Борис Кудревич,

Как реагирует абонент на пропажу денег со счета? "Оператор обворовывает!" Но кто на самом деле "уводит деньги"? При пропаже средств со счета IT.TUT.BY рекомендует разобраться в причине и обратиться за помощью.
 
Это один из способов решить проблему с пропажей денег со счетов. Он не особо эффективен. Лучше вначале разобраться в причине пропажи. Фото: Анастасия Хролович, TUT.BY. Чемпионат по метанию мобильников в Минске, 2012
 

Где виноват абонент, а где оператор?

Операторы предоставляют пользователю широчайший набор услуг: не только звонки, SMS и интернет, но и оплату разных услуг со счета мобильного, даже проезд в метро или покупки в магазинах с помощью системы NFC. За то, что клиент делает с этими услугами, на что он расходует деньги, ответственность несет только он сам.
 
Если абонент делает вызов за границу, покупает услугу через SMS на короткий номер или качает гигабайтный фильм на тарифе, где предоплаченного трафика всего 50 Мб, то "это не я, оно само, я не знал" законной силы не имеет.
 
Все платные действия абонентов (звонки, SMS, мобильный интернет и т.д.) фиксируются в специальной системе биллинга. Ошибки в этой системе практически исключены. Под неточностью работы абоненты иногда подразумевают время отражения средств на балансе - к примеру, деньги за интернет списываются со счета не мгновенно, а в течение 10-15 минут. Деньги на счет также доходят не моментально, да и активация некоторых услуг не мгновенная. В случае заказа, к примеру, дополнительного пакета трафика лучше дождаться подтверждения его активации.
 
Впрочем, и в почти идеальной системе биллинга могут быть ошибки. У life:) важный период в развитии: оператор переходил на новую систему биллинга, в процессе перехода не исключены были технические неполадки. "Процесс миграции можно сравнить с перезагрузкой компьютерной системы, когда информация должна быть собрана заново. Поэтому у некоторых абонентов life:) в процессе миграции возникли трудности с доступом к их счетам", - рассказали IT.TUT.BY представители оператора. Но life:) заверяет: специалисты следят за состоянием абонентских счетов, средства не пропадают и не исчезают.
 

Как узнать, на что ушли деньги

Прежде чем винить систему биллинга оператора, нужно проверить, за что взималась оплата. Проверять баланс после каждого звонка и скаченного килобайта вовсе не обязательно. Самый простой, быстрый и, главное, бесплатный способ – пользоваться сервисами самообслуживания операторов.
 
Фото с сайта surfolks.com
"Минус на балансе? Конечно, виноват оператор!" Или нет? Фото с сайта surfolks.com
 
"Вместо того чтобы разобраться самому, клиент часто тратит время на звонок в колл-центр, где ему сообщают всю ту информацию, которую он мог получить самостоятельно в интернет-помощнике - последнее зачастую быстрее, чем разъяснять проблему другому человеку", - рассказали IT.TUT.BY в МТС.
 
У МТС оперативно проверить 5 последних операций, за которые оператор списал деньги, абоненты могут, набрав номер *145# и нажав клавишу вызова. В ответ придет SMS, где указаны дата, время и стоимость пяти последних платных действий. Это могут быть звонки, отправленные сообщения, интернет-сессии (суммарно за последний час), абонентская плата и любые другие платные услуги. Более подробную картину можно получить в Интернет-Помощнике МТС, он позволяет бесплатно получить детализированный отчет по балансу, где указаны все расходы за текущий месяц с 1 числа.

Источником информации о балансе, тарифном плане и оказываемых услугах у velcom служит детализация счета, а также непосредственно детализация звонков, в которой отражаются совершенные вызовы, отправленные SMS/MMS, инициированные интернет-сессии. Получить эти сведения можно, сформировав соответствующий USSD-запрос или обратившись к Интернет-службе сервиса абонента (ИССА), доступ к которой предоставлен всем новым абонентам компании автоматически. Либо в любом магазине velcom (при себе иметь паспорт). В компании также предусмотрена возможность бесплатно получать эту информацию ежемесячно на адрес электронной почты.

Абоненты life:) могут отследить движение денег и трафика на своем балансе в личном кабинете "Моя страница" (ИССА) на сайте компании. Набрав комбинацию *100#, абоненты life:) получат информацию о состоянии счета, имеющихся обязательствах и сроках их исполнения, а *105# - о сроке действия бонусов вроде минут, мегабайт и SMS. Также абоненты могут заказать услугу "Детализация исходящих вызовов". Для этого необходимо написать заявление, которое можно оформить в ближайшем центре обслуживания ЗАО "БеСТ" или отправить по почте в адрес компании. Услуга на момент публикации стоит 5280 рублей с НДС.
 

Куда жаловаться, если деньги ушли на то, чего не делал

Когда абонент узнал, за какие действия были списаны деньги, можно попробовать обратиться к оператору. Хотя абонент сам несет ответственность за все действия с телефоном, операторы могут рассмотреть спорные случаи.
 
