Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Гаджеты


Александр Арсёнов,

Первый трамвай в Минске появился в 1929 году,  и в первый день проезд был бесплатным. Через 85 лет появились электронные компостеры и валидаторы бесконтактных карт, которые вскоре вытеснят кондукторов. "Биовалидаторы" — так сейчас иногда в шутку называют живых кондукторов, которые к осени исчезнут в Минске не только из трамвая, но и из всех видов транспорта.

Трамвай-музей в депо на Ботаніческой
 
IT.TUT.BY поговорил с представителями профессии, вытесняемой электроникой, об их взаимоотношениях с "умной техникой". Во время поездки с кондуктором поговорить сложно, их работа почти непрерывна — TUT.BY следует в парк на Ботаническую.

 
Кондуктор Татьяна сама купила себе смартфон Huawei — об этой модели хорошо отзывались знакомые, хотя для нее "главное, чтобы телефон звонил", кроме звонков использует разве что SMS. На "умные" функции смартфона у нее нет времени: "Хорошо, если время есть дома посидеть за компьютером". Во время работы нет возможности долго делать что-то со смартфоном, на каждой остановке заходят пассажиры. Разве что, когда пассажиров уже немного, позволяет себе почитать газету или исторический журнал, которые прячет за тумбочкой у кабины водителя.
 
Да и компьютер дома не всегда свободный: у двоих детей "попробуй отбить еще", те по очереди по два часа играют в "танки". Когда один уходит гулять, а второй еще не пришел с улицы, у Татьяны есть возможность пробиться к компьютеру. В интернете она первым делом читает новости, если везет со временем — смотрит кино. К пассажирам с умными гаджетами относится спокойно, они ей не мешают: "Но если пассажиров много, а тут с телефонами стоят большими, с ноутбуками, предупреждаю, что могут толкнуть и дорогое устройство может упасть".


 
У Натальи телефон Samsung в модном когда-то форм-факторе "слайдер" — именно из-за формы она приобрела это устройство в интернет-магазине в качестве подарка самой себе на юбилей. Телефон она менять не хотела бы, даже если была бы неограниченная сумма денег: "Не умею я общаться с ними". Но с ноутбуком прекрасно умеет общаться, смотрит в интернете новости, погоду и гороскопы, общается в "Одноклассниках". В соцсети у нее около 300 знакомых, всех она знает лично, и случайных в списке друзей нет.
 
Осваивать компьютер ее учил ребенок, которому в этом году исполнится 14 лет. Ребенку компьютер иногда помогает в учебе, но иногда и мешает: "Мешает то, что списывает. Списал математику — не надо решать самому". Но к электронике не относится негативно, жизнь без того же мобильника уже не представляет. Да и пассажиры с умными гаджетами ей не мешают — разве что "глухие" в наушниках, "намертво прилипающие к окну". За "умный проезд" Наталья также не волнуется, пассажиры его практически освоила.


 
Таисе сын подарил двухсимник Nokia, с которого она не только звонит и отсылает SMS, но и фотографирует. "Цветы люблю в деревне снять, природу, мамулечку, себя саму", — смеется она. Она считает, что интернет на телефоне ей не нужен, дома есть ноутбук и компьютер. Да и на компьютер хватает времени разве что на выходных. Общается она не только в "Одноклассниках", но и по Skype — дочка научила ее делать видеозвонки. Теперь все ее родственники пользуются Skype.
 
 
Менять свой телефон Таиса не собирается даже на новомодный камерофон — "звонилка" и фотоаппарат отдельными устройствами для нее удобнее, камера на телефоне, скорее, "запасная". Вообще же, о покупке новых гаджетов она раньше не задумывалась, но начала фантазировать об умных очках, которые позволяли бы на дистанции проверять проездные и талоны.

С новыми валидаторами у нее возникают проблемы: "А у кого не возникают! Ведь если валидатор не работает, то вопросы к кондуктору! Сегодня на задней площадке с одной стороны не работал валидатор, так сколько вопросов было!". Но она верит, что со временем систему отладят, а пассажиры к ней привыкнут. Когда кондукторы исчезнут, Таиса, возможно, вернется к своей специальности — она медсестра по образованию.


