, что должно распечатываться не только время поездки, но и номер транспортного средства. Сейчас номер не указывается. Может ли это быть исправлено?

Причина отсутствия номера транспортного средства заключается в том, что система находится в стадии наладки. В ближайшее время все данные будут печататься на талонах.
 

Сергей Сягло
О "железе", технической реализации "умного проезда" мы расспросили Сергея Сягло, директора ОДО "Проток люкс", предприятия, входящего в IBA Group, руководителя проекта по аппаратной части.
 
Из чего состоят валидаторы и электронные компостеры, сколько в этих разработках белорусского?

Система состоит не только из валидатора и компостера, туда также входят бортовой компьютер и навигационный терминал, специальный считыватель карточек для контролеров. Данная система интегрирована с действующей диспетчерской системой управления Минсктранса, с перспективой подключения других систем. Технически возможно взаимодействие с электронными табло на остановках (такие уже есть в Минске), систем контроля топлива, учета пассажиропотока (например, можно увеличить количество машин на маршруте, если он загружен в конкретное время).

В электронном компостере содержится компактный матричный принтер компании R&G, специально разработанный для жестких условий эксплуатации в общественном транспорте. Решение в их пользу было принято из-за их огромного опыта и экономической нецелесообразности собственной разработки. Разработка программного обеспечения, а также интеграционные работы с АСОКП производились в Беларуси.

Валидатор и все остальное оборудование - уже целиком белорусская разработка, конструирование, литье, платы, сборка… Это не первая ревизия устройства, над ним работали года два, учитывали особенности минского транспорта, климата, насыщенности в час пик. Зарубежные аналоги, кстати, обычно крупнее по габаритам.


Главные параметры, о которых волнуются пользователи, это устойчивость к поломкам и сложность в работе в сравнении с механическими компостерами и бумажными проездными…

Мы серьезно подошли к решению вопросов вандалоустойчивости. Металлический корпус мешал бы передаче сигнала и быстро бы царапался. Для его изготовления мы использовали современные полимеры, они достаточно удароустойчивые, их тяжело "скрутить" с поручня, царапины не так заметны. Это не адаптация какой-то технологии, это новая разработка с учетом специфических требований, мирового опыта и уже внедренных в Беларуси систем, а также экономической целесообразности и "задела на будущее", что важно.

Скорость работы - в приоритете. Сейчас оплата картой занимает 0.2-0.3 секунды. Электронный компостер не медленнее механического. Также важна максимальная простота в использовании - минимум действий. На валидаторах, рядом с дисплеем, есть две пока не задействованные сенсорные кнопки, они могут пригодиться в будущем для проверки баланса или операций с тарифами.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-35%
-10%
-35%
-10%
-10%
-20%
-25%
-50%
-13%