"Сейчас эти "вы выиграли миллион на ЕРИП" за все ответят!" - кот Тима знает, куда обращаться, если со счета пропали деньги. Фото участника конкурса "Зверская битва за планшет"
 
Если детализированных отчетов абоненту недостаточно, то он может с паспортом обратиться за подробными разъяснениями в любой собственный салон связи оператора. Однако чтобы получить такого рода информацию, обязательно нужно быть владельцем номера, по которому требуется детализация. Там же можно обратиться за помощью, если деньги исчезли без участия абонента.
 
Также к оператору можно обратиться по телефону. Позвонить в МТС можно по короткому номеру 0890 (в сети МТС бесплатно) или городскому (017) 237-98-98. В velcom звонить можно по номерам 411 и 410 (в сети velcom бесплатно) или городскому (017) 330-30-30. К life:) можно обратиться по короткому номеру 909 (в сети life:) бесплатно) или городскому (017) 295-99-99.
 
К МТС и life:) можно обратиться по электронной почте на адреса соответственно 0890@mts.by и info@life.com.by. У velcom и life:) можно заполнить форму на сайте velcom или найти кнопку "Онлайн-консультант" на сайте life:) внизу страницы - и ожидать ответа на электронную почту или ответного звонка на телефон. На сайте МТС высказать мнение о проблемах в работе оператора можно в разделе "Поддержка абонентов".
 
Также можно обратиться к представительствам операторов в соцсетях "ВКонтакте" (МТС, velcom, life:)), Facebook (МТС, velcom, life:)), Twitter (МТС, velcom, life:)) и других.
 
Если же абонент не согласен с решением оператора, разрешить конфликт поможет Общество защиты прав потребителей. Контакты региональных представительств можно найти тут. Если же и Общество не в силах разрешить конфликт в досудебном порядке, выход один - суд.
 

Советы по контролю интернет-трафика

Фото: Reuters
Помните: АНБ может отслеживать каждый ваш шаг, но они не подскажут, куда надо, а куда не надо нажимать. Полагайтесь на себя! Фото Reuters

Первое и самое важное: внимательно ознакомьтесь с инструкцией используемого устройства (особенно это касается смартфонов, ПК, ноутбуков, планшетов). Обратите внимание и на несколько "мелочей":
 
- Не забывайте контролировать баланс и остаток трафика.
- Если вы не планируете использовать мобильный интернет в роуминге, то услугу можно отключить как в смартфоне, так и у оператора.
- Контролируйте функцию автозапуска торрент-клиента, корректно настраивайте почтовые клиенты, резервное копирование и другие приложения, потребляющие трафик.
- Включая опцию Wi-Fi-роутера, используйте безопасный пароль/ключ.
- Обращайте внимание, какая точка доступа используется (Wi-Fi или мобильного оператора).
- При использовании смартфона на 2 SIM-карты обращайте внимание на то, какая из них используется в качестве приоритетной, для доступа к интернету и т.д.
- Используйте актуальное антивирусное программное обеспечение, а также специальные программы, которые помогают вести учет и контроль интернет-трафика.
- Помните, что интернет-трафик, включает в себя не только объем скачанной информации, но и трафик, затраченный на открытие и просмотр интернет-страниц, их обновления, просмотр изображений и видеофайлов, прослушивания онлайн аудио.
 

SMS, короткие номера и "выигрыши"

Короткие номера - один из самых распространенных способов мобильного мошенничества. 
 
Частые случаи обмана с коротких номеров:
- Предложения псевдоработодателей.
- SMS-уведомления о выигрыше в лотерее.
- Некорректное указание стоимости и количества отправляемых SMS.
- Отсутствие заявленного на ресурсе сервиса.
Всегда стоит учитывать, что отправка SMS по различным номерам возможна через приложения, которые установил пользователь на свой телефон.

"Мы всегда рекомендуем перед их загрузкой или использованием изучать список запрашиваемых разрешений, обращать внимание, есть ли среди них разрешение на отправку SMS, указано ли, на какой номер будут уходить сообщения и сколько они будут стоить", - рассказали IT.TUT.BY в velcom.
 
Знаете, сколько миллионов "выиграл" TUT.BY?
Хотя операторы стараются бороться с мошенниками, проявлять бдительность должны и сами абоненты:
 
- Уточняйте у оператора (на сайтах, в абонентской службе) и на специализированных ресурсах стоимость отправки SMS на конкретный номер.
- Уточняйте у оператора и на специализированных ресурсах стоимость минуты разговора по подозрительному номеру.
- При непринятых звонках не перезванивайте на незнакомые номера - особенно международные или короткие.

- При получении информации о выигрыше приза не звоните сразу же на указанный в сообщении номер, уточните информацию о розыгрыше у организатора. 
 


Советуем почитать:
Раздел "Безопасность" на сайте МТС >>
Раздел "Мобильная безопасность" на сайте velcom >>
Раздел "Контроль расходов" на сайте life:) >>

{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-10%
-40%
-15%