опубликовано: 
обновлено: 
Александр Арсёнов,

Очередная, уже 25-я по счету, встреча GamesLab прошла в Минске 12 апреля. Разобраться, несут ли игры добро или вызывают агрессию и зависимость, белорусские разработчики игр решили совместно с психиатром и "женой танкиста".

Мест на всех желающих не хватило, регистрация на мероприятие была закрыта за два дня до начала. Участников приветствует Александр Мелещенко, руководитель IT House

От встречи, проводимой IT House (БГУ), вряд ли кто-то ожидал решения "игроманских" проблем — зависимость от игр существует не первый десяток лет, в некоторых странах ее пробуют лечить, но панацеи пока не найдено, да и сама зависимость официально не считается заболеванием. Тем не менее с каждым годом все больше людей "днюет и ночует" в виртуальных мирах — уже не ради отдыха или развлечения.
 
Начать встречу решили со "светлой стороны" проблемы. Никита Вельмаскин, разработчик, один из соавторов Первой Белорусской конференции разработчиков игр (GDS Conference 2013) представил доклад на тему "Почему люди играют в игры".
 
Никита Вельмаскин
 
Человечество начало играть задолго до появления видеоигр. Точнее, в игры играли даже предки человека, свои игры есть у многих животных. Игры не только доставляют удовольствие: реальные игры как у человека, так и у животных развивают двигательную активность, социальные навыки и образное мышление, способствуют оборонительному и половому воспитанию, познанию внешнего мира.
 
Конечно, компьютерные игры не способствуют двигательной активности, да и влияние на социальные навыки спорно. Однако различными исследователями показывалась и неожиданная польза игр: к примеру, в институте Макса Планка доказали позитивное влияние аркадных игр (в частности, Super Mario 64) на серое вещество мозга, а "стрелялки", согласно исследованию Рочестерского университета, улучшают зрение.
 
Компьютерные игры даже можно применять для лечения заболеваний центральной нервной системы или зрения, использовать для восстановления после инсульта и лечения фобий. В мире изучаются и позитивные, и негативные эффекты от видеоигр, а также их культурное влияние. Как заметил Никита, многие белорусские школьники не просто так обсуждают технические характеристики прототипов танков и САУ времен Второй мировой.
 
В компьютерные игры, по данным российского Фонда общественного мнения, играют 28% опрошенных (44% интернет-аудитории), лишь 10% опрошенных играют в онлайн-игры, а каждый день играют лишь 7%. И далеко не каждый игрок зависим. Однако данных о зависимых от игр нет ни по России, ни по Беларуси.
 
Кира Мезяная, врач-психиатр I категории, выступила с докладом о негативной стороне вопроса: "Влияние виртуального мира на психику студентов и их сновидения". Она подтвердила: зависимость от компьютерных игр не включена в международные классификаторы болезней, поэтому ее исследования затруднены.
 
Кира Мезяная
 
По ее мнению, важной проблемой является то, что виртуальные миры — не естественный продукт. Одно дело — натуральный сахар, достаточно приторный, чтобы надоесть, или естественные наркотики, не вызывающие сильнейшей зависимости. Совсем другое — суррогатные продукты вроде современных сладостей, от которых легко располнеть, или синтетические наркотики, моментально вызывающие сильнейшую зависимость.
 
Так, по мнению психиатра, и виртуальные игры гораздо более опасны естественных забав. Если футбольный матч длится 90 минут, после которых игроки физически устают, то в компьютерные игры можно играть хоть круглые сутки, изредка утоляя естественные нужды. Одним из признаков компьютерной зависимости она называет пребывание в виртуальных мирах 38 и более часов в неделю.
 
Мезяная не первый год занимается исследованием такой зависимости. По результатам первого ее анкетирования, примерно у 10% опрошенных студентов были выявлены отклонения в психике, которые можно связать с компьютерными играми. На сегодняшний день зависимость от игр среди студентов составляет целые 38%, причем за последние два года зависимых стало на 4% больше.
 
Таким образом, считает она, опровергается тезис о том, что зависимых от чего-либо всегда одинаковое количество. "Не играл бы, так выпивал бы или кололся", — считают некоторые, однако психиатр утверждает, что игры способствуют появлению зависимости.
 
