• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Катерина Сипакова,

Стартапы, IT, интернет, разработки... Эти слова цепляются за слух всё большего числа людей. Многие даже задумываются о том, как было бы интересно реализовать свой проект. Но не знают, в какую сторону посмотреть, с чего начать и стоит ли вообще лезть в ИТ, где сегодня и так многолюдно. IT.TUT.BY спросил экспертов о преимуществах и недостатках ведения ИТ-бизнеса в Беларуси, перспективных направлениях и работе над ошибками.
 
На наши вопросы ответили ИТ-предприниматель Виктор Прокопеня, основатель Белорусского портала TUT.BY Юрий Зиссер, основатель SatrtupWeekend Belarus, предприниматель Александр Патутин, ИТ-предприниматель Александр Скрабовский и исполнительный директор управляющей компании AVI Investment Company, сооснователь бизнес-акселератора Fenox IT Николай Ляховский.

Говоря о преимуществах и недостатках ИТ-сферы Беларуси, эксперты первым делом назвали налоговые льготы для ИТ-компаний и резидентов Парка высоких технологий, в частности. Напомним, что последние освобождаются от всех корпоративных налогов, включая НДС и налог на прибыль. Льготы относятся и к каждому отдельно взятому сотруднику компании-резидента ПВТ: подоходный налог для них имеет фиксированную ставку 9% и не включается в совокупный годовой доход.
 
Виктор Прокопеня
Еще одно важное преимущество отметили Виктор Прокопеня, Юрий Зиссер и Александр Патутин - наличие большого числа сильных технических специалистов. При этом их всё еще недостаточно: один только ПВТ готов трудоустраивать 5 000 человек ежегодно. Закономерно растут и зарплаты "айтишников", что, по мнению Николая Ляховского, тоже можно назвать преимуществом.
 
Но и в этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Николай Ляховский в ряду недостатков называет общие проблемы внутреннего рынка: высокая инфляция, ограничение кредитования и т.д. "Но это практически не сказывается на ИТ-бизнесе, в большинстве своем ориентированном на внешний рынок", - уточняет собеседник. В свою очередь Юрий Зиссер считает вынужденную работу на зарубежных заказчиков и сосредоточенность на аутсорсинге из-за малого внутреннего рынка главным недостатком ведения ИТ-бизнеса в Беларуси.
 
Александр Патутин отмечает, что в Беларуси практически невозможно защитить интеллектуальную собственность. Виктор Прокопеня добавляет в качестве одного из недостатков отсутствие соглашений non-compete и non-solicitation в белорусском праве, защищающие работодателя от конкуренции со стороны (бывших) сотрудников.
 
Наряду с большим количеством хороших технических специалистов в нашей стране, по мнению экспертов, есть нехватка специалистов по продажам и развитию бизнеса, а также управленцев с западным бизнес-опытом.
 
А вот мнение Александра Скрабовского отличается от высказанного коллегами: "Я не верю в наличие специфики в Беларуси для ИТ. Безусловно, есть свой менталитет и уклад ведения дел, но ИТ настолько разноплановый, что для одних это преимущество, для других недостаток".
 
Александр Скрабовский
На какие же ниши стоит смотреть сегодняшним ИТ-стартаперам?

Практически все специалисты сходятся в том, что сегодня на белорусском рынке в большинстве ниш есть место для новых игроков. Другое дело, что белорусский рынок слишком маленький и для достижения серьезных успехов нужно ориентироваться на Запад или СНГ. Но в Европе и США свободных ниш гораздо меньше. Александр Скрабовский отмечает: "В мире набирает силу тренд на local-решения. Но стоит ли делать коммерческий ИТ-стартап с ориентацией на конкретную нишу, существующую в Беларуси? Сомнительно".
 
Юрий Зиссер считает, что стоит смотреть в сторону "интернета вещей и внедрения информационных технологий в быту, "бытовизацию", особенно в сферы, где "железо" и ПО удачно дополняют друг друга – например, смарт-часы". По его мнению, всё еще не исчерпали перспективу мобильные приложения.
 
Как и e-commerce, считает Николай Ляховский. И добавляет: "Сегодня очень активно развиваются 3D-технологии в связке с IT. Модными в этом году были проекты связанные с криптовалютой – в частности, с биткоинами".
 
