Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  2. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  3. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  4. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  5. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  6. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  7. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах
  8. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  9. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  10. Что сейчас происходит между Россией и Украиной и при чем тут Беларусь: поясняем простыми словами
  11. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  12. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  13. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  14. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  15. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  16. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  17. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  18. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  19. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  20. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  21. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  22. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  23. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  24. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  25. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  26. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  27. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  28. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  29. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  30. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч


Дмитрий Целиков,

На зимних Олимпийских играх соревнуются не только спортсмены. В Сочи проходит смотр технических инноваций, и почти каждому виду программы есть чем похвастаться, но NewScientist ограничивает свой рассказ тремя самыми выдающимися дебютантами.

Углеродные нанотрубки

Кадр из видео NBCUniversal Media

Углеродные нанотрубки, открытые в 1991 году, представляют собой листы из атомов углерода, которые свертываются на манер проволочной сетки. Необычное сочетание легкости, гибкости и силы (такие трубки труднее сломать, чем алмаз или сталь) привело к появлению (по крайней мере в мечтах) таких футуристических устройств, как компьютеры на углеродных нанотрубках, подводные громкоговорители и даже космический лифт.

В Сочи же нанотрубки пригодились американским горнолыжникам для того, чтобы скрепить слои лыж — с целью стабилизировать их на пересеченных участках трассы. Когда лыжник налетает на кочки, его движение может замедлиться из-за колебаний материала в лыжах — оптоволокна или стали. Нанотрубки рассеивают энергию, ограничивая тряску.

Необычное сочетание низкой массы и высокой прочности делает углеродные нанотрубки идеальным выбором для спортивного инвентаря. "Это материал, над которым можно издеваться как угодно, не опасаясь его испортить", — поясняет материаловед Сарбаджит Банерджи из Университета штата Нью-Йорк в Буффало (США).

Новые лыжи получила Джулия Манкусо, которая выиграла золотую медаль в гигантском слаломе в 2006 году и серебро в скоростном спуске и суперкомбинации в 2010-м.

Углерод станет также звездой бобслея и санного спорта: ультрасовременные спортснаряды американцев содержат углеродное волокно, которое подобно углеродным нанотрубкам, но имеет более толстые нити. "Мы считаем, что углеволокно открывает путь к новым спортивным показателям", — подчеркивает Майкл Скалли, креативный директор компании BMW DesignworksUSA, занимавшейся модернизацией.

Хотя углеродное волокно уже некоторое время используется в производстве спортивного инвентаря и автомобилей, бобслейное волокно изготовлено с помощью метода, который обеспечивает точный контроль над его плотностью. BMW разработала его для своего электромобиля i3.
 

Захват движения

Изображение Under Armour

Технология захвата движения обычно ассоциируется с голливудскими блокбастерами: на актера надевают костюм со специальными датчиками, которые отслеживают положение тела с частотой в несколько сотен кадров в секунду. Собранная таким образом информация вводится в компьютер и оживляет нарисованный персонаж вроде аборигена другой планеты.

Но захват движения полезен и в спорте, особенно для получения очень точных данных, касающихся движения спортсменов всех мастей. На этот раз, однако, технология пригодилась американской команде по-иному. Производитель одежды Under Armour и инженеры компании Lockheed Martin разработали особый костюм для конькобежцев.

Сначала с помощью технологии захвата движения эксперты проследили за тем, как конькобежцы олимпийского уровня проносятся по катку. На основании полученных данных были построены оптоволоконные манекены в позах, характерных для конькобежцев. Манекены одевали в сотни различных костюмов, после чего часами выдерживали их в аэродинамической трубе, дабы выяснить, как те или иные материалы и дизайны влияют на обтекающий их воздух.

Учтя полученные результаты, специалисты с помощью формованного полиуретана и других материалов заблокировали поток воздуха в определенных частях тела (в частности на бедрах), чтобы снизить трение. Кроме того, они переместили молнии и добавили крошечные углубления на задней части капюшона, повысив аэродинамические свойства костюма.

Это не первый эксперимент фирмы Under Armour с захватом движения: с помощью этой технологии компания разработала, например, линию спортивных лифчиков.

Технические характеристики модели под названием Mach 39 тщательно охранялись, хотя ее изображения были обнародованы. Пока этот костюм не помог американцам: по итогам двух видов конькобежной программы они не завоевали ни одной медали. Но ведь еще будет разыгрываться десять комплектов!
 

Скорость звука

Фото Ian Schemper / Omega

Выстрел стартового пистолета — традиционное начало любой олимпийской гонки. Но давно известно, что спортсмены, находящиеся ближе к пистолету, слышат его раньше других — и получают драгоценную фору. В Сочи старт состязаниям конькобежцев дает более справедливая электронная система, которая безразлична к ограничениям, наложенным природой на скорость звука.

Официальный олимпийский хронометрист — швейцарская компания Omega — представила свое новое изобретение еще на прошлых зимних Играх, но только в качестве экспериментального. Начиная с Сочи оно станет стандартом. Система использовалась также на велогонках лондонской Олимпиады.

Когда судья-хронометрист нажимает на "курок", происходит вспышка. Из нескольких колонок, расположенных позади спортсменов, звучит стартовый сигнал, и все слышат его одновременно.

Электронный стартовый пистолет имеет и другие преимущества. Его можно запрограммировать дополнительными функциями: если кто-то совершает фальстарт, почти немедленно издается особый звук, оповещая всех о том, что гонка должна прерваться. Есть и еще одно ценное качество: устройство больше не похоже на оружие, поэтому его легче провозить через аэропорты.
-20%
-50%
-15%
-30%
-20%
-40%
-50%