• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Катерина Сипакова, фото: Ольга Шукайло,

О стартапе "МаеСэнс" в Беларуси знают как минимум 65 тысяч человек - именно столько пользователей сейчас зарегистрировано на сайте, предлагающем новый формат участия в благотворительности. За 2,5 года официальной работы проект передал на благотворительные цели более 2,5 миллиарда белорусских рублей. IT.TUT.BY решил познакомиться ближе еще c одним участником рейтинга белорусских ИТ-стартапов.

Офис "МаеСэнс" расположился в двух небольших комнатах. В узкой прихожей сложно разойтись двоим, но на стенах развернулась настоящая экспозиция из рукодельных сувениров, фотографий и дипломов. Последние, к слову, занимают едва ли не половину стены.
 
Офис МаеСэнс. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Офис "МаеСэнс". Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

О сувенирах вдохновенно рассказывает маркетолог Мария Шлык. Все это - подарки людей и организаций, которым помог проект. Для некоторых из них даже небольшие суммы становились определяющими: "Есть такой фонд "Голубые берега". Как раз подходил день, когда их должны были закрыть - задолженность по коммунальным платежам. Нужно было 11 миллионов рублей, миллион они собрали, а 10 - нет. Мы не знали об этой ситуации. Руководитель фонда пошла к священнику и тот сказал ей: "Надейтесь". И в этот же день мы ей позвонили и сообщили: "Вам 10 миллионов собрали". И их не закрыли. Теперь они регулярно присылают нам что-нибудь вкусное", - рассказывает Маша.
 
Менеджер по развитию Олег Жарковский добавляет, что сувениров очень много и о каждом можно рассказать целую историю: "Люди понимают, что это не такое официальное взаимодействие, а нам можно рассказать о проблемах - и мы подскажем и поможем".
 
Олег Жарковский, МаеСэнс. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Олег Жарковский, "МаеСэнс". Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
  

Успешный старт и критическая ошибка


Благотворительный аукцион встреч "МаеСэнс" был основан в конце 2011 года студентами-программистами Денисом Кондратовичем и Михаилом Карпицким. Позже их пути разошлись, и сегодня главным лицом проекта выступает Денис. 
 
"Мы с Мишей работали просто катастрофически много. Это большой стресс, и, наверное, нельзя так делать. Я не знаю, смогу ли я когда-нибудь так же", - делится воспоминаниями один из основателей.
 
Будучи выпускником БГУИР, Денис так никогда и не работал программистом. Уже на старших курсах он подрабатывал интернет-маркетологом. В то время благотворительные аукционы встреч были просто хобби и существовали на базе группы в соцсети. После окончания университета Денис и Миша решили открыть юрлицо и сделать сайт, чтобы автоматизировать процесс.
  
"Ключевая составляющая проекта - сайт, который является не самым простым с технологической точки зрения. Пришлось учесть множество моментов: аукцион, черты социальной сети, краудфандинга, все это соединить. А все написано с нуля, не использовалось никаких шаблонов. Технической стороной проекта занимался Миша, а я закрывал все вопросы по продвижению, маркетингу, поддержке юрлица. Страстью Миши были передовые технологии, и он использовал все самое новое, что в Беларуси до этого было абсолютно мало используемым", - рассказывает Денис.
  
Денис Кондратович, МаеСэнс. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Денис Кондратович, "МаеСэнс". Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Таким образом, интернет-платформа "МаеСэнс" позволяет пользователям купить встречу с другим пользователем в формате аукциона или выставить в качестве лота встречу с собой. Торги длятся неделю. Победителем признается тот, кто предложил наибольшую цену за встречу на момент окончания торгов.
 
Сегодня "МаеСэнс" работает только в Беларуси, но основатели делали попытки развить американскую и российскую версии под брендом Goodwillion. Обе успели собрать примерно по 30 000 долларов. И обе пришлось свернуть по разным причинам: в России проект заморозили, потому что решили сосредоточиться на США, а в США - из-за недостатка финансирования и расхождений с инвестором.
  
"Собственно, из-за этого Миша и ушел. Проект в Беларуси не коммерческий, доход позволяет поддерживать проект на плаву, но никакой сверхприбыли нет. Миша как очень талантливый программист здесь не мог реализовать свои финансовые нужды. Мы вели переговоры по поводу инвестиций из России, и были различные предложения, но из-за того, что Миша ушел (оставшись совладельцем компании.Прим. ред.), они так и остались предложениями", - рассказывает Денис.
  
