Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Археологи обнаружили в высокогорной долине Чинча на юге Перу гигантские рисунки из камней, которые были сложены древними перуанцами за несколько веков до создания знаменитых геоглифов на плато Наска. Выводы ученых и фотографии опубликованы в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

На территории долины начиная приблизительно с IX-VIII веков до нашей эры, жили представители индейской культуры паракас, известной керамикой, мумиями, тканями и "инопланетными" вытянутыми черепами у представителей знати.

Развалины одного из религиозных строений индейцев из культуры паракас на территории долины Чинча. Фото: Stanish et al
Развалины одного из религиозных строений индейцев из культуры паракас на территории долины Чинча. Фото: Stanish et al

Чарльз Станиш из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США) и его коллеги обнаружили в долине комплекс линий, частично погребенный под наносами из песка и почвы. В общей сложности они нашли 71 "рисунок" и более 350 разрушенных линий. Ученые восстановили их структуру при помощи GPS и "точечных" раскопок, после чего оказалось, что рисунки представляют собой фрагменты геоглифов, похожих на рисунки на плато Наска.

Фото: K. PEREZ
Фото: K. PEREZ

Выясняя назначение сооружений, археологи восстановили карту созвездий на ночном небе Южного полушария 2,3 тысячи лет назад, когда предположительно были "нарисованы" геоглифы Чинчи. По их словам, рисунок линий в долине не совпал с тем, какие группы звезд могли видеть индейцы.

Однако совпадения появились, когда ученые сравнили расположение линий с тем, под каким углом падают лучи Солнца на Землю во время летнего и зимнего солнцестояний, а также других религиозных и светских праздников в культуре паракас.
Подобные каменные
Подобные каменные "рисунки" помогали древним перуанцам определять дни солнцестояния. Фото: Stanish et al

Открытие Станиша и его коллег позволило с большой долей уверенности говорить о том, что "космические" геоглифы имели вполне "земное" предназначение: они связывали отдельные поселения индейцев и помогали точно определять, когда наступали праздники. Археологи предполагают, что аналогичное предназначение было и у рисунков на плато Наска.

Загадочные линии и фигуры на плато Наска были открыты в середине XVI века испанскими конкистадорами, которые сочли их "путевыми знаками". Повторное открытие геоглифов состоялось лишь в 1939 году, когда об их существовании заявил перуанский археолог Торибио Ксесспе. В тот же год американский историк Пол Косок сделал с самолета первые фотографии рисунков.

По современным оценкам, на пустынном высокогорном плато протяженностью 70 километров "нарисовано" более 30 гигантских животных и растений, несколько сотен абстрактных геометрических фигур и 13 тысяч линий, многие из которых видны из космоса. Рельефные изображения этих линий попали на золотой диск с информацией о Земле и человечестве, который отправился в межзвездное пространство на "Вояджере".

Пока среди археологов и историков нет единого мнения насчет того, как представители культуры Наска, жившие на плато в середине первого тысячелетия нашей эры, смогли "вычертить" гигантские рисунки. Ученые спорят и о том, какую роль играли геоглифы в жизни индейцев. В разное время исследователи полагали, что это своеобразные "обсерватории" или изображения созвездий. В последние годы появилась версия о культовом предназначении рисунков: геоглифы Наски, как и похожие на них комплексы в Боливии и Амазонии, могли использоваться индейцами для общения с богами. Некоторые историки, такие, как египтолог Генри Стерлин, придерживаются относительно парадоксальных и в то же время утилитарных точек зрения: по их мнению, наска использовали фигуры и линии в качестве гигантского ткацкого станка для плетения саванов. 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-30%
-20%
-31%
-30%
-30%
-25%
-70%
-15%
-20%