• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Александр Арсёнов,

"Если бы мне сейчас предложили таким заниматься, я бы точно отказался", — уверенно говорит директор анимационной студии CubinCup Сергей Жданович. Но руки не опускает и уже планирует второй сезон мультсериала, хотя пока не выпущен и первый. IT.TUT.BY узнал, как рождается вселенная "Робиков".



Не так много в Минске кусочков старого города (многие уверены, что за границами Троицкого их вовсе нет). В одном из тех двориков, в которых узнается то ли Львов, то ли Вильнюс, и поселилась студия CubinCup. "Специально выбирали такое место?" — сам собой возникает вопрос к директору. Сергей Жданович подтверждает: не случайно, картинка за окном тоже влияет на финальный результат.
 

Когда

Тизер "Робиков":

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео
 
О том, что белорусы будут снимать детский 3D-мультсериал "Робики", стало известно более года назад. Тогда же студия показала пилотную серию "Робиков". Но сейчас ту самую серию убрали из открытого доступа в интернете — многое в сериале за год изменилось.
 
Идея "Робиков" изначально напоминала уже существующие сериалы про роботов. До той пилотной серии поменялись три группы сценаристов, пока не нашлись те, кто готов был создать уникальный и последовательный сюжет. 
 
Пилотная серия вышла, студия получила первые отзывы и доказала, что способна снимать детский сериал. Но результатом удовлетворилась не до конца. Вновь сменились сценаристы, пришли режиссер, оператор, ведущий аниматор. Всего аниматоров стало 12 вместо двух-трех.

Первая серия первого сезона будет мало похожа на "пилот". Эпизод будет длиться 6 минут, сюжет будет завершенным, но связанным с прошлым и следующим эпизодами. Делать фактически приходится 12 минут рендеринга: фильм выйдет в 3D, то есть каждый кадр нужно "снимать" с двух точек.
 
Уже в скором времени студия обещает делать по серии в месяц — готовы персонажи, дома, деревья, целый мир проекта. В сентябре может выйти блок из первых 5-7 серий, через полтора года первый сезон будет завершен. "Скоро начнем вплотную заниматься вторым сезоном. Не будем ждать, пойдет или не пойдет первый. Пойдет. Такого контента очень не хватает детям", — уверен Жданович.
 

Зачем

Сергей Жданович, директор

Хотя сотрудники то и дело повторяют слово "стартап", на стене в коридоре весит немало постеров с логотипом CubinCup. Студия начинала с анимации для 5D-кинотеатров, где важен не столько сюжет, сколько действие на экране и взаимодействие с публикой. Получалось у них вполне неплохо, но теперь CubinCup сменила род деятельности — сконцентрировалась только на сериале "Робики". И не только потому, что первая волна интереса к 5D-кино прошла.
 
"5D-кинотеатров не станет — и что? Мы были к этому (спаду интереса) готовы, два года тому возникла идея создания сериала", — рассказывает Жданович. Работа над сериалом у него ассоциируется с конвейером, где каждый постоянно занят, а продукт выходит регулярно.

Атмосфера в офисе действительно "стартапная", в чем-то домашняя. Кто-то комфортно развалился в кресле, кто-то задумчиво попивает чай — но на всех мониторах крутятся сложные 3D-модели персонажей и высокотехнологичные пейзажи.
 
По словам директора, сериал делается не столько из любви к детям, мультфильмам или роботам. На создание сериала Жданович решился после одной конференции, где рассказывали про мультипликацию в России и Украине, но ни слова не сказали про Беларусь. "Проблема в том, что у нас хватает сильных кадров, но как начнешь их искать — кто в Сингапуре, кто в России, кто на фрилансе", — он хочет, чтобы страна не растрачивала потенциал, а создавала свои бренды с мировым именем.
 
Роботы по словам Ждановича — почти беспроигрышная, вечная тема. В мире роботов воплощается человеческий мир без привязки к политике, национальностям, географии. Звучали предложения сделать сериал на тему белорусских героев. Но сказки — не новый бренд, не свой сеттинг. "Тебе никто не скажет, что продукт на что-то похож. Или что у вас Иван-дурачок слишком умный, в сказке не так", — смеется он.
 

