Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Александр Арсёнов,

Александра Рубанова можно было бы назвать обычным преподавателем информатики обычной сельской школы. Но под его руководством ученики снимают школьное онлайн-ТВ и пишут приложения под Android. IT.TUT.BY поинтересовался, какими гаджетами пользуются учитель-айтишник и его ученики.



Сейчас у Александра в кармане смартфон Lenovo P780, известный благодаря емкой батарее на 4000 мАч. Свой прошлый смартфон, Samsung Galaxy S II, он случайно "утопил". "Но зато при общении с Samsung понял, что мне важна не производительность или что-то иное, а именно время автономной работы", - рассказывает он.
 
Первым его мобильником был Sony Ericsson T100. После этого были Motorola RAZR V3 и Huawei U8230, а после них S2 и теперешний P780. "И сейчас бы купил тот первый Sony Ericsson, чтобы просто звонить - неубиваемый телефон", - вспоминает он. "Смартфон бы использовал для остальных целей, с удовольствием разделил бы функции".
 
Первым же компьютерным опытом были школьные "Корветы" - на уроках изучали среди прочего язык "Алгол". "Боялся этих клавиатур, у которых был вентилятор сбоку. Точнее, все время боялся палец туда случайно засунуть", - вспоминает он. В 15 лет у Александра появился первый компьютер на базе Intel Pentium 133, первая любимая игра - Age of Empires.



Заряд монструозной батареи P780 тратится вовсе не на игры или кино: "Звонки, Skype, почта, переписка…" - перечисляет он. "Нередко бывает, что здесь и сейчас нужно обновить информацию на сайте, так что иногда заменяет компьютер".

Любимое приложение - Twitter-клиент Plume. Новостное приложение TUT.BY ему не понравилось, вместо него он пользуется OnlinerTUT. Он не использует плеер и вообще не любит слушать музыку в наушниках (только на качественных колонках), но некоторое время слушал аудиокниги. Позже перешел на текстовые книги - недавно с удовольствием читал на телефоне "Основание" Азимова.
 
"Еще честно купил лицензионный пакет "Касперского" на компьютеры, пользуюсь и на смартфоне", - Александр считает, что вредоносные приложения это судьба любой популярной ОС, и предпочитает перестраховаться. Хотя напоминает, что большинства вредоносных приложений можно избежать, выполняя элементарные правила безопасности.


Мелодия звонка у Александра стандартная: "Долгое время стояло вступление к песне Noize MC "Жадина", но жене тоже такой звонок понравился, она захотела поставить себе. Пришлось мне отказаться".
 
Свой Lenovo он не спешит на что-то менять: "На самом деле у меня и нет причин покупать самые крутые смартфоны, мне не нужны те мощности, что там есть. Разве что интересно было бы попробовать Nokia на Windows Phone - например, Lumia 820".
 
У детей в школе, безусловно, есть смартфоны "покруче", чем у учителя. Но ни его, ни учеников это не смущает. "Разве что когда мой Samsung сломался, некоторое время ходил со старым монохромным телефоном жены. Тогда дети удивились, все-таки учитель информатики", - смеется он. Между учениками он также не замечал "гонки вооружений".

Учитель заметил другое: у детей все популярнее становятся планшеты, но дети вовсе не "замыкаются в себе и гаджете": "Видел, как двое детей сидели в коридоре по разные стороны планшета и что-то клацали на экране. Напомнило, как мы играли в фантики в том возрасте".


 
Иногда Александр "разминает мозг" логическими играми вроде 2048. Учитель признается: есть некоторые школьные мероприятия, где учитель информатики обязан присутствовать, но там явно лишний - тогда не заснуть помогают как раз подобные игры. "Боюсь, что ученики набрали больше меня", - он объясняет, что детей логическая игра затягивает не меньше стрелялок, если ее правильно преподнести.
 
Тем не менее дети не воспринимают смартфон или планшет как аппарат для учебы. "Если на контрольных позволить пользоваться телефоном, то дети не будут его использовать как калькулятор или "читалку" учебников - скорее, они полезут в интернет за готовым решением", - предполагает учитель. "Замечаю, что родители сами покупают детям планшеты только для игр". Кроме игр и соцсетей, ни дети, ни родители чаще всего не видят полезных сценариев использования.
 
