Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Офтоп


Айрин Куэйл, Ольга Капустина,

В арктических широтах бурно развиваются добыча нефти, туризм и судоходство. Однако Арктика - это не только богатства, но и риски, связанные с их освоением, предупреждают ученые.



Акция протеста у российской нефтедобывающей платформы "Приразломная" в прошлом году завершилась для активистов "Гринпис" арестом. Самое позднее тогда всем стало ясно: освоение Арктики происходит стремительными темпами, несмотря на возможные риски для окружающей среды. Причем для России и других приарктических государств развитие этого региона является приоритетной задачей.
 

Богатства Арктики стали доступнее


Глобальное потепление, которое привело к рекордному по объему таянию арктических льдов, сделало возможным разработку нефтяных месторождений в арктических широтах. Так, в декабре 2013 года впервые началась добыча нефти на платформе "Приразломная" в Печерском море.

В последние годы увеличились также и масштабы судоходства в Арктике. Международные логистические компании все чаще отправляют свои грузы по Северному морскому пути вдоль территории России. Судно, выбирающее этот маршрут, сокращает путь между, например, Гамбургом и Шанхаем на 6400 километров и тратит на него на неделю меньше, чем конкуренты, идущие через Суэцкий канал.

Схема Северного морского пути

Набирает обороты и туризм в Арктике, появляется все больше круизов. Насколько трагическими могут быть последствия массового морского туризма, наглядно продемонстрировало крушение лайнера Costa Concordia у берегов Италии. А что было бы, если бы авария на судне с тремя тысячами пассажиров произошла у труднодоступных берегов Шпитцбергена или Гренландии?

 

Предостережения ученых


Результаты научных работ ученых из Центра приполярных исследований в области безопасности Арктического института в Вашингтоне, представленные в конце января на конференции приарктических государств в норвежском городе Тромсе, оказались неутешительными. Эксперты изучили программы экономического развития арктической зоны в США, Канаде, Гренландии (Дания), Исландии, Норвегии и России.

Нефтедобывающая платформа "Приразломная"

На примере платформы "Приразломная" они выяснили, что непредсказуемые и переменчивые погодные условия сильно ограничили бы возможность реагирования в случае разлива нефти. Так, площадь ледового покрытия в мае может колебаться от 30 до 90 процентов. А время, когда воды свободны ото льда, может растянуться от одного до девяти месяцев.
 
Технологий устранения последствий аварии на нефтяной платформе, по утверждениям потсдамского эксперта Катрин Кайль (Kathrin Keil), пока не существует. А план ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) "Газпрома" является, по ее мнению, недостаточно детальным. Ситуация особо опасная, так как поблизости находится ряд природных заповедников, которые могут пострадать в случае аварии. Поэтому Катрин Кайль призывает ужесточить нормы безопасности на первой в мире нефтедобывающей платформе в Арктике.

 

Риски для судоходства


"Существующая инфраструктура недостаточно развита для увеличившихся объемов арктического судоходства", - считает директор Арктического института Мальте Хумперт (Malte Humpert). Не хватает ледоколов, которые могли бы прокладывать путь для кораблей, а также пригодных гаваней.

Город Иллулисат на западном побережье Гренландии
 
Согласно исследованиям, немало угроз таит в себе и развитие туризма у норвежского архипелага Шпитцбергер и западного побережья Гренландии.
 
Если круизный лайнер с тремя тысячами пассажиров на борту потерпит бедствие, например, у популярного среди туристов городка Иллулисат, то имеющихся самолетов, вертолетов и кораблей будет недостаточно для своевременной эвакуации пострадавших. Об этом рассказал сотрудник Арктического института Марк Якобсен. В городке, где проживают 4500 человек, по его словам, не хватило бы мест в гостиницах и больницах.

 

Полярный кодекс


Проблемы коммерческого использования богатств Арктики осознают и политики, уверяет Магнус Йоханнессон, директор постоянного секретариата Арктического совета, в который входят восемь приарктических государств. По его словам, в 2016 году должен вступить в силу специальный Полярный кодекс, который будет регулировать судоходство в Арктике.
 
"Катастрофа в арктических водах вполне реальна. Именно поэтому мы уделяем Арктике так много внимания", - отметил министр иностранных дел Исландии Гуннар Браги Свенссон в интервью DW. По его мнению, экономический интерес к Арктике растет быстрыми темпами, однако пока ситуация остается под контролем.
 
Экологи придерживаются другого мнения. "Чем активнее развивается судоходство в Арктике, тем выше вероятность аварий, которые могут иметь тяжелые последствия для людей и животного мира", - предупреждает Нина Йенсен, директор норвежского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF). По ее мнению, накопленных знаний и существующих механизмов регулирования пока недостаточно для активного освоения Арктики. 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-25%
-30%
-45%
-18%
-20%
-20%
-10%
-20%
-70%