Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Белорусский проект "Мобильный репетитор Effor.by" стартовал 26 марта. В этот день прошла пресс-конференция с участием разработчика программы, представителя Минобразования и матери, тестировавшей программу на своих детях. Зачем детям цифровой репетитор и как он вписывается в концепцию информатизации белорусского образования?

До 1 июня в Беларуси должна быть разработана и согласована программа информатизации образования. Как рассказал Николай Листопад, директор Главного информационно-аналитического центра Министерства образования, представлена она будет уже в начале мая.

Программа учитывает возможности и вызовы цифровой эпохи. Листопад привел несколько примеров:
 
· Раньше для школ закупались компьютеры, создавались компьютерные классы — оснащение оборудованием было как будто бы основной целью. Теперь же нужно реализовывать проекты, в которых значение имеет не только количество "железа", но, что важнее, результат, который даст проект.

· Оценка результатов должна заменить сухую статистику. Вместо отчетов о количестве компьютеров на школу или скорости интернета в ней нужно оценивать повышение качества образования в связи с информатизацией.

· Вместо заказов и тендеров частные компании нужно заинтересовать совместными проектами — так, чтобы компания работала над проектом, постоянно развивала его и была заинтересована (в том числе финансово) в его успешности.

· Необходимо делать упор на мобильные устройства и широкую доступность информации и программ на всех их видах.

· К решению проблемы создания облачной среды (когда данные хранятся и обрабатываются не в каждой школе отдельно, а удаленно и централизовано) нужно привлечь сотовых операторов — требования такого подхода растут быстрее, чем скорости провайдеров.
 

Заткнуть второе ухо




Какой результат даст информатизация образования? Как рассказал Михаил Зеков, руководитель проекта "Мобильный репетитор Effor.by", в мире есть два глобальных подхода к образованию.

Все выучили А, выучили Б, выучили В согласно плану — таков первый и наиболее распространенный подход. У него есть серьезный недостаток: ученики проходят материал неодинаково успешно, а пробелы в знаниях почти не устраняются и накапливаются с самого первого года учебы. С этими пробелами учителя не могут успешно бороться сразу у десятков своих учеников, у родителей не всегда хватает времени, а у детей — мотивации.
 
На это отвечает рынок: появляется все больше репетиторов, готовых за деньги устранить пробелы знаний. "Хотя в мое время репетиторы занимались систематизацией знаний, а не зубрежкой", — вспомнил Зеков. Сами репетиторы, вероятно, также не рады заниматься рутинным заучиванием — но приходится.
 
Второй подход — когда пробелы в знаниях устраняются по мере их появления, а ученики не изучают Б, пока не усвоили А. Сейчас он почти нигде не реализован. Но высокие технологии дают возможности "заткнуть то второе ухо, через которое вылетает". На это и нацелены поддерживаемые Министерством образования проекты вроде Effor.by.

Мобильный репетитор позволяет выявить с помощью тестов пробелы в знаниях и устранить их в короткие сроки. В качестве примера Зеков привел орфографию русского языка. С помощью тестов и электронных диктантов выявляются правила, которые школьник не усвоил, эти правила тут же разъясняются, а далее даются задания только на те правила, которые ученик не усвоил.

Словесный диктант, где ученику не нужно писать весь текст, а лишь вставить пропущенные буквы и знаки препинания, занимает значительно меньше времени. Он не отменяет обычных диктантов, но позволяет сконцентрироваться на сложных для ученика моментах.

По мнению Листопада, подобным проектам можно доверить почти всю рутинную работу учителя. Полностью заменить человека компьютер не сможет, его задача — помочь учителю и ученику. Основная задача учителя — добиться "горящих глаз", интереса ученика, а с зубрежкой электроника справится, возможно, даже лучше и быстрее.
 

А где картинки?




Мотивация к учебе — самая большая проблема школьного образования во всем мире, считает Зеков. По словам руководителя проекта Мобильного репетитора, среди родителей распространена иллюзия: если сделать красивое интерактивное приложение в игровой форме, ребенок забросит "танчики" и начнет учиться. "Со свободой выбора такого никогда не будет", — уверен он. "Но и учиться только "из-под палки" тоже нельзя".

По мнению Зекова, мобильный репетитор – это не "знания с ложечки" и не панацея от невыученных уроков. "Дети, даже если учатся на "отлично", не умеют учиться системно. Их нужно приучать к системному подходу, а заодно и к тому, что компьютер это не только игры, но и инструмент учебы", — уверяет он.
 
Для мотивации выгодно использовать соревновательный инстинкт. Не только дети — все люди любят рейтинги. Поэтому все популярнее становятся сетевые игры "с золотыми танками и алмазными мечами". Разработчики Effor.by уже опробовали образовательные онлайн-турниры с рейтингами и надеются к сентябрю их внедрить. К примеру, ученики смогут соревноваться в скорости счета, а быстрый счет, по мнению Зекова, снимает 10-15% проблем с математикой.
 
К тому же дети не любят "дурную работу" — такой Зеков считает задания по темам, уже усвоенным ребенком. От них электронный репетитор позволяет избавиться — ребенок будет заниматься только тем, чем нужно.

Конечно, на занятия за компьютером детям нужно тратить некоторое время. “На это нужно дополнительное, но не лишнее время”, — объясняет руководитель проекта. Родителям проще: на контроль знаний уходит не больше времени, чем на проверку дневника, им предоставляется подробный отчет об успехах ребенка. Но, в отличие от дневника, за математику показывается не условная “восьмерка”, которая у каждого учителя своя, а усвоенные темы и прогресс по неусвоенным.
 

Скоро больше




Главное в информатизации образования — не просто заполнить школы "железом", а сделать "железо" эффективным инструментом, в использовании которого будут заинтересованы в первую очередь сами дети.
 
Создатели Effor.by стараются максимально наполнить базу знаний, чтобы бороться со всеми возможными пробелами знаний. Но работа идет не так быстро, как хотелось бы — пока готовы только курсы физики, математики и русского языка. На очереди английский язык и, при нахождении спонсора, белорусский язык.
 
Родителей не будут обязывать использовать "Мобильный репетитор". Большая часть тестов в нем бесплатная, за деньги же предоставляется режим систематической работы с отчетами, статистикой и рекомендациями. В течение 3 дней этот режим можно опробовать бесплатно. 30 дней работы "в полную силу" стоят 100 тысяч рублей, год — 400 тысяч. Школам-партнерам предоставляются скидки.
 
"Мобильный репетитор" — не единственный проект по информатизации образования. В этом году должны появиться белорусские сайты, посвященные отдельным школьным предметам. К 2015 году планируется заполнить школьную электронную библиотеку, которая позволит собрать материалы в одном месте и в единой среде. Некоторые учреждения образования тестируют электронные дневники и интерактивные доски.

Возможно, в 2020 году белорусским учителям останется только "учить учиться", мотивировать детей. Конечно, все усилия могут свестись на нет — чтобы этого не произошло, нужен не только интерес учеников и не только инициатива государства. Родителям и учителям нужно перебороть страх перед новым, недоверие к технике. И вспомнить, что от распространения калькуляторов люди считать не разучились, а от Википедии память не потеряли. 
Нужные услуги в нужный момент