Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Роман Савкив,

В Национальной библиотеке 3 апреля стартовала отраслевая конференция eTrade для интернет-магазинов, на которой собрались все, кому так или иначе интересна тема электронной коммерции.



Вторая ежегодная отраслевая конференция для интернет-магазинов eTrade продлится два дня. Уже известно, что в этом году на мероприятие попасть смогут не все желающие, это несмотря на то, что вместительность увеличилась в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Всего было реализовано около 500 билетов.

Тренды электронной коммерции

Конференция началась с приветственного слова и вводного доклада генерального директора белорусского портала TUT.BY Александра Чекана. Он рассказал про основные тренды, которые преобладают сегодня в e-commerce в мире и в Беларуси - это Big Data, персонализация, мобильные покупатели, мультиканальность, B2B и брендинг.

Как рассказал топ-менеджер, Big Data cтало относительно дешево обрабатывать и хранить. "Появились сервисы, в том числе для электронной коммерции, которые позволяют пользоваться большими массивами данных и делать это на лету. С помощью Big Data можно анализировать бизнес-процессы. Безусловно, они будут полезны и для электронной коммерции", - говорит Александр Чекан.



У малого бизнеса нет доступа к большой аудитории и нет доступа к большим объемам данных. Как быть? Как говорит Александр Чекан, данные можно собирать, и чем раньше начать это делать, тем будет лучше. Помимо этого, данные можно покупать. "С помощью больших данных онлайн-торговлю можно сделать более персонализированной", - рассказывает Александр Чекан.

"На сегодняшний день 99% рассылок от белорусских интернет-магазинов никак не учитывает предыдущую покупательскую историю клиента. Очевидно, что такого рода персонализация позволяет увеличить конверсию на десятки процентов. Любопытно, что малому бизнесу проводить персонализацию проще, так как он ближе к своим клиентам", - отмечает топ-менеджер.

В своем докладе Александр Чекан сравнил данные посещаемости белорусских интернет-магазинов за июль 2013 года с данными за март 2014 года. "Доля посещений с мобильных устройств практически удвоилась. Интересно, что растет и конверсия с мобильных устройств. Обязательно обращайте внимание на то, как выглядит ваш магазин на мобильных устройствах", - советует Александр Чекан посетителям конференции.




Следующим трендом была названа мультиканальность. "Под этим словом мы понимаем как множество различных площадок для реализации товаров, так и множество различных устройств, при помощи которых продают что-либо", - уточнил докладчик. В пример он привел данные по интернет-гиганту Amazon. 39% продаж компания совершила не на своем сайте. "Это лишний повод задуматься над распределением ваших каналов продаж", - считает топ-менеджер.

Интересный факт: компания SAP утверждает, что 90% электронной коммерции лежит в плоскости B2B. Считается, что эта цифра не меняется уже 10 лет.



Не менее важным для интернет-магазинов Александр Чекан считает брендинг. "Все конкуренты находятся на расстоянии одного клика. Своего образа путь отстройки от конкурентов – создание своего бренда. Привлекать новых клиентов гораздо дороже, старые приносят больше", - говорит докладчик. Тем не менее в Беларуси на сегодняшний день в сегменте электронной коммерции нет устойчивых брендов, хоть ситуация и начала меняться в лучшую сторону. Опрос с прошлой конференции eTrade показал, что только несколько человек помнили название интернет-магазина, в котором они купили свой последний телефон.

Цифры в белорусском e-commerce

После со своим докладом выступила руководитель проекта KUPI.TUT.BY Евгения Чернявская. Она рассказала про свежие цифры в белорусском e-commerce. Данные были получены в ходе онлайн-опроса, в котором около 2000 белорусских пользователей рассказали о своих покупках, поведении, мотивах и затратах.



"65% белорусских пользователей интернета хоть раз совершали онлайн-покупки. Это 2/3, и цифра эта будет только расти. Для Беларуси цифра, конечно, внушительная", - говорит Евгения Чернявская. "Средние затраты на покупки в интернете составили $290 за последние полгода".

Всего в Беларуси около 7000 интернет-магазинов. На них приходится 1,5% от всего розничного товарооборота. Это $430 млн. Больше всего денег опрошенные респонденты потратили на приобретение бытовой техники и электроники. "В последнее время белорусы все чаще покупают через интернет одежду и обувь. Мы это связываем с ростом числа пользователей интернета слабого пола", - говорит руководитель KUPI.TUT.BY. Ключевым отличием от других рынков является огромный спрос на билеты – около 18% покупали билеты на концерты и в кинотеатры.



Около 60% покупателей оплатили заказы наличными деньгами при доставке. Банковской картой на сайте воспользовались порядка 12%, банковским переводом – 8%, системой "клиент-банк" - 7%, электронными деньгами – 4%, а банковской картой при доставке – всего 3%. Это при том, что в Беларуси действует закон об обязательном использовании кассовых аппаратов.

53% онлайн-покупок было доставлено курьерами, на почту приходится 29%. Забрать заказ самостоятельно предпочли 8% респондентов.



Почти половина опрошенных совершили 4 и более покупок за минувшие полгода. 4% пользователей совершили более 20 покупок в интернете, а 18% единожды совершили покупку за полгода. "Чаще всего белорусы покупают в отечественных интернет-магазинах. На их долю приходится 89%. Опыт онлайн-покупок в Китае имеет 21% респондентов, в России – 11%, в США – 8%", - говорит Евгения Чернявская.



Около 28% опрошенных говорят, что стали больше тратить на онлайн-покупки. 57% считают, что тратят столько же, а 15% рассказали про уменьшение бюджета покупок через интернет.

Главными преимуществами покупок в интернете белорусы называют более низкие цены и удобство, так как нет необходимости куда-то ходить. Около половины считает, что в интернет-магазинах выбор больше.



На мероприятии выступают с докладами представители известных компаний СНГ. Помимо основного потока докладов на eTrade проходит серия мастер-классов, на которых специалисты из области продаж, управления и юзабилити делятся своими секретами.

За новостями с мероприятия можно следить в социальных сетях – Facebook, ВКонтакте, Twitter.  
Нужные услуги в нужный момент