98 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  2. Минское «Динамо» обыграло в гостях рижских одноклубников
  3. «Хватали всех подряд». Появилось полное видео действий силовиков 11 августа в магазине на Притыцкого
  4. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  5. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  6. Глава бюро ВОЗ в Беларуси: «Возможно, в 2022 году мы сможем сказать, что с пандемией покончено»
  7. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  8. «Они только успели поставить машину на платформу». Минчанин отказался платить за эвакуацию, и вот чем это закончилось
  9. «Дешевле, чем в секонде». В модном месте Минска переоткрылся благотворительный магазин KaliLaska
  10. Экономист: Есть ощущение, что сменись Лукашенко даже на силовика, часть людей вернется в Беларусь
  11. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  12. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  13. Поставщики сообщили о сложностях у еще одной торговой сети
  14. «Люди с дубинками начали бить машину, они были везде». Судят водителя, который уезжал от силовиков и сбил гаишника
  15. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  16. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  17. Песков прокомментировал итоги встречи Путина и Лукашенко
  18. Доклад о Беларуси в Совете ООН и обвинительный приговор Шутову. Что происходило в стране 25 февраля
  19. Адвокат Статкевича отказался дать подписку о неразглашении, теперь его могут лишить лицензии
  20. Беларусь оказалась между Тунисом и Кувейтом по готовности к развитию передовых технологий
  21. Лукашенко поручил госсекретарю Совбеза разработать план противостояния «змагарам и беглым»
  22. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  23. Когда будут арестовывать авто, а когда — забирать права на время: новое в ПИКоАП для водителей
  24. Журналистика не преступление. Как Катерина Борисевич готовила статью о «ноль промилле», за которую ее судят
  25. Верховный суд отменил летнее решение о сутках. Районный суд рассмотрел дело заново и опять назначил арест
  26. «Самая большая покупка — 120 рублей». История Маргариты, которая работает продавцом в деревне
  27. Погибшего Шутова признали виновным, Кордюкову дали 10 лет. По делу о выстреле в Бресте огласили приговор
  28. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  29. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  30. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека


Айрин Куэйл, Ольга Капустина,

В арктических широтах бурно развиваются добыча нефти, туризм и судоходство. Однако Арктика - это не только богатства, но и риски, связанные с их освоением, предупреждают ученые.



Акция протеста у российской нефтедобывающей платформы "Приразломная" в прошлом году завершилась для активистов "Гринпис" арестом. Самое позднее тогда всем стало ясно: освоение Арктики происходит стремительными темпами, несмотря на возможные риски для окружающей среды. Причем для России и других приарктических государств развитие этого региона является приоритетной задачей.
 

Богатства Арктики стали доступнее


Глобальное потепление, которое привело к рекордному по объему таянию арктических льдов, сделало возможным разработку нефтяных месторождений в арктических широтах. Так, в декабре 2013 года впервые началась добыча нефти на платформе "Приразломная" в Печерском море.

В последние годы увеличились также и масштабы судоходства в Арктике. Международные логистические компании все чаще отправляют свои грузы по Северному морскому пути вдоль территории России. Судно, выбирающее этот маршрут, сокращает путь между, например, Гамбургом и Шанхаем на 6400 километров и тратит на него на неделю меньше, чем конкуренты, идущие через Суэцкий канал.

Схема Северного морского пути

Набирает обороты и туризм в Арктике, появляется все больше круизов. Насколько трагическими могут быть последствия массового морского туризма, наглядно продемонстрировало крушение лайнера Costa Concordia у берегов Италии. А что было бы, если бы авария на судне с тремя тысячами пассажиров произошла у труднодоступных берегов Шпитцбергена или Гренландии?

 

Предостережения ученых


Результаты научных работ ученых из Центра приполярных исследований в области безопасности Арктического института в Вашингтоне, представленные в конце января на конференции приарктических государств в норвежском городе Тромсе, оказались неутешительными. Эксперты изучили программы экономического развития арктической зоны в США, Канаде, Гренландии (Дания), Исландии, Норвегии и России.

Нефтедобывающая платформа "Приразломная"

На примере платформы "Приразломная" они выяснили, что непредсказуемые и переменчивые погодные условия сильно ограничили бы возможность реагирования в случае разлива нефти. Так, площадь ледового покрытия в мае может колебаться от 30 до 90 процентов. А время, когда воды свободны ото льда, может растянуться от одного до девяти месяцев.
 
Технологий устранения последствий аварии на нефтяной платформе, по утверждениям потсдамского эксперта Катрин Кайль (Kathrin Keil), пока не существует. А план ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) "Газпрома" является, по ее мнению, недостаточно детальным. Ситуация особо опасная, так как поблизости находится ряд природных заповедников, которые могут пострадать в случае аварии. Поэтому Катрин Кайль призывает ужесточить нормы безопасности на первой в мире нефтедобывающей платформе в Арктике.

 

Риски для судоходства


"Существующая инфраструктура недостаточно развита для увеличившихся объемов арктического судоходства", - считает директор Арктического института Мальте Хумперт (Malte Humpert). Не хватает ледоколов, которые могли бы прокладывать путь для кораблей, а также пригодных гаваней.

Город Иллулисат на западном побережье Гренландии
 
Согласно исследованиям, немало угроз таит в себе и развитие туризма у норвежского архипелага Шпитцбергер и западного побережья Гренландии.
 
Если круизный лайнер с тремя тысячами пассажиров на борту потерпит бедствие, например, у популярного среди туристов городка Иллулисат, то имеющихся самолетов, вертолетов и кораблей будет недостаточно для своевременной эвакуации пострадавших. Об этом рассказал сотрудник Арктического института Марк Якобсен. В городке, где проживают 4500 человек, по его словам, не хватило бы мест в гостиницах и больницах.

 

Полярный кодекс


Проблемы коммерческого использования богатств Арктики осознают и политики, уверяет Магнус Йоханнессон, директор постоянного секретариата Арктического совета, в который входят восемь приарктических государств. По его словам, в 2016 году должен вступить в силу специальный Полярный кодекс, который будет регулировать судоходство в Арктике.
 
"Катастрофа в арктических водах вполне реальна. Именно поэтому мы уделяем Арктике так много внимания", - отметил министр иностранных дел Исландии Гуннар Браги Свенссон в интервью DW. По его мнению, экономический интерес к Арктике растет быстрыми темпами, однако пока ситуация остается под контролем.
 
Экологи придерживаются другого мнения. "Чем активнее развивается судоходство в Арктике, тем выше вероятность аварий, которые могут иметь тяжелые последствия для людей и животного мира", - предупреждает Нина Йенсен, директор норвежского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF). По ее мнению, накопленных знаний и существующих механизмов регулирования пока недостаточно для активного освоения Арктики.