• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Беларусь оказалась между Тунисом и Кувейтом по готовности к развитию передовых технологий
  2. Погибшего Шутова признали виновным, Кордюкову дали 10 лет. По делу о выстреле в Бресте огласили приговор
  3. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  4. Когда будут арестовывать авто, а когда — забирать права на время: новое в ПИКоАП для водителей
  5. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  6. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  7. Поставщики сообщили о сложностях у еще одной торговой сети
  8. Верховный суд отменил летнее решение о сутках. Районный суд рассмотрел дело заново и опять назначил арест
  9. Минское «Динамо» обыграло в гостях рижских одноклубников
  10. «Самая большая покупка — 120 рублей». История Маргариты, которая работает продавцом в деревне
  11. «Люди с дубинками начали бить машину, они были везде». Судят водителя, который уезжал от силовиков и сбил гаишника
  12. «Дешевле, чем в секонде». В модном месте Минска переоткрылся благотворительный магазин KaliLaska
  13. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  14. Глава бюро ВОЗ в Беларуси: «Возможно, в 2022 году мы сможем сказать, что с пандемией покончено»
  15. «Они только успели поставить машину на платформу». Минчанин отказался платить за эвакуацию, и вот чем это закончилось
  16. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  17. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  18. «Политических на зоне уважают». Поговорили с освободившимся после 6,5-летнего срока политзаключенным
  19. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  20. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  21. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  22. Адвокат Статкевича отказался дать подписку о неразглашении, теперь его могут лишить лицензии
  23. Песков прокомментировал итоги встречи Путина и Лукашенко
  24. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  25. Лукашенко поручил госсекретарю Совбеза разработать план противостояния «змагарам и беглым»
  26. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  27. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  28. Журналистика не преступление. Как Катерина Борисевич готовила статью о «ноль промилле», за которую ее судят
  29. Экономист: Есть ощущение, что сменись Лукашенко даже на силовика, часть людей вернется в Беларусь
  30. Доклад о Беларуси в Совете ООН и обвинительный приговор Шутову. Что происходило в стране 25 февраля


Станислав Иванейко,

Глайдер из игры "Жизнь"
На заре видеоигр, в семидесятые годы прошлого века, энтузиасты были стеснены только фантазией. Важен был сам факт появления виртуального пинг-понга, а квадратный шарик и ракетка в виде палочки никого в то время не смущала. Пока одни игры уходили в развлекательную сторону и формировали жанры, которые мы видим сейчас (экшены, гонки, стратегии, симуляторы), другие казались не от мира сего уже в те годы.
 
Джон Конвэй, фото Thane Plambeck via Wikimedia
Джон Конвей, фото Thane Plambeck via Wikimedia
 
Британский математик Джон Конвей стал одним из пионеров в области компьютерных разработок. В то время как люди видели первые ПК только на выставках и не представляли, что с ними делать дома, Конвей вовсю работал над проектом "Жизнь" — клеточным автоматом, состоящим из решетки ячеек. 

Каждая клетка живет в условном состоянии "1" или "0". Со всех сторон ее могут окружать другие клетки, но могут и не окружать. Для работы автомата нужно задать всего пару условий: базовое состояние ячеек и условие его смены – с нуля на единицу или наоборот. На этом принципе работают многие клеточные автоматы. Обычно такие алгоритмы применяются в областях математики, которые находятся далеко за пределами школьной, а то и вузовской программы.
 
Закончив с малопонятной теорией, перейдем к "Жизни" Конвея. Выглядит это как-то так:



Заслуга математика - в том, что он смоделировал убедительную модель эволюции и развития клеток. Если включить воображение и представить, что каждая точка – живое существо, окруженное себе подобными, то легко увидеть процессы жизни, бытия и смерти зверушки.
 