То, что в "танках" убивают не людей, а машины, не делает игру безопасной для психики, считает психиатр
 
Она отмечает, что у зависимых от игр проявляются схожие странные сновидения: некоторые продолжают игру во сне, у кого-то в снах часто присутствуют герои игр (не обязательно антропоморфные — героем может быть и танк), во сне появляется ощущение своей избранности или особого предназначения. Иногда после продолжительной игры появляются и галлюцинации.
 
Некоторые респонденты ее исследования отмечают у себя возникновение "автономного образа". "В "Новинках" таких людей сколько угодно – фабула образа-галлюцинаций у них связана с играми", — утверждает она.
 
Часть опрошенных испытывают эротическое возбуждение во время кровавых сцен. У определенного круга людей игры не подавляют агрессию ("дают выход эмоциям"), а, наоборот, вызывают агрессию и стремление к насилию. И некоторые игры пропагандируют, как называет это психиатр, "языческий деструктивизм", нацеливают агрессию на определенный класс людей, национальность.
 
Существование игровой зависимости подтвердила и "жена танкиста" Виктория. Она считает, что ей повезло и с ее мужем далеко не самый тяжелый, она призывает игроделов обратить внимание на проблему. Виктория — далеко не единственная, кто сталкивается с проблемой "семья или игры", которая в некоторых семьях оканчивается даже разводом.

С появлением ребенка муж Виктории стал меньше играть и больше уделять внимания семье. Во многих семьях итог
С появлением ребенка муж Виктории стал меньше играть и больше уделять внимания семье. Во многих семьях итог "зависаний в танках" противоположный

Еще недавно муж Виктории практически все свободное время проводил за World of Tanks, и появление ребенка ("К счастью, зачат не в бою", — шутит она) не сразу изменило ситуацию. В семье не доходило до насилия, но очевидно было, что во время игры муж становился другим человеком.

В последнее время ситуация изменилась к лучшему: муж может оторваться от игры даже во время боя, чтобы помочь с жене с ребенком. Точной причины этого она не знает: возможно, с возрастом ребенок стал требовать к себе все больше внимания, или "может, он действительно стал терять к танкам интерес".

"Жена танкиста" не считает, что можно добиться чего-то, запрещая игроману играть. Однако призывает игроделов ввести ограничения на время неприрывной игры и не отрицать ответственность за игроков. Пока же с игровой зависимостью мужей и детей их женам и родителям приходится бороться самостоятельно.
 
"Игры могут стимулировать человека развиваться, расти вверх – а они почему-то опускают его в подвал", — утверждает психиатр Мезяная. Но что делать, чтобы этого избежать?

Во-первых, она призывает проводить исследования, в том числе на государственном уровне. Исследования должны быть частыми, ведь ситуация быстро меняется (действительно, еще недавно World of Warcraft был в разы популярнее World of Tanks; "Танки" обошли "Варкрафт" по выручке лишь в 2014 году). В исследованиях могут помогать и разработчики игр, имеющие подробную статистику.
 
Во-вторых, некоторые меры можно предпринять уже сегодня. Так, можно после определенного времени за игрой предлагать или требовать отдых (блокируя дальнейшую игру). Хотя любую защиту можно взломать, большинство этого делать не станет. Также эффективной мерой психиатр считает запрет на игры с расчленением тел людей и, на территории СНГ, с "кровью славян".
 
Наконец, важной мерой она считает пропаганду знаний о воздействии игр на психическое здоровье. Как рассказала она, некоторые родители или жены боятся даже произнести фразы вроде "играет в танки", хотя сами приходят за помощью к психологу.

"Кто считает, что их жизнь не изменится, если исчезнут компьютерные игры?" — значительно меньше опрошенных на мероприятии, как и в российском опросе, считали, что жизнь от этого станет хуже или лучше
  
Участники GamesLab признали, что игровая индустрия живет по суровым законам бизнеса и ее цель — зарабатывание денег. Однако разработчикам нужен платежеспособный, а значит, и здоровый игрок, как и государству нужны здоровые налогоплательщики.
 
Как показала встреча, белорусские разработчики игр по-разному оценивают масштабы проблемы и ее серьезность, но согласны с ее существованием. Все участники панельной дискуссии согласились, что бессмысленно запрещать компьютерные игры. Однако исследования и регулятивные меры могут помочь зависимым и предотвратить появление новых. 


Хотите быть здоровым? Раз в неделю наш редактор будет присылать лучшие советы врачей и новости медицины
Пожалуйста, укажите правильный e-mail
-10%
-20%
-10%
-50%
-35%
-15%
-5%
-20%
-25%
-20%