Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Офтоп


Дмитрий Целиков,

Кран, отвечающий за горячую воду, обозначен красным, а кран с синей втулкой открывает холодную. Размышляя над тем, какие обои купить, вы произносите: "Хотелось бы что-то в теплых тонах — желтых или оранжевых оттенков".  О том, почему желтый — теплый, пишет The Conversation.

В психологии это называется явлением кросс-модального переноса: "Информация, полученная с помощью одного из сенсорных каналов (например, зрительного), используется затем определенным образом в условиях функционирования другого сенсорного канала (например, тактильного)". (Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2011. — С. 54.)

Иногда, чтобы указать на холод, надо было нажать на красную кнопку. Изображение авторо исследования

Большинство исследований на эту тему носило субъективный характер: людей просто спрашивали, с чем у них ассоциируется тот или иной цвет, или, наоборот, прикладывали тепловой раздражитель и выясняли, какого он цвета в представлении участника эксперимента. Группа исследователей из Японии, Австралии и Великобритании попыталась разработать более объективный метод, результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE. 

В основу был положен имплицитный ассоциативный тест (ИАТ), разработанный для оценки силы автоматических ассоциаций между различными понятиями (пройти его можно здесь). Проведено три эксперимента, общее число участников — 42 человека (причем они представляли разные, в общем-то, культуры — Японию и Австралию, хотя краны в обеих странах ставят одинакового цвета). Каждый участвовал только в одном из трех опытов, и во всех них были разные комбинации цветов и тепловых раздражителей.

В двух экспериментах в роли тепловых раздражителей выступали слова "холодный" и "теплый", появлявшиеся на экране монитора. В третьем был задействован элемент Пельтье, то есть температуру добровольцы ощущали непосредственно указательным пальцем.

В одном случае испытуемым сразу предлагали "правильные" связки (например, красная кнопочка отвечала за тепло), а в другом — "неправильные" (теплу соответствовала синяя кнопка).

Выяснилось любопытное: кросс-модальный перенос происходит, по-видимому, только в одном направлении. Время отклика на привычные и непривычные сочетания оказалось одинаковым, когда предлагалось идентифицировать цвет теплового раздражителя.

Напротив, когда требовалось назвать температуру, соответствующую цвету, с привычными сочетаниями подопытные справлялись быстрее. И это довольно странный результат, поскольку именно цвет в нашей повседневности обозначает температуру, тогда как температура очень редко (если вообще) используется для обозначения цвета.

Аналогичный однонаправленный кросс-модальный перенос наблюдается у людей с синестезией: они воспринимают числа, месяцы и даже звуки как нечто цветное, но не наоборот, то есть, например, не могут присвоить цвету звук.

Объяснить однонаправленность авторы не берутся. Их цель состояла в другом: они утверждают, что первыми смогли объективно доказать существование данного явления (доказательством служит замедление реакции при столкновении с непривычным сочетанием температуры и цвета).

Нет ясности и с тем, почему возникают именно те, а не другие ассоциации с цветом. Логика может показаться очень простой. Огонь и солнце горячие и теплые. Следовательно, их цвет будет у нас ассоциироваться с теплотой. Вода и лес холодные, поэтому синий и зелёный вызовут у нас соответствующие представления. Более того, когда нам жарко, мы краснеем. Когда нам холодно, у нас спрашивают, почему мы посинели.

Однако в Африке есть культуры, где синий ассоциируется именно с теплом, а красный — с прохладой. Почему? Бог весть. Не поехать ли ученым со своими тестами на Черный континент?
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-21%
-10%
-20%
-20%
-50%
-15%
-20%
-15%
-99%
-20%
-10%