Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Александр Арсёнов,

В Министерстве торговли 13 марта прошел круглый стол с участием представителей всех трех белорусских операторов сотовой связи, представителей Минсвязи, Минторга и ассоциации "Белинфоком". Обсуждались вопросы исполнения обновленного Закона "О рекламе", постановления об изменении правил оказания услуг электросвязи и проблемы услуг, оказываемых по коротким номерам.

Ирина Наркевич (слева) и Дмитрий Шедко

В начале круглого стола представители Минторга отметили высокий уровень услуг сотовой связи в Беларуси. "Мне не стыдно на межгосударственных советах СНГ, когда говорим о качестве услуг связи", — заявила заместитель министра торговли Ирина Наркевич.

"На 100 жителей Беларуси приходится 117 абонентов. В самых богатых странах этот показатель равен 128, в развивающихся 89, в мире в среднем 96", — рассказал первый заместитель министра связи и информатизации Дмитрий Шедко. "Но когда мобильной связью пользуются 10 миллионов человек, неизбежно возникают трения и конфликты. Не нашел, недопонял... Большая часть обращений снимается через операторов".

"В обиход вошло мобильное ТВ, растет проникновение смартфонов, широкополосный доступ в интернет через мобильник — самое обычное явление. Но в связи с инновациями будут новые вызовы. А мы хотим, чтобы абонент не пострадал в силу инновационности услуги", — добавил Шедко.

Несмотря на то, что из 19 тысяч претензий к операторам только полсотни обращений были решены с участием третьей стороны, по мнению чиновников, работы над качеством услуг еще немало. "Демократическое государство не там, где хорошие законы, а там, где хорошие законы исполняются", — подчеркнула Наркевич.

"Отправьте SMS на короткий номер..."

На круглом столе горячо обсуждалась проблема услуг, оказываемых по коротким номерам. Еще во времена, когда мобильные телефоны только появлялись в Беларуси, существовали информационные услуги вроде прогноза погоды, сказок на ночь или консультации астролога по стационарным номерам. Уже давно существует поправка, обязывающая не отключать услуги связи в случае, если абонент задолжал (возможно, по незнанию) за подобные услуги третьих лиц.

Но если при услугах по городскому телефону связь при задолженности по услугам третьих лиц не отключается (а отключается лишь сама услуга), а перед началом разговора абонент информируется о дополнительной плате за услугу, то при звонках или SMS на короткие номера в сетях мобильных операторов деньги списываются со счета, а при "уходе в минус" связь отключается — вне зависимости от того, из-за каких услуг образовалась задолженность.

SMS-спам с упоминанием ЕРИП долгое время приходил белорусам — жалобы на него не прекращались, несмотря на предупреждения во всех возможных источниках
И мобильные операторы, и министерства считают добросовестные услуги по коротким номерам прогрессивными и полезными. Однако есть организации, не информирующие или информирующие скрыто (к примеру, мелким шрифтом серыми буквами на сером фоне) о дополнительной стоимости услуг, хотя это противоречит закону. Операторы утверждают, что разделить оплату за услуги по коротким номерам и за обычные услуги связи тяжело.

В связи с этим Минсвязи и Минторг внесли несколько предложений по информированию абонентов — на сайтах операторов и министерств, в интернете и печатной прессе, даже с помощью Олимпиад по грамотности в сфере услуг сотовой связи среди школьников. Предложения носят рекомендательный характер.

Чиновники согласились с предположением IT.TUT.BY относительно недостаточности одного лишь информирования. Технически возможно ввести дополнительные предупреждения о стоимости SMS-услуг со стороны оператора. То есть перед тем, как абонент отправит SMS на короткий номер, ему может быть показано сообщение о цене услуги, превышающей цену обычной SMS.

Одна из возможностей "защиты от дурака"

Такие меры, называемые в народе "защитой от дурака", дополнят концепцию "нулевой ответственности клиента", то есть максимальной застрахованности абонента от нежелательных трат.

Операторы обсудят с чиновниками целесообразность, способы и формулировки таких уведомлений. Пока же абонентам нужно внимательно читать условия услуг по коротким номерам и самостоятельно проверять стоимость услуг — к примеру, на сайте МТС, velcom или life:).

"Бесплатно! Ноль рублей!"

Наркевич упрекнула операторов за недобросовестное исполнение Закона о рекламе, из-за чего в Закон пришлось внести поправки, буквально вызвавшие смех у рекламщиков. Поправки содержат действительно уточнения не только на запрет слов "бесплатно" или "подарок" в случаях, когда "ноль рублей" подразумевает дополнительную оплату, но и нормы размера шрифта и цвета информации о стоимости услуг.



"Реклама должна быть достоверной. Достали хулиганить операторы! Появился новый тарифный план — в рекламе говорят: "Ноль! Бесплатно!", хотя ничего там не бесплатно", —
вспомнила Наркевич ведение рекламных кампаний до поправок. "Все вы такие были".

Она указала операторам на конкретные примеры некорректных формулировок в рекламе, выпускающейся после вступления поправок в силу с 3 января 2014 года. "Не хочется вас штрафовать", — сказала замминистра торговли операторам, предложив в течение суток исправить спорные формулировки.

Бюрократия и потребительский экстремизм

В свою очередь о претензиях со стороны операторов и провайдеров рассказал председатель правления ассоциации "Белинфоком" Андрей Нарейко. 

Участники круглого стола сами активно пользовались мобильными технологиями для обоснования своих позиций. На переднем плане Андрей Нарейко

По его словам, проблема "потребительского экстремизма", когда абоненты пользуются неоднозначностью формулировок законов и правил во вред операторам, существует. Ему возразила замминистра торговли, указав на немассовый характер такого явления и постоянную работу над улучшением законодательства.
 
Кроме того, он напомнил об отсутствии решения по использованию фемтосот (маломощных станций сотовой связи), позволяющих локально усилить сигнал операторов сотовой связи в проблемных местах. По его словам, фемтосоты за рубежом используются почти повсеместно, в том числе в России. На следующей неделе он пообещал провести очередную презентацию технологии фемтосот.

Председатель правления "Белинфокома" пожаловался и на то, что Минздрав не дает возможности повысить предельный уровень излучения базовых станций. По его мнению, нормы, разработанные до широкого распространения сотовой связи на уровень сигнала устарели. Академия наук готова провести исследование по нормам безопасного уровня сигнала. "Осталось забороть Минздрав", — объяснил он. Также он отметил юридические проблемы в случаях, когда провайдеры хотят провести собственную инфраструктуру в жилых домах.

Нарейко также высказался о необходимости равноправного доступа к сетям четвертого поколения (4G, и в частности LTE-сети). Он предложил Минсвязи рассмотреть идею технологической нейтральности использования радиочастотного спектра и тем самым дать возможность всем операторам развивать 4G на уже выделенных частотах.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-15%
-20%
-20%
-10%
-15%
-25%
-30%