 
Для фестивалей историческая и национальная тема достаточно выгодная. "Но мы не хотим делать продукт для критиков. Такой продукт редко бывает популярным". Не в каждом "фестивальном" мультфильме даже взрослый может уловить глубокую мысль автора.
 
Как считает Жданович, детям проще донести какие-то идеалы через простые абстрактные истории. К тому же тематика одной нации не обязательно заинтересует все остальные нации. "Нам никто не дает денег. Нам нужно, чтобы наш фильм смотрели, а значит, он должен быть популярным. У нас мог бы быть узнаваемый во всем мире белорус как прототип одного из главных персонажей. Показали бы, как он правит миром и как классно с ним живется. Но не надо так — просто надо, чтобы детям нравилось".
 

Сценарий

"Да он тут почти не работает", — показывают сотрудники на пустой стол сценариста "Робиков". "Он чаще где-нибудь в парке, на свежем воздухе пишет — профессия такая!"
 
Андрей Иванов, сценарист
 
Кроме ноутбука Андрею Иванову, автору сценария "Робиков", ничего и не нужно. Персонажи, события, весь мир живут в его голове. Он знает историю робомира за последние три сотни лет и судьбу каждого персонажа на три сезона вперед.

Есть сценарий на целый сезон, есть более подробный на ближайшие серии, еще более подробный на одну серию. Но детали постоянно меняются: "У роботов есть особые способности. Один быстро передвигается, другой летает. Мне персонаж нужен для одного, но, например, художник может предложить совсем другую "фишку" с этой специализацией. И персонаж играет новыми красками, становится шире".



На самом деле, "Робики" — история не про роботов, а про вполне человеческие характеры, живущие в кибермире. "То, что они роботы, конечно, важно для их мира, это формирует их мир. Но ту же модель персонажа можно разыграть в любом фантастическом мире", — рассказывает он. "Это не трансформеры, не чуждые существа с другой планеты, которых мы не сможем понять".



В "Робиках" нет сверхчеловеческих существ или мифических богов. Там живут робопсы и робоптицы, растут роборастения. Есть взрослые роботы и дети, папы и мамы. Роботы не едят, как люди, хотя питаться могут. "Но не включаются в розетку", — смеется Андрей.
 
Что именно питает Робиков, он не рассказывает: "Это одна из интриг, тайн сериала, как и многое в этом мире. Персонажи и сами не знают всей истории мира". Но еще раз подчеркивает, что научно-фантастическая составляющая не главная: историей управляют характеры.


 
Хотя "Робики" - это детское шоу, сценарист пишет неоднозначную историю, где нет абсолютно добрых и абсолютно злых героев. "Я считаю, что детям нужно рассказывать о том, что бывает не только белое и черное. Добро может стать злом во мгновение ока — и наоборот", — объясняет он. "Младшие увидят яркие картинки и много действия. Это сказка, но я старался рассказать ее по-взрослому".
 
Одного источника вдохновения у Андрея нет, сериал не копирует конкретную историю. Хотя его любимый писатель - автор "Дюны" Френк Герберт, свою работу сценарист "Робиков" сравнивает с Киром Булычевым: "Это пример такого вектора фантастики для детей. Немного наивной, но не совсем сказочной. Такой детской фантастики сейчас очень не хватает".

Рисовка

Сценарист почти не участвует в "оживлении" сценария художниками, лишь указывает ключевые черты персонажей и локаций. В комнате, увешанной плакатами героев мультфильмов и комиксов, трудится группа 2D- и 3D-художников. Сначала первые нарабатывают внешний вид героев и места действия, затем другие по эскизам делают объемные модели.




 
Начинается вся работа над сериалом с определения общей стилистики мира и сеттинга вселенной. "Некоторое время искали лучшую картинку — более картонный, более реалистичный…" — рассказывает художник-постановщик и арт-директор проекта Юрий Певнев, показывая наброски одного и того же персонажа в разных стилях.
 
Юрий Певнев, арт-директор
 
Работа художников отдаленно напоминает мультфильмы Pixar или Disney, на них равняются, но не копируют. Мир делают достаточно детальным — чтобы раскрыть персонажа, приходится показать, каким чайником или будильником он пользуется, какие цветы стоят в его комнате.
 