Что тогда делает развивающая логическая 2048 в топе приложений для Android? "Тут все просто: она очень простая, очень доступная, затягивает. В ней хорошая идея и хорошая реализация", - смеется Александр. Он считает, что ребенка можно заинтересовать чем угодно, если найти правильный подход.
 
Александр сам воспитывает сына, ребенку уже год и один месяц. Он планирует приобрести ребенку планшет и пробовать различные обучающие программы. "Но я только начинаю читать на эту тему, присматриваться. А тема слишком тонкая, слишком ответственная", - голос профессионального педагога звучит слегка растерянно. "Боюсь что-то сделать не так, вдруг наврежу".
 
А как же зрение? Как же техника, делающая детей интровертами? "Дело ведь не только в телефонах. Так говорили и тогда, когда появились компьютеры", - вспоминает он. Любая техника может навредить, если ей пользоваться неправильно, не в меру, а сам по себе гаджет, каким бы умным он ни был, бесполезен без участия родителей, считает педагог.
 
Пока он установил для ребенка программу для обучения чтению "Карточки Домана" - картинки с животными и звуки, которые эти животные произносят. "Ребенок с удовольствием смотрит, повторяет звуки, на улице узнает собачку, птичку…" - вспоминает он.

Александр с учениками снимает выпуск школьных новостей. Декабрь-2013
 
Но главный интерес Александра - не дошкольное, а школьное образование в связке с высокими технологиями. В плане оснащенности техникой в Беларуси все не так плохо, считает преподаватель, но видит проблему (причем более глобальную) в другом.
 
Минсвязи не так давно анонсировало подключение абсолютно всех белорусских школ к интернету. Александр вспоминает, что доступ в интернет ООН признала базовым правом человека и выступает за свободный обмен информацией. Но так же, как доступ в интернет в странах третьего мира (над чем трудятся интернет-гиганты) не решит гуманитарные проблемы, само по себе наличие доступа в интернет не принесет пользы образованию.

"Нужны конкретные цели, нужны базовые умения"
, - считает он. "Когда я вижу людей, которым волей-неволей приходится работать с компьютером, они все работают по шаблону. Им сказали нажимать ту кнопку, потом эту - ничего хорошего из этого не выйдет".
 
Кроме того, школам серьезно помог бы электронный документооборот - но только в случае, если он вытеснял бы бумажный, а не дублировал его. "Было бы здорово, если бы школы заводили свои электронные адреса и не бросали их", - добавляет он. Также преподаватель рекомендует освещать на сайтах учебных заведений школьные мероприятия - часто родители шестиклассника не знают, что происходит в пятом или седьмом классе.
 
"Это может любой, только этому надо уделить немножко времени", - начинающим он рекомендует сайт Schools.by. Александр считает, что пусть видеоканал школы сделать сможет не каждый, но текстовый блог с фото вести несложно.
 
В социальных сетях у Александра открытые аккаунты - и его ученики о них знают. У одной ученицы он стал уже третьим учителем-другом во "ВКонтакте". Ученики обращались к нему с вопросами по компьютерам и по контрольным по физике.

"Накануне в два ночи один из учеников спросил что-то вроде: "Какой порт надо открыть, чтобы команда ping прошла?" Честно, я и не знал, но погуглил и ответил красивой строчкой: "Порты тут ни при чем, нужно разрешить протокол ICMP", - смеется он.


 
"Кажется, только жена считает, что учитель должен быть отстранен от ученика". В основном знакомые и коллеги Александра не видят в этом ничего плохого. "К тому же я не делаю ни из чего тайну. Ведь если ты общаешься с учениками несколько лет, они все равно поймут, какой ты человек и без соцсетей", - считает учитель.
 
Он и сам просматривает новости учеников в соцсетях: "Разного хватает, от человека зависит. Кто-то пытается подменить свои мысли цитатами из групп, кто-то пишет сам. Нравится смотреть, что ребята фотографируют. Конечно, не всегда приятно бывает что-то узнать, но некоторых читать очень интересно".
 
Учитель замечает, что компьютеры и смартфоны не так и изменили детей: "Иду по улице и замечаю, как дети носятся, играют в "войнушки"… Где-то слышал мысль, что бесполезно заниматься воспитанием детей - нужно заниматься своим воспитанием, дети все равно будут подражать тебе. Технологии тут ни при чем". 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-35%
-20%
-20%
-10%
-10%
-30%
-12%
-15%