Для правдоподобного поведения клеток необходимы определенные условия. Лучше всего особенности игры описаны в книге научного писателя Мартина Гарднера "Математические досуги". Вот три основных правила:
 
1. Не должно быть ни одной исходной конфигурации, для которой существовало бы простое доказательство возможности неограниченного роста популяции.
2. В то же время должны существовать такие начальные конфигурации, которые заведомо обладают способностью беспредельно развиваться.
3. Должны существовать простые конфигурации, которые в течение значительного промежутка времени претерпевают изменения и заканчивают свою эволюцию одним из трех способов: полностью исчезают (из-за перенаселенности либо разреженности), переходят в устойчивую конфигурацию и перестают изменяться или же, наконец, выходят на колебательный режим, то есть бесконечный цикл превращений с определенным периодом.
Конвей задал два состояния ячейкам: живое и мертвое (оно же пустое). Причем рождаются и погибают все клетки в один миг – это, условно говоря, поколение. Каждую клетку окружают восемь ячеек, на которых могут находиться фишки. В зависимости от количества точек, окружающих клетку, и происходит эволюция. 
 
Если с фишкой граничит ровно три клетки, произойдет размножение. Когда рядом с точкой соседствуют две или три клетки, опасности нет, это комфортное состояние для выживания. Самое интересное – условия гибели фишки. Больше трех граничащих фишек – смерть, меньше двух – тоже смерть. Так здесь происходит моделирование перенаселенности и одиночества. С учетом быстрого роста населения Земли и пессимистичными прогнозами о грядущей нехватке ресурсов, "Жизнь" заставляет призадуматься.

Попробуйте сами: расставляйте точки кликом мыши, нажимайте "Start". Средняя кнопка — скорость анимации, правая — список демонстрационных фигур.


 
У "Жизни" Конвея полно условностей и нелогичностей с точки зрения реальной жизни. Хотя бы факт, что для появления новой клетки должно быть три ячейки – в нашем-то мире обычно и двух достаточно, хотя всякое случается. Также отсутствующие факторы типа внешней среды, конфликтов между клетками и внезапной смерти. Но "Жизнь" – это в первую очередь игра, причем 1970 года. Чем она проще, тем ярче прослеживаются закономерности эволюции и развития поколений. Вариантов событий может быть масса, и главное – все они более-менее правдоподобны.
 
Динамичное изменение точек превращается в анимацию. Просчитав закономерности и высчитав нужную последовательность рождения/смерти фишек, можно создавать красивейшие узоры. Первой найденной конфигурацией стал пятиклеточный планер, он же глайдер. Он оказался самой популярной и часто появляющейся фигурой в "Жизни". Глайдер, как и сама игра, стал культовым: именно его известный хакер Эрик Реймонд предложил для символа цифровых взломщиков.

Глайдерное ружье Госпера, первая бесконечно растущая фигура в "Жизни"

В зависимости от поведения клеток меняются фигуры, которые складываются из этих же фишек. Запустив цепную реакцию, можно увидеть преображение обыкновенных точек в сложные рисунки, которые развиваются без участия игрока. Например, конфигурация бильярдного стола: подвижная часть заблокирована в неизменяющейся, эволюция происходит только внутри – получается бесконечный цикл.
 
Распад на планеры может произойти и от обычной диагональной линии. Поделив линию на отрезки размером пять и шесть клеток, а потом сдвинув их, получится интересное деление на глайдеры. Сделав отрезки больше, по десять клеток, выйдет уже совсем другая конфигурация.

В "Жизнь" можно поиграть в самой "Жизни". Привет, Inception!



"Жизнь" обладает мощнейшим инструментарием, нужно лишь усвоить принцип игры. Имеются объемные конфигурации с участием множества фигур: условные космические корабли, пушки, НЛО и другие объекты. В процессе эволюции они взаимодействуют и преобразовываются в новые клетки. Наблюдать за этим можно долго.
-10%
-20%
-10%
-5%
-20%
-10%
-15%
-20%
-10%
-5%
0072641