Если персонаж, к примеру, нервный, то у него будут длинные кисти рук, резкие движения, определенные пропорции лица. Но изначально добрый (и миловидный) персонаж может стать отрицательным — во внешности на это дается лишь тонкий (но заметный внимательному зрителю) намек: "В "Гадкий я" отличные сложные персонажи, мы понимаем, что злодей там злодей, но добрый. Принц в "Шреке" этакий голливудский красавчик, но отрицательный персонаж", — приводит примеры Юрий.





"Поиск визуальной концепции для какого-нибудь персонажа может идти день, а может и до месяца", — рассказывает он."Иногда уже на стадии 3D-моделинга становится понятно, что героя нужно перерабатывать чуть ли не сначала — и так пока не станет достаточно интересным".
 
Мир "Робиков" действительно выглядит человеческим миром, смещенным в другую реальность: "Мы остановились где-то посередине. Сейчас никто не делает четкой постановки вроде стимпанка или киберпанка. У нас мир не утопичный и не апокалиптичный, многие формы футуристичные, но есть немного стимпанка в трущобных районах".
 

Анимация

Сценарий пишется в парке, персонажи рождаются среди увешанных цветастыми картинками стен, но оживают в чуть ли не стерильной комнате. В отделе аниматоров почти как при "загрузке в Матрицу" — белые стены и минимум предметов. Все действие — на мониторах.
 
Руслан Сивачев, ведущий аниматор
 
"Любого человека можно научить двигать модель персонажа, да хоть вас посадить и показать пару кнопок", — шутит ведущий аниматор "Робиков" Руслан Сивачев. Он показывает раскадровку и приводит фигурку в нарисованное положение. "Но задача аниматора в том, чтобы персонаж двигался убедительно, связанно. Зритель должен поверить, что на экране живое существо".
 
Хотя главные герои "Робиков" это роботы, они "очеловечены". Движения не резкие, эмоции естественные и лишь слегка преувеличенные, физика близка к реальному миру, но гротескна тогда, когда нужно. Движутся и робомашины, и робоживотные, и роборастения.
 
"В пилотной серии мы использовали motion capture. На человека вешаются датчики, отслеживается, как двигается актер, — так же будет двигаться персонаж", — вспоминает он. Но проект не крайне реалистичный (те же Pixar и DreamWorks уже не используют motion capture), после первого результата от захвата движения отказались. "Можно смотреть в зеркало, примечать повадки животных, но анимировать все вручную, чтобы получилось захватывающее действие".




Для Беларуси 3D-анимация — относительно новое дело. Даже специалист с немалым опытом признает: найти свой стиль, наладить техпроцесс не так просто. "Хотим выйти на полтора месяца на одну шестиминутную серию", — говорит он. Такие сроки обычны для небольших студий — на "гигантах" вроде Pixar, рассказывает Руслан, норма аниматора на неделю это 3-4 секунды анимации, но и штат аниматоров на порядок выше.
 
В 3D-анимации Руслан работает около 7 лет, до этого постоянно работал в рисованной — рисовал на бумаге кадр за кадром. "Это просто два разных способа передачи, как живопись или спульптура. Не сказал бы, что старые добрые рисованные фильмы лучше или хуже", — говорит он, хотя возвращаться к рисовке уже не собирается.
 
Аниматор вспоминает, что первая массовая 3D-картина "История игрушек" его не впечатлила — персонажи были "пластиковыми", "неживыми". Но когда вышел "Шрек", он понял, что "за этим будущее" — и что он к созданию будущего может быть причастен.
 

Режиссура

Усилия сценариста, художников, аниматоров, актеров озвучки и многих других координирует Анатолий Бородич, режиссер "Робиков". У него нет тех стереотипных раскладного режиссерского кресла и громкоговорителя — обычный с виду молодой человек за обычным столом с компьютером. Правда, у стола бывает людно.
 
Анатолий Бородич, режиссер (в центре)
 
"Работа режиссера в фильме и в мультфильме одна и та же, но делается по-разному. В кино есть готовое пространство, фон — в мультфильмах хаос пространства создается вручную. Как и в кино, есть актеры — тут это аниматоры, когда они работают, они иногда даже вживую отыгрывают эмоции, движения", — вспоминает он.
 