 
"Я с компьютером не общаюсь совершенно", — уверенно говорит Наталья. Во-первых, она ссылается на нехватку времени, во-вторых, на возраст. Сын пробовал научить ее, но ничего интересного в компьютере она для себя не нашла. Ее телефон — обычная "звонилка" Nokia, с которой она лишь звонит и отсылает SMS. Других функций она не знает и узнавать не стремится.

"Ну, если бы дачи не было, было бы больше времени, может, и компьютер освоила бы. Мне кажется, это не особо сложное дело",
— считает она. На компьютере она находила бы информацию по кулинарии, садоводству. "Но обхожусь спокойно и без этого всего", — из современных гаджетов ей нужен только телефон, на который у нее уходит 100 и больше тысяч в месяц.
 
Пассажиры в наушниках ее сильно раздражают. "Я бы вообще запретила в наушниках ездить в транспорте. Ведь мало чего случилось — а сидят, как глухие. А я ведь чуть ли не дотронуться права не имею", — рассказывает Наталья. Время, когда люди будут ходить в умных очках и с умными часами, она представить не может: "Это же будут какие-то роботы, а не люди. Какое общение будет тогда?"



У Ирины обычный телефон Nokia, который ей понравился внешне. Без телефона она как без рук: "Чуть ли не в ванну с ним ходишь". На телефон она уже почти не фотографирует: "Забыла я фотографию". Первый телефон у нее появился 14 лет назад, также Nokia. И если придется покупать новый — он также будет марки Nokia и также кнопочный.
 
Ирина сейчас почти не пользуется компьютером — нет времени. Но когда-то активно, с вечера до утра играла в Diablo: "Это был ужас, больше не хочу. Теперь понимаю, что это такое: если начну, то на работу не выйду". А вот у ее дочери и компьютер, и нетбук, и планшет, и смартфон, но Ирина дочери не завидует.
 
К валидаторам и "умному проезду" у Ирины негативное отношение. Она считает неудобной лишнюю процедуру оплаты для пассажиров, а сами валидаторы и электронные компостеры сейчас часто ломаются: когда в дополнение к трамваям подключили остальной транспорт, сбои стали происходить заметно чаще. Компостеров мало, они не принимают мятые талончики. Недовольство опять же высказывают кондуктору, а иногда и просят, чтобы вместо новых компостеров сами кондуктора гасили (то есть надрывали) талончики. Ирина считает, что лучше бы вместо электроники оставались живые кондукторы: "Мы живые, натуральные, нас полюбили".


 
Дмитрий затрудняется сказать, почему выбрал именно "раскладушку" Samsung: "Просто что было на витрине, то и купил". С помощью телефона он только звонит — другого от телефона ему не нужно, да и новых гаджетов он не хочет. Ему хватает домашнего компьютера, в свободное время он играет на нем в шашки, а в интернете, по его мнению, ничего полезного нет. Разве что иногда он заходит в "Одноклассники" — примерно раз в неделю.


 
Елена даже затруднилась назвать модель своего телефона. Сын, купив себе новый телефон, подарил ей свой Huawei U8350, Android-смартфон с полной физической клавиатурой и сенсорным экраном. Ей смартфоном не очень удобно пользоваться: "Бывает, выскочит что такое, что не знаю, как убрать. Хочу, чтоб было попроще".

Сенсорным телефонам она предпочитает "старые добрые" кнопочные, а на смартфоне кроме звонков и SMS не освоила никаких программ, и даже QWERTY-клавиатура ей неудобна. Предпочтений по маркам или форм-факторам у нее нет, "абы говорил". Она считает, что телефоны с интернетом — для молодежи: "Если мне что надо, то есть компьютер".

И даже общению в интернете Елена не доверяет. В интернете она изредка смотрит фильмы, но чаще делает онлайн-покупки. В основном она покупает стройматериалы, хотя интернет-магазины целиком заменить "офлайн-магазины" ей не могут. Да и валидаторы, как она считает, не заменят кондукторов: даже если есть кондуктор, некоторые пассажиры делают все, чтобы не прокомпостировать "дежурный талончик". Только если будет усиленный контроль над пассажиром (а контролеры не будут обозначены видной за километр униформой), пассажир будет оплачивать проезд.