Виктор Прокопеня предлагает ИТ-предпринимателям посмотреть в сторону облачных решений, развлекательных проектов, а также продуктов и сервисов социального и мобильного маркетинга.
 
Александр Патутин
Александр Патутин считает, что успеха можно добиться в любых нишах, где существуют стандартизированные, активно и регулярно потребляемые услуги, но проникновение ИТ невелико: "Это разного рода системы бронирования: на прием к врачу, на мойку машины, на маникюр в салон красоты, на пересдачу экзамена в ГАИ, на тренировку в бассейн, на прием к нотариусу. Это платформы для экспертов в различных областях, которые бы позволили им оказывать консультационные услуги бизнесу и населению удаленно: для врачей, юристов, преподавателей, финансовых консультантов и др. Это сфера образования в широком смысле (чтение и счет для детей, языки, кулинария, хобби, спорт, строительство, ремонт техники своими руками - для взрослых)".
 
"Ниш огромное количество, но проверенных, работоспособных бизнес-моделей не так много", - резюмирует эксперт.
 
Над чем в первую очередь нужно работать белорусским ИТ-стартаперам?
 
"Стартаперам Беларуси надо работать совместно над тем, чтобы плодиться. Нет до сих пор критической массы для упорядоченного движения вперед", - считает Александр Скрабовский.
 
А если говорить о частностях, то, по его мнению, "некоторым надо работать над смещением акцента с "презентовать" на "сделать", с "привлечь инвестора" на "делать бизнес с нуля". Хороший бизнес не продают, его покупают. Некоторым нужно работать над тем, чтобы перестать ныть об условиях, обливая ядовитыми отзывами и без того полуживую среду. Кому-кому, а уж ИТ-стартапу полмира открыто. Некоторым нужно перестать бояться. Веришь - делай. Не веришь - не "впаривай".
 
Николай Ляховский
Наряду со страхами Александр Патутин рекомендует стартаперам бороться с ленью. А Николай Ляховский - избавляться от иллюзий: "В любом бизнесе - в том числе и ИТ - всегда есть свои сложности, есть клиенты, есть недобросовестные партнеры, есть неплатежи. Это работа 20 часов в сутки в режиме нон-стоп, иногда без выходных. Со стороны это, может, и выглядит просто и весело, но на деле нужно быть готовым к стрессовым ситуациям и состоянию неопределенности, которые так часто сопровождают любой быстроразвивающийся бизнес".
 
"Учиться, учиться, и еще раз - учиться! В том числе, учиться вести переговоры. И больше общаться между собой и с зарубежными стартаперами", - утверждает Виктор Прокопеня, ИТ-предприниматель с 14-летним опытом и высшим образованием в области юриспруденции, компьютерных наук, а также степенями MBA и Master of Internet Marketing.
 
Фото: Антон Мотолько
Юрий Зиссер. Фото: Антон Мотолько
Учиться призывает и Юрий Зиссер. Его аргументы в пользу получения новых знаний и навыков следуют из многолетних наблюдений за попытками изобрести велосипед: "Образование учит думать, рассуждать, сопоставлять, дает кругозор и позволяет думать о неопределенностях, прогнозировать. А необразованные стартаперы склонны создавать клоны существующих проектов. Обычно больше половины любого белорусского стартап-мероприятия отнимают студенты, потратившие свое и чужое время на презентацию клонов, которые Юрий Гурский как-то едко назвал "соцсетями для гомосексуалистов, разводящих собачек". Копии и клоны, пусть даже с изменениями и улучшениями или специализацией, не бывают успешными. Как минимум потому, что сервис, служащий примером для копирования, непрерывно развивается, и догнать его невозможно даже сильным компаниям и командам, а одиночкам - тем более. Лучше идти в новые сферы и не соваться в сенсационные. Раз об очередных открытиях в каком-то секторе индустрии слишком много пишут - значит, идти туда уже поздно, вы их не догоните. Зачем пытаться конкурировать с теми, кто абсолютно во всем – и в деньгах, и в команде, и в присутствии на рынке – заведомо сильнее вас? Правильно начать с чистого листа и попытаться удовлетворить реальную потребность людей, создавая новый рынок. Только так рождаются сенсационные стартапы во всех отраслях".
-10%
-10%
-30%
-50%
-20%
-30%
-10%
-31%
-40%
0071710