Процесс создания мультфильма идет непрерывно: пока анимируется одна серия, художники рисуют модели на следующую, а сценарист может опережать остальных на полдесятка эпизодов. Анатолий иногда лично участвует в работе художников, аниматоров, правит сценарий.


 
Но режиссер тут не диктатор, решения принимаются совместно. "Истина рождается в диалоге", — напоминает он. "На выходе все равно получается так, как я хотел. Но прихожу к этому я в работе с другими — не так, как вижу я, а так, как будет лучше зрителю".

Есть некоторые правила, которых придерживаются все: "Должна быть завязка - кульминация - развязка, движение от счастья к несчастью и обратно к счастью, постоянные вопросы и ответы на них", — Анатолий говорит, что уложить это в 6 минут непросто, но возможно. Такой жанр (как и жанры минутных или десятиминутных серий) разработан, изучен и проверен.
 
В одной серии "Робиков" обычно не делается больше двух пересекающихся сюжетных линий. В эпизоде должны быть и динамичные сцены, и "отдых для глаз". Нужно учитывать, что на ТВ в середине эпизода будет полуминутная рекламная пауза, что следующий эпизод будет связан с предыдущим — и что его должны ждать.
 

Игры

На самом сериале студия заработает даже в случае оглушительного успеха немного. В основном создатели мультсериалов зарабатывают на сопутствующих продуктах. Игрушками и брендированными майками/кружками/продуктами питания занимаются сторонние компании, которым передают права на бренд — и занимаются этим перед самым выходом в прокат.
 
"Давайте к соседям, тут через дорогу", — ведет директор студии. Один сопутствующий продукт к еще не вышедшему сериалу уже готов — четыре выпущенные мобильные игры и еще несколько находящихся в разработке. Их создание CubinCup доверили студии Digital Gravitation, с которой тесно сотрудничают (и нередко заходят в гости).
 
Студия знакома игрокам и по играм для iOS и для Android, не связанным с "Робиками". Их обучающее приложение Smart Kitty TUT.BY тестировал на собственных детях.
 
Анастасия Бохан, руководитель мобильных разработок
 
"Не мобильные игры продвигают сериал и не сериал "двигает" игры — это взаимодополняющие продукты", — объясняет Анастасия Бохан, руководитель отдела мобильных разработок Digital Gravitation. Игры акцентируются на фрагментах и героях сериала, но не полностью пересказывают его сюжет. Каждая игра ориентирована на конкретный возраст — где-то головоломки попроще, где-то на последних уровнях и подростку будет непросто.
 

 
Игры по "Робикам" — обычные головоломки со знакомым геймплеем, но в стилистике сериала. К примеру, самая свежая Burger Bombs (Android, iOS) — паззл вроде пошагового арканоида. Но в ней не решаются абстрактные задачи — герой сериала пробирается через горы любимого им фастфуда и спасает Робиков от злодея. "В будущем увидите и уникальные "фичи", будет игра, не похожая ни на что", — обещает Анастасия.
 
Все игры бесплатные, но с внутриигровыми покупками (модель free-to-play). Как утверждает Анастасия, эта модель показала эффективность — игры за счет бесплатности получают широкое распространение, но и разработчики зарабатывают деньги. "Покупки в играх для тех, кто любит пройти побыстрее и готов за это заплатить. Если у игрока достаточно ловкости и смекалки, все уровни можно пройти без покупок", — рассказывает она.


 
Игры разрабатываются под Android и iOS, есть веб-версии для компьютеров. В будущем могут быть и версии под Windows Phone, и приложения для соцсетей. Игры разрабатываются на движке Unity, что позволяет легко переносить игру на новые платформы. Если бренд "Робиков" станет популярным ("Не если, а когда", — поправляет Анастасия), могут появиться и игры помасштабнее мобильных головоломок.

И даже если "Робики" не оправдают всех возложенных надежд в финансовом плане, они будут качественным сериалом от слаженной команды, способной на многое, считает директор студии. Сергей Жданович утверждает, что уже достигнуто немало: в Беларуси появилась компания, которая профессионально занимается детской 3D-анимацией. 
{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-35%
-20%
-50%
-90%
-30%
-40%
0063371