Неверный выбор инвестора для американской компании, по его словам, стал самой большой ошибкой за все время работы. Основываясь на своем печальном опыте, Денис рекомендует стартаперам выбирать инвестора не только по тому, сколько денег он хочет вложить, но и по тому, какие советы он может дать: "Есть хорошие инвесторы, которые не лезут в ваши дела. Но большинство будет как-то интересоваться, давать советы - так вот желательно, чтобы эти советы были по делу. В нашей ситуации это оказалось не так. И это очень подпортило нам жизнь и привело к тому, что мы заморозили проект в Америке".
  
Тем не менее сейчас у "МаеСэнс" в Беларуси все стабильно, и ребята рассчитывают, что вопрос инвестиций решится, а с ними возобновится и масштабирование на другие регионы.
 
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
 

Попить чайку с Солодухой и полетать на воздушном шаре


За время существования сайта было создано более 45 000 аукционов. Цифра достаточно большая для того, чтобы говорить о тенденциях. Вполне ожидаемо, что первым делом внимание привлекает фотография автора лота: чем красивее фото и человек на нем, тем выше вероятность выручить хорошую сумму. Но это не единственный и не обязательный вариант: 
 
"Можно написать: "Сходим в кафе, попьем чайку", - первое время существования проекта это срабатывало. Сейчас хочется чего-нибудь эдакого. Например: "Пойдем поиграем в керлинг". Я и правил точных не знаю, а вот люди предлагают. И я не имею в виду, что это предлагают не такие красивые люди (смеется. Прим. ред.). Я имею в виду, что это работает точно так же, как фотографии. Важно заинтересовать, а это можно сделать по-разному", - добавляет Олег.
 
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

На главной странице сайта всегда выделены самые интересные, эксклюзивные лоты. Это могут быть встречи с артистами, успешными бизнесменами или спортсменами. А может быть и коллективное чаепитие по классическим китайским традициям, поездка в детский дом, мастер-класс по психологии лжи или полет на воздушном шаре.
 
Есть в офисе и отдельная фотостена, на которой представлены снимки известных людей, внесших свой вклад в деятельность "МаеСэнс". Среди них группы "Тяни-Толкай" и "Ляпис Трубецкой", Лариса Грибалева и Александра Герасименя, Александр Кнырович и Юрий Гурский.
  
"С Солодухой я договаривалась 3 месяца. Когда я позвонила ему первый раз, он сказал: "Перезвоните мне через 3 месяца в 10 утра". Ну я и перезвонила, - рассказывает Маша. - Он выставлял свою встречу. Было несколько победителей, они думали, мол, ну о чем там говорить. А он интересно рассказывал про жизненные позиции, прям не хотел уходить".

Куда уходят деньги?

Основная часть средств, полученных от аукционов, уходит на помощь детским домам Беларуси и детям, нуждающимся в лечении и реабилитации. При этом каждый человек, который предлагает встречу, сам определяет, кому передать деньги.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

"У нас есть такие проекты, которые не имеют непосредственного отношения к благотворительности, но в то же время они являются социально значимыми. 
Была группа, которая пробовала собирать средства на выпуск своего альбома. Самое интересное то, что если никто не захочет помочь, никаких денег туда не пойдет. Мы проверяем организацию, насколько у них все официально. И не боимся пробовать разные виды помощи, потому что пользователи сами решат", - рассказывает Денис.
 
В силу небольшого возраста проекта и его уникальности для Беларуси ребятам часто приходится объяснять, как это работает, и развеивать сомнения недоверчивых людей:
  
"Люди часто спрашивают: "Что, можно вот так пожертвовать деньги, и они действительно дойдут?" Например, для некоторых детских домов мы на вырученные деньги покупаем конкретные товары, которые им нужны, потому что многие волонтеры нам жалуются, что деньги перечисляются на счет детского дома, но детям они не идут: либ
о застревают в какой-то инстанции, либо тратятся не на детей", - поясняет Маша. 
 
 

 
Скептикам будет интересно изучить страницу, где размещены подробные отчеты о суммах помощи с копиями всех документов от момента основания "МаеСэнс".

Не все средства, полученные от победителей аукционов, идут на благотворительность: 20% "МаеСэнс" удерживает для уплаты налогов и оплаты собственного труда. "Иначе не было бы такого масштаба помощи, потому что за этим никто не следил бы", - отмечают в команде.

И другие проекты

Просто помогать детям и фондам команде "МаеСэнс" показалось недостаточным - и они решили помочь другим социально направленным проектам. Для этого летом 2013 года был запущен конкурс "Social Weekend", который позже объединился с проектом Startidea.by. Сейчас в рамках уикендов организаторы планируют проводить ежемесячные встречи с новыми проектами и привлекать для каждого из них эксперта с соответствующими компетенциями. Кроме того, в рамках каждой встречи будет организован грант для лучшей команды. 
-50%
-21%
-20%
-10%
-50%
-50%
-20%
-16%
0068422